Хадис, приписываемый Имаму Али ибн Абу Талибу (а) и утверждающий, что женщины «обладают недостаточным разумом» (нак̣исат аль-‘ак̣ль), вызывает многочисленные вопросы. Эта фраза, зафиксированная в «Нахдж аль-балаге», кажется противоречащей образу Имама Али (а) как воплощения справедливости и мудрости[1].
В условиях современных дискуссий о равноценности полов данное высказывание требует внимательного анализа. Могли ли слова Имама Али (а), чья жизнь была примером милосердия, подразумевать унижение женщин? Или их смысл связан с историческими обстоятельствами? В данной статье приводится исследование хадиса через призму мусульманской традиции, исторических реалий и современных подходов для раскрытия его значения и демонстрации того, как он способствует диалогу между исламской мудростью и универсальными ценностями.
Понимание хадиса невозможно без учёта социальных и культурных условий Аравии VII века. В доисламском обществе женщины часто находились в подчинённом положении, лишённые прав на образование, наследство и участие в общественной жизни. Ислам, принесённый Пророком Мухаммадом (с), радикально изменил их положение, предоставив права на наследство:
Мужчинам [достаётся] доля из того, что оставили [в наследство] родители и [родственники] ближайшие, и женщинам [также достаётся] доля из того, что оставили [в наследство] родители и ближайшие [родственники], из того, что [осталось], — мало или много — как доля, предписанная [законом][2].
Женщинам также было даровано право на участие в духовной жизни:
Поистине, [мужчины и женщины из числа] мусульман … приготовил Аллах для них прощение и награду великую![3].
Однако патриархальные традиции продолжали ограничивать их роль в общественных и политических делах.
На первый взгляд, слова об ущербности разума кажутся уничижительными. Они часто цитировались для оправдания дискриминации женщин, особенно в традиционных обществах. Однако буквальное прочтение игнорирует более глубокий смысл, который можно извлечь, если учитывать контекст. Имам Али (а), известный своим (а) красноречием и мудростью, редко говорил прямолинейно; его (а) высказывания часто носили метафорический или контекстуальный подтекст.
Хадис, о котором идёт речь, содержится в таких источниках, как «Нахдж аль-балага» («Путь красноречия»), и звучит следующим образом:
О женщины! Поистине, вы– недостаточны (несовершенны) в разуме, недостаточны в доле, недостаточны в вере…[4]
Эти слова часто интерпретировались буквально, что порождало обвинения в женоненавистничестве. Однако подобный подход не учитывает обстоятельства, в которых они были произнесены.
Хадис о недостаточности разума связывают с речью Имама Али (а) после битвы при Джамале (656 г.), где он обратился к женщинам, поддержавшим Аишу в её противостоянии его (а) халифату[5]. Этот конфликт, ставший первым крупным расколом в мусульманской общине, был насыщен политическими страстями. Слова Имама Али (а), вероятно, были направлены на критику импульсивных действий, а не на утверждение интеллектуальной неполноценности женщин. Его метафорический стиль, характерный для «Нахдж аль-балаги», требует интерпретации с учётом обстоятельств, а не буквального подхода.
В мусульманской традиции хадисы, переданные от Ахль аль-бейт (а), рассматриваются как источник Божественного знания, но их понимание требует строгого анализа. Аллама Маджлиси подчёркивал важность проверки цепочки передатчиков (иснад) и контекста передач[6]. Хадис о недостаточности разума существует в различных версиях, и его подлинность вызывает вопросы. Аятолла Муртаза Мутаххари отмечал, что подобные высказывания могли быть искажены из-за культурных предубеждений той эпохи[7].
Разум (‘ак̣ль) считается даром Аллаха, равно присущим всем людям. Коран подтверждает духовное равенство:
О люди! Поистине, Мы сотворили вас от мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, дабы узнавали вы друг друга. Поистине, самым почитаемым среди вас пред Аллахом [является] наиболее остерегающийся [гнева Его]. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий![8].
Жизнь Фатимы ас-Захры (а), чья проповедь в мечети Пророка Мухаммада (с) отражает ее (а) интеллектуальную и духовную глубину, опровергает идею о женской неполноценности[9]. Шейх аль-Кулейни приводит хадис, в котором Фатима аз-Захра (а) названа «госпожой женщин миров»[10]. Шейх Муфид подчёркивает её (а) роль как образца мудрости и стойкости[11]. Таким образом, буквальное толкование хадиса противоречит учению Ахль аль-бейт (а) и требует анализа через призму исторического контекста.
Хадис о недостаточности разума часто связывают с юридическим правилом, изложенным в Коране: «И попросите свидетельствовать двух свидетелей из мужчин ваших. А если не будет двух мужчин, то — [одного] мужчину и двух женщин из тех, [которыми] довольны вы как свидетелями»[12]. Это правило, на первый взгляд, может быть истолковано как указание на неравенство полов, что делает его центральным для дискуссий о хадисе Имама Али (а). Шейх Табарси в своём тафсире «Маджма‘ аль-байан» предлагает интерпретацию, которая устраняет это кажущееся противоречие, помещая правило в исторический и социальный контекст Аравии VII века[13].
