«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Сбор и передача хадисов при Имаме Али (а)

Имам Али (а) при жизни Пророка Мухаммада (с) был его официальным писарем, и некоторые важные документы, как, например, мирный договор «Худайбия», были написаны им (а).

Способы, к которым прибегал Имам Али (а) для распространения знаний

1. Обучающие собрания. Имам (а) придавал им особое значение и использовал каждый момент, чтобы обучить людей знаниям. Всякий раз, когда Имам (а) был свободен от ведения боевых действий, он (а) занимался обучением народа и судейством.

2. Проповеди. В период правления первых халифов возможности для публичных выступлений у Имама (а) не было, но уже после его (а) избрания на этот пост Имам (а) читал многочисленные проповеди в Медине, Басре, Куфе, в военных лагерях при битве Джамаль, Сифейн и Нахраван. Они были адресованы одному человеку или группе людей. К счастью, некоторые из них дошли до наших дней.

3. Чтение дуа. С точки зрения Имама Али (а), дуа – любимейшее дело перед Господом. [1] С их помощью также можно было передавать знания.

4. Письма. После смерти Пророка (с) Имам Али (а) стал использовать этот метод распространения знания. Большинство писем относятся ко времени его (а) халифата. В этих письмах он (а) ведет речь от своего лица, иногда вставляя хадисы от Пророка (с). Тематика этих писем разнообразная: наставление, в том числе отеческое; выражение соболезнования; решение проблем, связанных с руководством халифатом; порицание; мистическая проповедь.

Наследие, оставшееся после Имама Али (а)

1. «Сахифа Имама Али (а)». «Сахифа Имама Али (а)» представляла собой небольшой письменный сборник, который находился при Имаме (а) в ножнах меча. Этот сборник много раз упоминается в суннитских источниках: 10 раз в «Сахихе» Бухари, трижды в «Сахихе» Муслима и 5 раз в других известных суннитских книгах. [2]

2. «Книга Имама Али (а)». Этот огромный сборник – сокровище имамата и одна из основ учения Имамов (а). Он не был в распоряжении людей. Его видели только приближенные последователи. Однако упоминание об этой книге встречается в шиитских источниках. Например, Имам Бакир (а) так говорил об этой книге: «В книге Али (а) я видел, что Посланник Аллаха (с) изрек: “Когда люди скупятся на выплату закята, земля тоже придерживает [от] людей свои блага”». [3] Эта книга как свидетельство имамата находится на хранении у Имамов (а). Она составлялась следующим способом: Пророк (с) диктовал Имаму Али (а) информацию на различные темы, а Имам (а) это записывал. В источниках говорится, что «сахифа» (книга) сделана из кожи размером в 70 локтей. Когда ее скручивали в виде свитка, она становилась толщиной с бедро верблюда.

3. «Мусхаф Имама Али (а)». Это мусхаф Корана с тафсиром и та’вилем. [4] Он был собран Имамом (а) и написан его (а) рукой. В мусхафе дается объяснение местам, затруднительным для понимания, т.е. в нем есть муташабихат. Этот мусхаф также можно считать сборником письменно зафиксированных хадисов. Его особенностью можно назвать наличие примечаний, комментарий на полях, которые говорили о том, какой аят отмененный, какой отменяющий, какой общий, какой частный, какой мухкам (с ясным значением), какой муташабих. Там же были указаны причины ниспослания того или иного аята и т.п. К сожалению, этот мусхаф не стал достоянием нашей уммы. Случилось следующее: когда Абу Бакр, окруженный людьми находился в мечети, Имам Али (а) принес этот мусхаф. Рассказав о его значении и о том, что там нет аята, который не был бы прочитан со всеми объяснениями ему (а) самим Пророком (с), предупредил, чтобы они потом не говорили, что были об этом несведущими. В это время один из главных членов группы встал и, посмотрев на то, что принес Имам (а), сказал, что у них нет нужды в этом и что им достаточно того, что есть у них. На что Имам (а) ответил им, что они больше никогда его (а) не увидят. [5]

Составитель и переводчик с персидского: Елена (Захра) Лисовина

Дизайн обложки: Екатерина Здорова

[1] Кулейни. Работа по подготовке текста Али Акбар Гаффари. Тегеран, Дар аль-Кутуб аль-Исламия. 1389, второе издание, т. 2, с. 467, хадис 8.

[2] Мухаммад Садик Наджми, Сахифа Амир аль-Муминан. Журнал «’Улум аль-Хадис», № 3, с. 41–60.

[3] Кулейни, Работа по подготовке текста Али Акбар Гаффари. Тегеран, Дар аль-Кутуб аль-Исламия. 1389, второе издание, т. 3, стр. 505, хадис 17.

[4] Та’виль – метод сведения буквального смысла Корана или Сунны к метафорическому по какому-либо обоснованному поводу.

[5] Аль-Сакифа, 82.