«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Вежливость и культура поведения в отношении женщин

Как-то раз, идя по одной из улиц Куфы, Имам Али (а) заметил на противоположной стороне дороги женщину, несущую на спине большой и тяжёлый бурдюк с водой. «Могу я вам помочь? – обратился он тут же к ней. – Я вижу, что вам очень тяжело». Женщина, не скрывая радости, с облегчением приняла предложение незнакомца и поблагодарила.

Провожая спутницу до дома, Имам (а) расспросил её о семье. «Мой муж умер в сражении, на которое его отправил Али ибн Абу Талиб, – поделилась она. – Теперь я одна воспитываю детей и должна много работать, чтобы прокормить их». Внимательно и молча выслушав историю женщины, Имам (а) огорчился. Дойдя до дверей её дома, он оставил бурдюк на земле и вернулся к себе, удручённый историей, которую только что услышал. На следующее утро он взял корзину, собрал в неё мясо, муку и финики и отправился к вчерашнему дому. По пути он встретил группу своих сподвижников: «О Повелитель верующих, позволь нам отнести эту корзину. Она выглядит тяжёлой». «Спасибо, но я отнесу её сам», – ответил Имам (а).

Достигнув дома, он постучал в дверь. «Кто там?» – послышался уже знакомый женский голос. «Я тот самый мужчина, который вчера помог вам с водой. Я принёс для вас и детей немного еды», – ответил Имам (а). «Да благословит вас Аллах!» – поблагодарила тронутая вниманием женщина. «Я рад помочь. Позвольте мне испечь хлеб или позаботиться о детях». «Поиграйте лучше с детьми на улице, а я сама испеку хлеб», – ответила женщина. Имам (а) отправился с детьми на улицу, откуда тут же стал доносится их звонкий и радостный смех. Через некоторое время мимо этой оживлённо и радостно проводящей время компании проходила женщина. «Приветствую вас, о Повелитель верующих!» – с почтением произнесла поражённая женщина. Затем она тут же забежала в дом и спросила у хлопотавшей над тестом женщины: «Ты знаешь, кто это?» – спросила она. «Нет, – ответила та. – Но этот человек очень помог мне. А ты знаешь его?» «Это же ведь Али ибн Абу Талиб, повелитель верующих!» – воскликнула та. Женщина не могла поверить в происходящее. Откуда ей было знать? Побагровев от смущения, она подошла к Имаму (а) и сказала: «Я прошу у вас прощения, о Повелитель верующих. Я не знала, кто вы. Прошу вас простить меня». «Нет, – ответил Имам (а). – Моим долгом было помочь вам» [1].

Сегодня довольно трудно представить себе картину, где в консервативном мусульманском обществе мужчина открыто решит помочь какой-либо незамужней женщине, и это имеет целый ряд обуславливающих это объективных и субъективных причин. Одна из них может быть связана с определённой категорией женщин, которые не умеют принимать помощь или же не умеют экологично отказаться от помощи. Мужчина же, стоящий перед выбором помочь или не помочь, в этой ситуации чувствует себя уязвимо, поскольку рискует быть грубо отверженным. Также причина того, что мужчина не проявит вежливости в отношении дамы, может быть связана и с тем, что представители определённых социальных слоёв порой попросту не вполне свободно владеют правилами общепринятого этикета или скорее не привыкли их соблюдать. Если у одного мужчины уступить место, придержать дверь и прочие вежливости (включая культуру вождения на дорогах) словно инкрустированы в его поведенческие паттерны и являются органичным и необходимым правилом его взаимодействия с миром, то другому это может элементарно не прийти в голову.

Однако не только психологические причины и социальная стратификация, но и наличие национальных и общинных особенностей той или иной местности обуславливают поведение мужчин. Это связано со становлением своеобразной народной философии этикета, которая может разительно отличаться от какой-либо другой, «соседствующей». К примеру, общинная жизнь северокавказских народов полна предписаний и запретов в отношении женщин в связи с высоким уровнем почтения к её достоинству и страхом опорочить её в глазах общественности. Регламент поведения мусульманского мужчины в отношении женщины очень чётко очерчен, и ему не следует пренебрегать им и давать повод для появления кривотолков, особенно если это касается какой-либо малонаселённой местности, где необоснованные слухи распространяются быстрее и куда менее безобидно, чем в либеральней настроенных мегаполисах. Это не говорит о том, что нуждающуюся в помощи женщину следует бросить. Напротив, ей нужно помочь, но тактично и с уважением к её личному пространству.

