«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Женщина как источник жизни рода

Современные открытия в области генетики позволяют пересмотреть устоявшиеся представления о передаче родовых признаков и наследовании в человеческом обществе. Традиционно родословные линии, особенно в патриархальных культурах, велись по мужской линии: дети носили фамилию отца, мужчины отвечали за честь семьи, род продолжался от них. Однако молекулярная биология и исламская духовная традиция предложили более сложную и многогранную картину, в которой женщина занимала бы центральное, а не второстепенное положение.

Геном человека состоит из 23 пар хромосом, две из которых определяют пол: XX у женщин и XY у мужчин. Х-хромосома содержит от 800 до 900 активных генов, включая гены, отвечающие за иммунитет, развитие центральной нервной системы, обмен веществ и многие другие ключевые функции. В отличие от неё, Y-хромосома включает лишь около 70-80 функциональных генов, большинство из которых связаны исключительно с определением мужских половых признаков и сперматогенезом. Этот дисбаланс в объёме и значении генетической информации означает, что женщина несёт гораздо более насыщенное и важное биологическое наследие, передаваемое как дочерям, так и сыновьям. Мужчина же передаёт X-хромосому только дочерям, а сыновьям — исключительно Y-хромосому, лишённую большинства тех признаков, которые определяют сложность человеческого организма.

Помимо этого, существует митохондриальная ДНК — наследуемая строго по материнской линии. Она содержится в митохондриях, органеллах клетки, обеспечивающих её энергетическое функционирование. Эта ДНК передаётся в неизменном виде, делая каждую женщину не только биологической матерью, но и уникальным носителем энергии рода. Влияние митохондриальной ДНК на здоровье, старение и предрасположенность к заболеваниям уже получило широкое научное признание.

Также женщина участвует в естественном отборе более непосредственно. Биологическая способность женщины выносить ребёнка — это проверка на жизнеспособность организма. Если мужчина способен стать отцом при наличии определённых патологий, женщина, чтобы успешно завершить беременность, должна быть в физиологически благоприятном состоянии. Таким образом, гены, передаваемые через женщину, проходят более строгий биологический отбор.

На уровне иммунитета женщина также обладает преимуществом. Благодаря двум X-хромосомам, у неё есть дублирование жизненно важных генов, в том числе тех, что отвечают за устойчивость к болезням. Это делает женскую иммунную систему более резистентной. Мужчина же с одной X-хромосомой уязвим к наследственным заболеваниям, если дефектный ген локализован именно на ней. Этим объясняется, например, большая распространённость гемофилии среди мужчин.

Идея, что род продолжается исключительно по мужской линии, представляет собой социальный миф, коренящийся не в биологии, а в исторически сложившихся патриархальных конструкциях. Социальный миф о мужской линии часто поддерживался традициями наследования и генеалогическими практиками, где фамилия или племенная принадлежность передавались через мужчин. Однако такие обычаи лишь отражают культурные предпочтения. Миф о продолжении рода по мужской линии принижают роль женщин, несмотря на их весомое биологическое и духовное участие в формировании семьи и общества. Чтобы отказаться от этого мифа, требуется переосмысление гендерных ролей.

В исламской традиции, несмотря на кажущееся формальное доминирование мужской линии в правовой и социальной сферах, можно найти примеры, которые вступают в противоречие с этим представлением.

Один из этих примеров — Фатима аз-Захра (а), дочь Пророка Мухаммада (с), и её место в исламе. Через неё продолжается линия всех Имамов (а) — духовных лидеров мусульманской общины. Её сыновья Имамы Хасан (а) и Хусейн (а) стали звеньями цепи Божественного руководства, тогда как физически линия Пророка (с) через его (с) сыновей прекратилась. Тем самым Фатима (а) стала не только биологической, но и духовной осью уммы, объединяющей пророчество и имамат.

Другой пример — Марьям (а), мать пророка Исы (а). Она стала источником пророческой миссии без участия мужчины. Таким образом, даже в случаях, когда отсутствует отцовская линия, ислам признаёт духовное и биологическое посредничество женщины как достаточное для передачи святого начала.

Коран не умаляет женского достоинства. В суре «ан-Ниса» («Женщины»), аят 11, оговорены права женщин на наследство. Хотя доля женщины может быть меньше, это не выражает её онтологическую неполноценность, а отражает баланс в социальном устройстве, учитывающий экономическую ответственность мужчин в семье.

Женщина в исламской традиции рассматривается как самостоятельная духовная личность, чья ценность не определяется только функцией деторождения. В хадисе от Имама Али (а) говорится:

Женщина — это цветок (на араб. «рейхана»), а не воин (на араб. «кахрамана»)[1].

Здесь подчёркивается уважительное и бережное отношение, противопоставленное бытовому утилитаризму. Это признание тонкости её природы, а также её роли как вдохновляющей и поддерживающей силы.