Табарси утверждает, что требование двух женских свидетельств в финансовых делах не связано с интеллектуальной или духовной неполноценностью женщин, а является прагматической мерой, обусловленной социальными реалиями того времени. В Аравии VII века женщины редко участвовали в торговых или финансовых операциях, которые требовали глубокого знакомства с коммерческими практиками. Это ограничение было результатом патриархальных структур, а не врождённых качеств. Табарси объясняет, что правило о двух свидетельницах защищало женщин от социального давления и возможных ошибок в ситуациях, где они могли быть менее опытны. Например, в судебных разбирательствах, связанных с долгами или контрактами, женщины могли испытывать давление со стороны родственников или общества, и присутствие второй свидетельницы обеспечивало дополнительную поддержку и достоверность показаний[14]. Шейх Муфид уточняет, что в других ситуациях, таких как свидетельство о браке или рождении, показания женщины равны мужским[15].
Современный мир демонстрирует активное участие женщин в науке, политике и духовной жизни, что делает буквальное толкование хадиса неуместным. Мусульманская традиция, опирающаяся на наследие Ахль аль-бейт (а), позволяет адаптировать интерпретации к новым условиям. Аятолла Рухолла Хомейни (а) называл женщин «воспитателями нации», подчёркивая их ключевую роль в обществе[16]. Пример Фатимы аз-Захры (а), чья стойкость и мудрость вдохновляют мусульман, подтверждает, что женщины способны быть лидерами[17]. Аятолла Джавад Амули акцентирует равенство полов в духовной и интеллектуальной сферах[18]. Мухаммад ас-Санад подчёркивает вклад женщин в развитие общества[19].
Таким образом, хадис, в котором передаются слова Имама Али (а) побуждает к размышлению, а не к обвинению. Его интерпретация должна учитывать исторические обстоятельства. Мусульманская традиция, основанная на разуме и Коране, позволяет рассматривать хадис как отражение социальных условий своего времени, а не как универсальное суждение. Сам Имам Али (а) так трактует сказанные выше слова:
Что касается недостаточности вашего разума, то это потому, что свидетельство двух женщин равно свидетельству одного мужчины. Что касается недостаточности вашей веры, то это потому, что вы освобождены от молитвы и поста во время менструаций. А что касается недостаточности вашей доли, то это потому, что ваша доля в наследстве составляет половину доли мужчины[20].
Вопрос равноценности полов в исламе перекликается с дискуссиями в других культурах. Симона де Бовуар в «Втором поле» акцентировала индивидуальную свободу как основу равенства[21]. Мусульманская традиция подчёркивает духовное равенство через богобоязненность. Западный подход фокусируется на правах личности, исламский – на гармонии с Божественным порядком. Исследования эмоционального интеллекта, например, работы Д. Карузо[22], находят параллели с исламским понятием джихада с нафсом – борьбы с эго, о котором говорил Имам Али (а)[23]. Хадис, если интерпретировать его как отражение социальных ограничений, становится точкой пересечений стремлений к справедливости в разных культурах.
Утверждение о недостаточности разума женщин ни в коем случае не говорит о том, что Имам Али (а) был мизогинистом, а требует глубокого анализа через мусульманскую методологию с учетом исторического контекста и современных реалий. Наследие Имама Али (а), воплощённое в «Нахдж аль-балаге», призывает к размышлению[24]. Традиция, опирающаяся на разум и Коран, позволяет видеть в хадисе не обвинение, а отражение условий своего времени. Сегодня, когда женщины активно демонстрируют интеллектуальное и духовное развитие, хадис побуждает вести диалог о справедливости, объединить исламскую мудрость с универсальными ценностями человечества.
Автор: Захра Керимова
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
[1] Нахдж аль-балага, письмо 14, стр. 45.
[2] Коран, 4:7.
[3] Коран, 33:35.
[4] Нахдж аль-балага, хутба 80, стр. 105.
[5] Нахдж аль-балага, письмо 14, стр. 45.
[6] Аллама Маджлиси. Бихар аль-анвар, том 1, стр. 142.
[7] Муртада Мутаххари. Система прав женщин в исламе, стр. 112.
[8] Коран, 49:13
[9] Бихар аль-Анвар, том 43, стр. 86.
[10] Шейх аль-Кулейни. Аль-Кафи, том 1, стр. 460.
[11] Шейх Муфид. Аль-Иршад, том 1, стр. 354.
[12] Коран, 2:282.
[13] Шейх Табарси. Маджма‘ аль-Баян, том 2, стр. 234.
[14] Шейх Табарси. Маджма‘ аль-Баян, том 2, стр. 234.
[15] Шейх Муфид. Аль-Иршад, том 1, стр. 315.
[16] Аятолла Хомейни. Сахифа-йи Имам, том 7, стр. 304.
[17] Бихар аль-Анвар, том 43, стр. 86.
[18] Аятолла Джавад Амоли. Женщина в зеркале красоты и величия, стр. 45.
[19] Мухаммад ас-Санад. Женщины и ислам, стр. 89.
[20] Нахдж аль-балага, хутба 80, стр. 105.
[21] Симона де Бовуар. Второй пол, 1949.
[22] Д. Карузо. Эмоциональный интеллект, 2002, стр. 15.
[23] Нахдж аль-балага, проповедь 176, стр. 238.
[24] Нахдж аль-балага, проповедь 1, стр. 27.