Поскольку люди стали жить большими группами, их существование регламентировано определёнными нормами, чтобы они могли максимально комфортно уживаться друг с другом. В каждой стране и общности присутствует своеобразный комплекс этических правил, которые следовало бы усвоить каждому. На первый взгляд, то или иное действие или наоборот бездействие в определённой ситуации могут показаться кому-то вопиющими и из ряда вон выходящими, но у всех них присутствует смысловой подтекст. Так, например, в одной стране посчитают моветоном не пропустить даму вперёд на лестнице, тогда как, согласно правилам мусульманского этикета, женщине предложат следовать позади, поскольку при подъёме из-за наклона тела вперёд её одежда может облегать в определённых участках и ставить всех в неловкое положение. По той же причине во время коллективных молитв женщинам надлежит вставать в конце всех рядов молящихся.

Определённый устав поведения присутствует и в любой (немусульманской) дипломатической среде. Так, например, настоящий скандал вызвал премьер-министр Австралии Пол Китинг, который позволил себе приобнять королеву Елизавету II, тем самым грубо нарушив протокол. Дело в том, что, согласно давней британской традиции, дотрагиваться до королевы категорически запрещено. Несколько месяцев назад на саммите АТЭС в центре небольшого скандала оказался и президент России Владимир Путин. Будучи в Китае, российский лидер накинул плед на плечи супруги председателя КНР, что было расценено китайскими цензорами как нарушение правил вежливости.

Казусы происходят и в отношении женщин-мусульманок. К примеру, во время награждения спортсменки вынуждены тактично отказываться от рукопожатия с мужчинами, протянувшими в ожидании руку, поскольку в исламе не допускается прикосновение между намахрамами, то есть лицами противоположного пола, которых не связывают родственные узы. Аналогичную неосведомлённость или даже халатное отношение к кодексу поведения с женщиной, к сожалению, демонстрируют даже невнимательные мусульманские мужчины, например, когда дают в руки сдачу. Не каждый понимает, что при передаче какого-либо предмета мусульманке стоит удостовериться, что он не прикасается к её коже. Не многие мужчины также властны над своим рефлексом посмотреть в сторону помещения, предназначенного только для женщин.

В действительности ислам пронизан отношением к женщине как к какому-то сакральному и чистому созданию, к которому мужчинам следует относиться с должным вниманием и почтением. Совершенно трогательное и возвышенное впечатление производит мусульманский религиозный мужчина, избегающий прямого зрительного контакта с женщиной, как это можно увидеть в священном городе Куме. Согласно нормам исламского этикета, посторонний мужчина никогда первый не заговорит с дамой в присутствии её кавалера. Он скромно поздоровается с ней, опустит взгляд и задаст интересующий его вопрос её спутнику. Это касается даже обслуживающего персонала в местах общественного питания.

На протяжении своего существования человечество выработало различные способы общения, которые, отражая объективные потребности коллективного образа жизни людей, становились всё разнообразнее по мере развития самого общества. И сегодня обычаи, нормы и правила этикета в трансформированном, обновлённом виде окружают мир современного человека. Очень важно усвоить весь комплекс этикетных правил поведения, чтобы избежать неловких ситуаций или осуждения. Где-то на Западе поступок мужчины, придерживающего даму за локоть, сочтут верхом галантности, а в Японии, мягко говоря, недопустимым. Безусловно, в условиях глобализации и разнообразия всех конфессионально-этнических тонкостей довольно сложным кажется вопрос взаимодействия с обществом, поскольку в мире нет единых правил, но в целом нормы вежливости идентичны. Поэтому при желании помочь даме (вне зависимости от её принадлежности к какой-либо конфессии или рангу) стоит спросить, не нуждается ли она в помощи или не обидит ли её, если он поступит каким-то определённым образом. Тактичное отношение к человеку поощряется в любой культуре, а вежливость и следование правилам хороших манер лишь украшают человека. Имам Бакир (а) говорил:

Лучшим из вас в вере (иман) является тот, кто лучший в своих манерах (ахлак) [2].

Автор: Захра Керимова

Фотографы: Levi Meir Clancy, фотосток Unsplash (фото обложки), Photo by mostafa meraji, фотосток Unsplash (фото по тексту)

[1] Бихар ал-анвар, т. 41, стр. 52.

[2] Садр М.М. Ахлак ахл ал-байт, стр. 12.