«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Что говорится в исламе об астрологии

По данным ВЦИОМ [1], абсолютное большинство россиян (97%) знают свой знак зодиака. Почти половина (42%) с той или иной регулярностью смотрят или читают астрологические прогнозы. Остальные, как правило, ими просто не интересуются. И лишь 11% считают астрологию антинаучной и вредной.

Несмотря на то что наука не поддерживает идею о влиянии положения солнца, луны или планеты на личность или жизненные события, вера в астрологию по-прежнему популярна, особенно среди миллениалов и поколения Z.

Почему так много людей обращаются к астрологии? Могут ли небесные тела действительно формировать нашу жизнь? И самое главное – что об этих практиках говорится в исламе?

Астрология и астрономия: в чем разница?

Чтобы выяснить, почему людей привлекает астрология, важно понимать, в чем ее отличие от астрономии. Хотя оба эти учения исследуют небесные тела, такие как звезды, луна и планеты, их цели и позиция ислама по отношению к ним принципиально различны.

Астрономия — это наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел (планет, звезд, астероидов, и т.д.) и систем. Сюда же относится изучение положения небесных тел для прогнозирования природных явлений, таких как затмения или парад планет. Однако астрономы не делают пророчеств о людях и их будущем. Их внимание сконцентрировано на эмпирических данных.

Астрология — это, напротив, система верований, которая предполагает, что звезды, планеты и созвездия влияют на жизнь человека. Астрологи утверждают, что предсказывают различные аспекты жизни, как отношения, карьера, здоровье, и будущие события на основе положения и движения небесных тел.

Почему людей тянет к астрологии?

Исторически астрологи играли важную роль в аристократических кругах. Правители часто нанимали таких людей для того, чтобы предвидеть потенциальную угрозу своей власти. Для этих лидеров астрология была не просто средством составления прогнозов, она также представляла собой удобный способ переложить вину за свои несостоятельные решения на небесные силы, освобождая себя от любой ответственности.

Сегодня многие люди аналогичным образом тянутся к астрологии, поскольку она помогает снять с себя ответственность и создает иллюзию понимания неизвестного. Желание приписать неопределенность жизни внешним силам, которые находятся вне контроля человека, делает астрологию особенно привлекательной. Исследования показали, что во времена стресса или беспокойства люди с большей вероятностью обращаются к астрологии за руководством. Это объясняет, почему вера в астрологию резко возросла во время пандемии COVID-19: люди искали ответы там и тогда, когда никто другой не мог их дать.

Исламский взгляд на астрологию

В исламе звезды, планеты и другие небесные тела признаются как знаки величия и творения Аллаха. Хоть в исламе и поощряется идея изучения этих небесных тел и их влияния на жизнь на Земле, но также разъясняется, что звезды и планеты не контролируют судьбу человека и что окончательная власть принадлежит лишь Аллаху.

Астрология глазами Пророка Мухаммада (с)

Важное событие, случившиеся во время похода в Худайбию, информация о котором передается как в суннитских, так и в шиитских источниках, подчеркивает позицию ислама по отношению к астрологии.

В хадисах описывается, что в одну из тех ночей шел дождь, и некоторые спутники приписали эти осадки влиянию определенной звезды. После утренней молитвы Пророк (с) обратился к своим спутникам и спросил: «Знаете ли вы, что сказал ваш Господь?» Когда они ответили, что Аллах и Его Посланник (с) знают лучше, он (с) объяснил:

إن ربكم يقول: من عبادي مؤمن بي وكافر بالكواكب، وكافر بي ومؤمن بالكواكب، فمن قال: مطرنا بفضل الله ورحمته .فذلك مؤمن بي وكافر بالكواكب، ومن قال: مطرنا بنوء كذا وكذا، فذلك كافر بي ومؤمن بالكواكب.

