Читая книгу иранского социолога Али Шариати «Фатима есть Фатима», я остановилась на цитате:
Имам Али сказал, что в установлении угнетения повинны две стороны. Одной из них является угнетатель, а другой – тот, кто принимает угнетение. От соединения этих двух сторон и рождается угнетение. Оно не может иметь только одну сторону. Угнетатель не может создать притеснение из воздуха. Угнетение подобно куску стали, который создается ударами молота угнетателя по наковальне из угнетенных [1].
Наверное, как человек, которого лично коснулись случаи угнетения (зульма) и которого интересовало, какой должна быть позиция мусульманина в подобных ситуациях, а еще как психолог, который периодически работает с жертвами насилия, не могла пройти мимо этой цитаты и не призадуматься на эту тему снова.
Мне как-то режет слух слово «повинны». Возможно, это ошибка перевода, интерпретация самого Али Шариати, а может, я чего-то недопонимаю, но факт есть факт: не произошло бы угнетения, если бы не было как минимум два участника – угнетателя и угнетенного (в психологии это называется тираном/палачом/преследователем и жертвой соответственно). Одна рука не хлопает.
Я предлагаю никого не обвинять: мы же не на суде. Предлагаю подумать и разобраться, как может распределяться ответственность за угнетение между этими двумя участниками совершения зульма, а затем найти какое-то решение для угнетаемого, так как чаще именно его не устраивает положение дел.
С угнетателем как-то все более или менее очевидно. Он стремиться к подчинению другого любой ценой. Он готов на многое ради достижения своих целей, в том числе на нарушение прав, насильственные действия и прочее. Его задача – подчинить, подавить волю угнетаемого. (Потому что ему очень страшно с ней иметь дело, она же непредсказуема, непонятна, а у него есть проверенный временем рабочий инструмент – это сила и власть. Так почему бы и не воспользоваться им вновь?)
Но как угнетаемый несет ответственность за совершение угнетения? Он же ведь жертва! Дело в том, что он подчиняется, хотя, конечно, не желая того. Когда угнетаемый проявляет свою волю, он встречает сопротивление со стороны угнетателя. Сопротивление сильно, жертва боится, чувствует себя недостаточно сильной и в какой-то момент включает тактику «замереть», «быть покорной», то есть осознанно или неосознанно выбирает сдаться угнетателю и играть по его правилам. Так угнетение становится фактом – оно свершается.
Угнетение и покорность угнетению – это выбор обеих сторон.
Конечно, если бы угнетатель призадумался над своими поступками, оценил бы их с точки зрения нравственности, поставил бы себя на место другого, проявил сочувствие, он смог бы остановить свои действия и в результате найти более удачный путь достижения своих целей, не применяя при этом насилия. Но обычно с эмпатией и нравственностью у него большие проблемы, и таким сложным путем он не идет, пока у него все отлично складывается с помощью своих легких инструментов. Должно возникнуть какое-то препятствие на таком простом пути, чтобы его привычная схема дала сбой, и он хотя бы остановился. Правда же?
Угнетенный может перестать быть, как образно описал Али Шариати, наковальней для молота. Но ему не хватает силы и смелости противостоять угнетателю. Ему трудно стать препятствием на пути закатывающего в асфальт тирана. Он чувствует себя маленьким, ищет способы переждать «бурю» и выбирает сдаться. Но это тоже срабатывает на время, потому что, как правило, рано или поздно, правда, в уже сломленном состоянии все равно угнетаемый предпринимает более активные действия – нападает разъяренным или сбегает прочь.
А что будет, если однажды собраться с духом, встать, выпрямиться и остановить руку тирана? Посмотреть ему прямо в глаза, увидеть в них маленького трясущегося от страха ребенка, который из своей слабости как-то по-другому с вами справиться, боязни быть уличенным в своей уязвимости, выбирает путь насилия? Что, если остановить руку и сказать, что хотите помочь, ведь пророк Мухаммад (с) призывал помогать другу, будь он угнетателем или угнетенным: «Помогать ему, когда он угнетатель – значит удержать его от совершения угнетения. Помогать ему, когда он угнетенный – значит оказать ему содействие в восстановлении его прав» (Бихар аль-анвар)[2]? Что, если остановить руку и, вспомнив слова Имама Али (а): «Кто истинно любит тебя, тот тебя удерживает (от совершения прегрешений)» (Гурар аль-хикам, 7718), произнести: «Подумай о своей душе, не греши, совершая угнетение надо мной»? Не нападать, не бежать, не подчиняться, а остановить из лучших побуждений во имя Аллаха?
Да, может, не произойдет чуда, и угнетатель не остановится – это его выбор. Но вы выполните свою обязанность перед Аллахом по защите себя – той драгоценности, причинять вред которой Аллах не дает никому права, даже самому обладателю. Вы не станете наковальней для молота, потому что создадите ему препятствия для угнетения. Его схема даст первый сбой. Тирану как минимум будет уже не так легко, как раньше, использовать свои инструменты воздействия. В идеале – тиран призадумается и впоследствии исправится.
Наверное, вы вспомните про события в Кербеле, где все же произошло угнетение. Да, Имаму Хусейну (а) и его сподвижникам не удалось остановить зульм. Но и угнетателям не удалось достичь своих целей по уничтожению истины. Благодаря позиции праведников Кербелы молоту и сейчас не удается беспрепятственно создавать желаемые «куски стали». Угнетателям мешает наследие Имамов (а), уроки Кербелы и мы – его последователи.
Автор: Дина Анохина
Фотограф: Nadine Shaabana, фотосток Unsplash
[1] Шариати А. Фатима есть Фатима / А. Шариати. – Баку: Издательство «Парлаг Имзалар», 2018. – С. 106.
[2] Цитируется по: Ширази М. Исламская нравственность / М. Ширази. – М., 2016. – С. 92.