В одном из сборников преданий приводится хадис, где рассказывается о верующем мужчине, у которого родилась дочь. Он пришёл к Имаму ас-Садику (а), который, подметив его недовольное состояние, сказал: «Если бы Всеблагой и Всевышний Аллах послал тебе откровение и спросил: “Мне выбрать для тебя или ты сам выберешь для себя?”, что бы ты ответил?» Он сказал: «Я бы ответил: “Господи! Ты выбери для меня”». Имам (а) сказал: «Воистину, Аллах уже выбрал для тебя». Затем он (а) продолжил: «Мальчик, которого убил знающий, тот, кто был с Мусой (а)…  Это слова Великого и Всемогущего Аллаха: “И захотели мы, чтобы дал им взамен Господь их лучшего, чем он, по чистоте и более близкого по милости[2]”. И Аллах даровал им вместо него дочь, из потомства которой вышло семьдесят пророков»[3]

В Коране говорится:

О люди! Поистине, Мы сотворили вас от мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, дабы узнавали вы друг друга. Поистине, самым почитаемым среди вас пред Аллахом [является] наиболее остерегающийся [гнева Его][4].

Согласно незыблемым исламским принципам, никто не возвышается над другим, кроме как богобоязненностью и добродетелью. Этот комментарий подчёркивает равную ценность мужчин и женщин перед Богом и отвергает любые утверждения о превосходстве, будь то основанные на принадлежности к определённому полу, уровне физической силы или ума. Однако при этом важно учитывать особенности обоих полов и культурно-исторические реалии, в которых они раскрывались. Имам ас-Садик (а) сказал:

Сыновья – благополучие, а дочери – благодеяния. Аллах спросит за благополучие и наградит за благодеяния[5].

Оказавшись вместе со своим братом Имамом Хусейном (а) в Кербеле, госпожа Зейнаб (а) возложила на себя миссию рассказать миру о трагедии, и именно её речь во дворце Язида стала тем, что пробудило общественное сознание. Это событие показывает, что женщины играют важнейшую роль не только в семье, но и в сохранении и передаче духовной истины.

В исламской традиции воспитание дочери занимает особое место, поскольку она играет ключевую роль в формировании семьи и общества. Дочь, ставшая матерью, несёт основную ответственность за воспитание детей, передавая им религиозные, нравственные и культурные ценности. Её роль в духовном воспитании способствует укреплению семьи как первичной ячейки общества, обеспечивая стабильность и преемственность исламских традиций. В  исламских источниках подчёркивается превосходство праведных женщин, что говорит об их значимости в духовном и социальном плане.

Инвестиции в образование и воспитание дочери приносят пользу не только семье, но и обществу в целом. Дочь, получившая должное образование, в том числе религиозное и нравственное, становится способной формировать гармоничную семейную среду, где дети растут в атмосфере интеллектуальности, веры и добродетели. Это способствует созданию устойчивого общества, основанного на принципах справедливости и милосердия, о чем говорит Коран:

О те, которые уверовали! Оберегайте себя и семьи свои от огня [адского]…[6]

Вклад в развитие дочери, включая ее религиозное обучение и моральные ориентиры, усиливает ее способность выполнять роль матери и «воспитательницы», что, в свою очередь, укрепляет социальные связи и способствует процветанию мусульманской уммы.

Таким образом, данные биологии, исламская эсхатология и примеры из сиры Пророка (с) формируют единую концепцию, в которой женщина — не просто носительница генов, а ось рода, источник света и духовности. Речь идёт не о перевесе одной стороны, а о восстановлении равновесия. Мужчина в исламской семье — защитник и покровитель, но не единственный носитель информации рода. Женщина — та, через кого происходит и физическое, и духовное продолжение человечества. Наследие — это не только фамилия, но и нравственная сила, передаваемая через материнскую душу. В этом глубоком смысле женщина является не второстепенным элементом родовой структуры, а её сердцем и светом.

Наследование и род — это не жесткая линия ДНК, а духовный ток, по которому течёт умма. Женщина не лишь носительница ДНК, она — носительница веры и источник жизни. Исламская традиция утверждает, что её роль — не второстепенная, а центральная. И в ахирате её ценность будет измеряться не половой принадлежностью, а верой и светом нравственности. Это гораздо важнее, чем любой миф, усиленный социально-политически, но упрощающий предназначение человека и роль женщины в самой сути исламской миссии.

Автор: Захра Керимова

Дизайн обложки: Екатерина Здорова

[1] Нахдж аль-балага, т. 2, стр. 147.

[2] Коран, 18:81.

[3] Аль-Кафи, «Книга рождения ребёнка», хадис 2118.

[4] Коран, 49:13.

[5] Аль-Кафи, «Книга рождения ребёнка», хадис 2119.

[6] Коран, 66:6.