«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)

Прощение, в первую очередь, предполагает покаяние. Справедливо, не так ли? Но даже здесь справедливость – минимум, который остается только для худших случаев, когда человек умудрился полностью лишить себя Милости Аллаха, отворачиваясь от нее и отрицая ее до последнего предела, до трансформации его сущности, после которой он теряет способность к покаянию. Кстати, наказание в исламе – это не что иное, как лишение Божественной Милости. Это ситуация, при которой человек остается с самим собой, своей сущностью и своими деяниями, только не в этом мире ограничений, а в мире реальности, где всё очевидно и представлено в полной мере. В подавляющем большинстве случаев, однако, даже наше собственное покаяние происходит не без помощи Милости и инициативы Аллаха. Исламский ученый и исследователь госпожа Махназ Хейдарпур в своей книге «Любовь в исламе» пишет:

Примечательно, что согласно Корану Бог не просто принимает покаяние Своих рабов и возвращается к ним после того, как они вернулись к Нему, но Сам делает первый шаг и обращается к Своим рабам, так или иначе разорвавшим связь служения Ему, но не утратившим любовь к добру и правде в Своих сердцах (т.е. на их сердцах не наложена печать). Бог возвращается к таким рабам, и они, покаявшись, возвращаются к Нему, и тогда Бог еще раз возвращается к ним, чтобы простить их.

Поэтому сейид Хуссейн Табатабаи, автор тафсира (толкования Корана) «Аль-Мизан», отмечает, что каждое покаяние и возвращение согрешившего раба дважды объято возвращением Бога: первое возвращение – то, что дает рабу способность добровольно раскаяться, и второе – прощение раскаявшегося. Это ясно обозначено в Коране:

… они, наверное, знали, что нет убежища от Бога, кроме как в Нем самом; и тогда Он воротился к ним, дабы они могли воротиться к Нему; поистине, Бог – Возвращающийся, Милостивый (Коран, 9:118).

Далее человека могут ждать разные уровни прощения.

1. Обычное прощение:

وَمَن يَعْمَلْ سُوٓءًا أَوْ يَظْلِمْ نَفْسَهُۥ ثُمَّ يَسْتَغْفِرِ ٱللَّهَ يَجِدِ ٱللَّهَ غَفُورًۭا رَّحِيمًۭا

«Если кто сотворит дурное и обидит свою душу, совершив грех, и потом попросит прощения у Аллаха, – Аллах Всепрощающий, Милостивый» (Коран, 4:110).

2. Прощение с сокрытием греха. В этом случае даже в день Великого Суда никто не узнает, что именно сотворил этот человек:

إِن تُبْدُوا۟ ٱلصَّدَقَـٰتِ فَنِعِمَّا هِىَ ۖ وَإِن تُخْفُوهَا وَتُؤْتُوهَا ٱلْفُقَرَآءَ فَهُوَ خَيْرٌۭ لَّكُمْ ۚ وَيُكَفِّرُ عَنكُم مِّن سَيِّـَٔاتِكُمْ ۗ وَٱللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌۭ

Если вы даете милостыню открыто, это хорошо; но если вы делаете это скрытно, помогая бедным, – это лучше для вас и сокроет ваши грехи, и Аллах – Знающий, Осведомленный (Коран, 2:271).

3. Стирание грехов. В таком случае грех не просто прощен и скрыт от других навеки, но не остается даже какого-либо следа или индикатора, что какой-то грех имел место, т.е. полное стирание записи. Этот вид прощения упомянут в хадисах. Для краткости приведу только один:

التاىب من الذنب كمن لا ذنب له

Искренне покаявшийся в грехе подобен тому, кто никогда не совершал греха вообще (Имам Бакир (а)).

4. Замена грехов благодеяниями. Это – самое удивительное превращение и вершина Милости Аллаха. Этот вид прощения упоминается и в хадисах, и в Коране:

إِلَّا مَن تَابَ وَءَامَنَ وَعَمِلَ عَمَلًۭا صَـٰلِحًۭا فَأُو۟لَـٰٓئِكَ يُبَدِّلُ ٱللَّهُ سَيِّـَٔاتِهِمْ حَسَنَـٰتٍۢ ۗ وَكَانَ ٱللَّهُ غَفُورًۭا رَّحِيمًۭا

Но если кто-то покаялся, уверовал и творил добро – для таких Аллах заменяет их грехи благими деяниями, обо он – Всепрощающий, Милостивый (Коран, 25:70).

Более того, согласно молитве, записанной со слов Имама Саджада (а), хорошие деяния, которыми заменяются грехи человека, еще и приумножаются, как это бывает со всеми другими хорошими деяниями:

О Тот, кто обращает злодеяния в многократные благодеяния! (Сахифа Саджадия, молитва 24).

Автор: Анна Олейник

Фото: https://pin.it/47oN9iy