Многие, слушая хроники Кербелы, с трудом сопоставляют имена героев с их родословной, историей и семейными связями. Наличие достаточной степени понимания этих деталей не только помогает лучше понять и визуализировать события, но также лечит от целого ряда современных предрассудков тех, кто особенно увлекается разбором чужих семейных отношений, браков и прочих аспектов личной жизни. Я попыталась собрать краткую историческую информацию и интересные детали, относящиеся к теме.
Жены Имама Хусейна (а)
Из истории известно, что у Имама Хусейна (а) в течение жизни было четыре жены. Из них на момент событий Ашуры живы были три. Совершенно точно в Кербеле находилась Рабаб. Пишут, что жена Имама Хусейна (а) Лейла, скорее всего, тоже была свидетелем трагических событий и видела смерть Али Акбара. А о госпоже Умм Исхак сведений либо нет, либо они малодоступны, но, вероятно, она тоже присутствовала в Кербеле.
Итак, перечислим всех документально известных жен и детей Имама Хусейна (а).
- Шахрбану, мать Имама Саджада (а). Она умерла после родов. Имаму Саджаду (а), согласно имеющимся сведениям, на момент событий Ашуры было 23–24. В Кербеле он был болен и не был в состоянии встать.
- Умм Исхак, мать Фатимы, дочери Имама Хусейна (а). Умм Исхак была женой Имама Хасана (а), и от него (а) у нее тоже была дочь, которую так же звали Фатимой. Имам Хасан (а) перед смертью попросил своего брата жениться на Умм Исхак после него. Старшая дочь Умм Исхак позже стала женой Имама Саджада (а) и матерью Имама Бакира (а).
- Рабаб, мать убитого младенца Али Асгара (Абдуллы) и Сукейны/Рукайи. Сукейна, как известно, умерла от горя (скорее всего, и от физического изнеможения тоже), в плену, в тюрьме. Ей было четыре года. Рабаб была широко известна своей красотой, умом, храбростью и красноречием. Когда, побывав в плену и потеряв мужа и детей, она вернулась в Медину, ей стали поступать предложения о браке. Она отказала всем, сказав, что не жeлает другого свекра, кроме Пророка (с). Рабаб умерла через год после Ашуры.
- Лейла, мать Али Акбара, которому в Кербеле было 18 лет.
Имаму Хусейну (а) на момент гибели было 54–57 лет (по разным данным).
Потомство Абу Талиба
Члены славного клана Бани Хашим составляли до трети мучеников Кербелы (данные об общем их числе разнятся). Среди них в Кербеле присутствовали следующие.
- Сыновья Имама Али (а):
– от Фатимы (а): Имам Хусейн (а);
– от Умм уль-Банин: Аббас ибн Али (Аббасу было на тот момент 35 лет), Джафар ибн Али, Усман ибн Али;
– от Лейлы бинт Масуд: Абу Бакр ибн Али;
– от аль-Сахбы бинт Рабиа: Умар ибн Али;
– также присутствовал Мухаммад аль-Асгар (младший Мухаммад) ибн Али – сведения о его матери не указаны.
- Сыновья Имама Хасана (а): Касим, Абу Бакр, Амр, Абдулла, Бишр.
- Сыновья Хусейна (а):
– Али Акбар (старший Али), сын Лейлы бинт Аби-Мурра аль-Сакафи;
– Али Асгар (Абдулла, младший Али) – шестимесячный младенец, сын Рабаб бинт Имра аль-Кайс.
- Сыновья Аббаса: Касим и Фазль.
- Сыновья Зайнаб бинт Али: Аун и Мухаммад.
- Также присутствовал Мухаммад ибн Абдаллах ибн Джафар – сын мужа Зайнаб и внук Джафара аль-Тайара, брата Имама Али (а).
- Потомство Акиля, брата Имама Али (а): Джафар ибн Акиль, Абд аль-Рахман ибн Акиль, Абдаллах ибн Акиль, Мухаммад ибн Аби Саид ибн Акиль.
Малоизвестные факты о других героях Кербелы
В списке погибших можно насчитать больше десяти освобожденных рабов – иными словами, больше 10% погибших когда-то относились к низшему сословию общества того времени. Эта деталь напоминает нам о том, что статус человека в «малякуте» (т.е. в мире ангелов) может разительно отличаться от того статуса, который он имеет среди людей в этом мире. Иногда дворник или разносчик еды может быть лучшим из людей своей местности, а почтенный отец знатного семейства, известный своими финансовыми вложениями в жизнь исламской общины, – худшим.
Также передают, что в момент перехода Хурра на сторону Хусейна (а) с ним было еще шесть человек. Помимо этого, есть информация как минимум о пяти подобных героях. Сложно определить, пересекаются ли эти два множества, но одно очевидно: положение Имама Хусейна (а), его (а) речь и поведение растопили не одно сердце, стоящее на краю пропасти. Даже если учесть минимальное число спасенных воинов, оставивших сторону Язида, и максимальное общее количество известных героев, то эти души составляли не меньше 5% мучеников. Иными словами, как минимум каждый двадцатый из тех, кого мы приветствуем в «Зиярате Ашура», – это человек, радикально поменявший свою жизнь в последний момент.
Очевидно и то, что в рядах мучеников Кербелы находились не только шииты. При этом среди куфийцев, предавших Имама (а), были люди, считавшие себя шиитами. Это в очередной раз доказывает, что суть человека не всегда соответствует его формальному ярлыку, и истинное братство и близость людей основываются на близости к Богу, к абсолютному добру и абсолютной истине, а не на общности наименований.
Автор текста: Анна Олейник
Фотограф: أخٌفيالله, фотосток Unsplash