«Ваш Господь говорит: „Среди Моих рабов есть такие, которые веруют в Меня и не веруют в звезды, и среди них есть такие, которые не веруют в Меня и веруют в звезды. Тот, кто говорит: ”Нам дарован дождь по милости и милосердию Аллаха“, тот верует в Меня и не верует в звезды. А тот, кто говорит: ”Нам дарован дождь благодаря такой-то звезде“, тот не верует в Меня и верует в звезды». [2]

Об астрологии в «Нахдж аль-балага»

Ахль аль-бейт (а) последовательно отвергали идею о том, что небесные положения могут диктовать человеческие судьбы. Известный случай произошел с Имамом Али (а) во время битвы при Нахраване. Когда астролог предостерег от путешествия в определенный час из-за неблагоприятного расположения звезд, Имам (а) твердо ответил:

أتزعم أنك تهدى إلى الساعة التي من سار فيها صرف عنه السوء، وتخوف من الساعة التي من سار فيها حاق به الضر! فمن صدقك بهذا فقد كذب القرآن، واستغنى عن الاستعانة بالله في نيل المحبوب ودفع المكروه. وتبتغي في قولك للعامل بأمرك أن يوليك الحمد دون ربه، لأنك – بزعمك – أنت هديته إلى الساعة التي نال فيها النفع، وأمن الضر.

«Ты думаешь, что можешь определить время, когда человек выйдет, и с ним не случится беда, или можешь предупредить о времени, когда его постигнет беда, если он выйдет? Тот, кто свидетельствует об этом, искажает Коран и становится невнимательным к Аллаху в достижении желаемой цели и в отвращении нежелательного (макрух). Вы лелеете это, говоря это, чтобы тот, кто поступит по вашим словам, восхвалил вас, а не Аллаха, потому что, согласно вашему заблуждению, [именно] вы указали ему час, в который он получит пользу и избежит вреда». [3]

Имам Али (а) не только отверг предупреждение астролога, но и обратился к своим соратникам, предостерегая их от веры в астрологию:

أيها الناس، إياكم وتعلم النجوم إلا ما يهتدى به في بر أو بحر، فإنها تدعو إلى الكهانة، المنجم كالكاهن، والكاهن كالساحر، والساحر كالكافر، والكافر في النار، سيروا على اسم الله.

«О люди! Остерегайтесь изучать науку о звездах, кроме той, с помощью которой ищут руководство на суше или на море, ибо это ведет к прорицанию, а астролог — прорицатель, прорицатель же подобен колдуну, колдун — неверующему, а неверующий окажется в аду. Выдвигайтесь вперед во имя Аллаха». [4]

Имам Али (а) затем двинулся в путь, как и планировалось, и одержал решительную победу в битве при Нахраване, тем самым доказав, что астрологические расчеты, сделанные людьми, не имеют последствий.

Тотально ли отвергает ислам астрологию?

Любопытно, что с учетом отрицания детерминистической силы небесных тел в некоторых повествованиях от Ахль аль-бейт (а) все же признается, что звезды могут служить обозначениями определенных событий. В качестве примера можно привести эпизод из жизни Имама Али (а). В ночь своей мученической гибели Имам (а) несколько раз ходил по своему двору, смотрел на небо, а после сказал: «Клянусь Господом, это действительно ночь, обещанная моим любимым Посланником Аллаха».

Также из некоторых преданий следует, что не одобряются определенные действия, такие как заключение брачного контракта, когда Луна в Скорпионе из-за ее потенциально негативного воздействия. Существуют отдельные указания на то, когда лучше стричь ногти, зачинать детей и т.д. Если рассматривать эти примеры в совокупности, становится ясно, что в исламе проблемой признается не признание небесных знаков и их толкование, а астрологи, утверждающие, что предсказывают будущее без всякого влияния Господа. Однако поскольку Аллах не распространил эти знания в массах, любой, кроме Пророка (с), его потомства (а) или ангелов, утверждающий, что понимает влияние небесных тел на жизнь людей, подобен тому, кто занимается спекуляциями.

Если предсказание будущего — харам, то как насчет истихары?

В исламе обращение к руководству Аллаха всякий раз, когда человек находится в затруднительной ситуации, называется «истихара» или «хира». Об этом имеется множество преданий от Ахль аль-бейт (а).

Это действие не является гаданием. Истихара включает в себя молитву и зиждется на Божественности Аллаха с целью определить наилучшее направление действий. Другими словами, это поиск руководства Аллаха, когда человеку в результате рефлексии и умозаключений не удается понять, как лучше поступить. Истихара не говорит, принесет ли человеку определенная вещь удачу или нет. Это действие лишь представляет собой обращение к Аллаху с целью узнать о благотворном влиянии того или иного решения.

