«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

О токсичном желании «причинять добро»

«Призыв к добру» (амр би-л-ма‘руф) и «удержание от предосудительного» (нахй ‘ани-л-мункар) являются одними из важных предписаний исламской религии.

В суре «Ал ‘Имран» на эту тему приводится следующее Божье повеление:

И пусть будет среди вас община, [которая] будет звать к [деяниям] добрым и повелевать [совершать] одобряемое и запрещать предосудительное. И эти — они [и есть] преуспевшие! [1].

Далее в этой же суре приводится аят, восхваляющий людей, которые придерживаются данного правила:

Вы лучшая община, [которая] выведена для [наставления] людей, [так как] повелеваете вы [совершать] одобряемое и запрещаете предосудительное и веруете в Аллаха [2].

Пророк Мухаммад (с) сказал:

Люди будут благоденствовать, покуда будут призывать к добру, пресекать зло и помогать друг другу в добрых делах, и лишатся благодати, как только прекратят всё это [3].

Казалось бы, постулат призывать к благому и отвергать зловредное предельно понятен, однако всё же требует пояснения.

Дело в том, что в исламском шариате имеется два вида фарда (обязательных действий): фард ‘айн и фард кифайа. К первому виду относятся обязанности, которые предписывается исполнять каждому мусульманину индивидуально (например, пятикратная молитва, омовение пост и т.д.). Второй вид фарда, к которому относятся упомянутые призыв к добру и удержание от предосудительного, считается достаточным исполнять некоторому количеству мусульман, в то время как другие освобождаются от ответственности за невыполнение этой обязанности (например, обучение Корану, помощь нуждающимся, участие в джихаде в военное время и т.д.). В случае неисполнения данного вида предписания ответственными, согласно шариату, становятся все мусульмане, осведомлённые о нём.

В одном из преданий Пророк Мухаммад (с) говорит:

Вы должны призывать к добру и запрещать предосудительное, в противном случае Аллах поставит над вами жестокого правителя, который будет лишён как уважения к старикам, так и милосердия к детям. Ваши праведники станут молиться, но не получат ответа, они будут просить Всевышнего о помощи, но Он не поможет им, они даже раскаются, но Аллах может не дать им прощения [4].

Существует всего три способа удержания от предосудительного: внутреннее отвержение в сердце (личное недовольство), пресечение от предосудительного на словах (в виде устных советов и рекомендаций) и в действиях (к примеру, заключение правонарушителя под стражу). Многие мусульмане, порой не отдавая себе отчёта в своём слепом желании максимально быстро и настойчиво добиться внушения своей «истины», выполняют этот фард настолько неумело, что это довольно болезненно ощущается другой стороной. Особенно это стало заметно в нынешнее время, когда люди стали часто говорить о токсичности и нарушении личных границ. Кто же имеет право и должен вмешиваться в личное пространство другого человека? И каким образом это надлежит делать?

Имеется 5 важных условий, когда правило удержания другого человека от предосудительного становится обязательным.

  1. Осознанное различение добра от зла в общем и объективном понимании.
  2. Наличие вероятности того, что это окажет положительное влияние на правонарушителя. Если удерживающий убеждён в том, что его речь не окажется эффективной, то, согласно известному («машхур») мнению факихов, он не обязан призывать или удерживать другого.
  3. Правонарушитель характеризуется желанием повторно совершать неправомерные действия.
  4. Правонарушитель понимает, что действие, которое он совершает, незаконно, или действие, которое он отказывается совершать, не является грехом (исключением являются строго запрещённые в Коране действия, такие как убийство невинного).
  5. Человек, раздумывающий над тем, чтобы вмешаться, должен быть уверен в том, что его безопасности, близким, репутации или имуществу ничего не грозит.

Недостаточно осознания собственной правоты – все вышеперечисленные условия одновременно должны быть учтены для того, чтобы человек посчитал себя обязанным вмешаться.

Безусловно, всё это не означает, что необходимо становиться персонажем картины, в которой несколько людей в лодке молча наблюдают за тем, как один из присутствующих создаёт в ней пробоину. От исхода подобного действия пострадают все. То же касается и мусульманской уммы, и человеческого сообщества в целом. Однако, как показывает практика, навязчивое и бестактное желание доказать свою правоту и «причинить добро» может на деле не просто не предотвратить зло и не привести к положительному результату, но и сильно навредить. Удержание от предосудительного (в случае если оно всё же необходимо) должно быть проявлено уверенно, информативно, пробуждающе и с уважением к оппоненту, но не воинствующе наступательно. В противном случае стоит пересмотреть свои инструменты взаимодействия с обществом. Ведь в Коране говорится:

Призывай к пути Господа твоего мудростью и наставлением прекрасным и препирайся с ними тем, что лучше! [5];

…и скажите ему слово мягкое — быть может, он помянет [назидание] или устрашится [гнева Моего]! [6].

Автор текста: Захра Керимова

Фотограф: Dila Ningrum, фотосток Unsplash

[1] Коран, 3:104

[2] Коран, 3:110.

[3] Ат-Туси. Тахзиб ал-ахкам., т. 6, с. 181.

[4] Ал-Маджлиси. Бихар ал-анвар., т. 67, с. 398.

[5] Коран, 16:125.

[6] Коран, 20:44.