Склонность верить в то, что говорят

Люди часто предрасположены верить во что-то не вполне, а иногда и вовсе не соответствующее правде. Известная история о шейхе ат-Туси очень хорошо иллюстрирует этот факт. Однажды его ученики, желавшие отложить занятие на день, вошли в класс по одному, спрашивая шейха, все ли с ним в порядке, потому что тот выглядел бледным. После того как несколько учеников выразили обеспокоенность, шейх ат-Туси в конце концов решил отменить занятие, так как начал чувствовать, что на самом деле может быть болен.

Аналогичным образом и с теми, кто не верит в утверждения астрологии, многие могут довольно легко привыкнуть к ее языку и заключениям. Поскольку вера в астрологию так широко распространена в обществе, ее идеи начинают незаметным образом влиять на веру и поступки людей.

Выводы

  1. Возведение звезд в ранг божеств – ширк.

Истории известны случаи, когда астрология привела некоторых людей к отождествлению Божественной силы с небесными телами. В древних цивилизациях люди верили, что звезды, планеты или созвездия управляют их жизнью и даже поклонялись им как божествам. Несмотря на то что современная астрология может и не включать в себя явное поклонение, придание чрезмерного значения небесным движениям может отражать эти прошлые ошибки, подрывая тем самым веру в Аллаха как в единственный источник власти.

  1. Формирование беспомощности и иллюзии тотальной предопределенности.

Астрология пропагандирует идею о том, что события и личные качества предопределены небесными знамениями. Это может привести к опасному чувству беспомощности, когда люди ощущают себя бессильными повлиять на свою судьбу.

Если кто-то начинает думать о том, что не может добиться успеха, потому что родился под несчастливой звездой, или считает, что трудности в его жизни вызваны движением каких-либо планет, то тем самым он подрывает исламский дух, отрицает роль молитв и рушит доверие Аллаху. Со временем такой образ мышления может привести к отчаянию и бездействию, что напрямую противоречит кораническому посланию о надежде, вере и внутренней человеческой силе.

  1. Предубеждения. Предвзятые представления и оправдания.

Астрология часто обобщает личности людей на основе их знаков зодиака, создавая стереотипные ярлыки, такие как «близнецы ненадежны» или «скорпионы от природы манипулятивны». Эти стереотипы способствуют формированию предубеждений, поскольку у людей складываются предвзятые представления о других, основанные на произвольных астрологических характеристиках.

Помимо всего прочего, астрология может развить в человеке склонность оправдывать собственные негативные черты или действия под предлогом «я таким родился». Например, кто-то может оправдать свое пагубное поведение, сказав: «Я ведь Лев по знаку зодиака. Я не могу не быть властным». Подобная установка противоречит учению ислама, которое возлагает на людей ответственность за свои действия и призывает их неустанно стремиться к самосовершенствованию, а не смирению перед лицом своего нафса.

  1. Постепенное размывание веры.

Даже случайный интерес к астрологии может тончайшим образом изменить то, как человек видит себя, других и свои отношения с Аллахом. Приписывая влияние звездам, человек рискует заменить Бога суеверием. Чувствуя себя бессильным перед «астрологической судьбой», человек может отказаться от принципа свободной воли. А позволяя астрологии диктовать себе суждения о других, он может нарушить внутри себя принятие важности акцентирования ислама на справедливости и индивидуальной ответственности.

Ислам призывает верующих возвыситься над подобными влияниями, сосредоточившись вместо этого на построении прямых отношений с Аллахом через молитву, усердие и доверие Его мудрости. Астрология же отвлекает от этого пути, уводя сердце и разум от веры в Бога и должного самоопределения.

Автор: Захра Керимова

Статья основана на лекции сейида Мухаммада Бакира аль-Казвини

Дизайн обложки: Екатерина Здорова

[1] https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tainstvennoe-i-potustoronnee-ili-rossijane-o-magakh-i-astrologakh

[2] Васаиль аш-шиа. Т. 11. С. 374.

[3] Нахдж аль-балага, проповедь 79.

[4] Нахдж аль-балага, проповедь 79.