«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Женская нравственность как гарант стабильности в обществе

«Разнузданная чувственность приводит к убеждению, что мир бессмыслен. Целомудрие, напротив, возвращает миру смысл»

А. Камю

В современном мире в потоке бесконечного информационного мусора становится всё труднее выделить ценное, отличить правду от лжи, истинные идеалы от фальшивых. Средства массовой информации, социальные сети и в целом глобализация могут нанести серьёзный ущерб неокрепшим умам. Кажется, что девушки и женщины в этой атмосфере находятся в наиболее уязвимом положении, поскольку на их чести, достоинстве и целомудрии зиждется стабильность и гармония в семейных отношениях и обществе.

Современная пропаганда порой навязывает картину мира, в которой для развития личности женщине предлагается роль привлекательной обольстительницы и покорительницы сердец. Понятия скромности и стыдливости у многих сменились на желание получить признание со стороны мужчин любой ценой.

Согласно исламской традиции, благочестие женщины состоит в её способности сохранять данную Богом скромность. Имам Али ибн Абу Талиб (а) сказал:

Аллах сотворил страсть в десяти частях. Девятью частями Он наделил женщин и одной частью мужчин. И если бы Аллах не наделил женщин стыдливостью в той мере, в какой Он наделил их страстью, то к каждому мужчине было бы привязано девять женщин [1].

Здесь говорится в том числе и о внутреннем джихаде женщины, в которой заключены одновременно две сильные дуальные черты: чувственность и застенчивость (или кротость). То, какая из них получит большее влияние на её поведение, зависит от неё самой, от её ценностей и выбора. Это не значит, что эмоциональную и пылкую часть своего нутра необходимо искоренить. Мудрость скорее заключается в том, чтобы, как и во всём, найти баланс и научиться применять каждую из черт в полагающемся для этого месте, в соответствующей ситуации: скромность и застенчивость – в общении с намахрамами, страстность – в отношениях с супругом. В любом случае у женщин даже в числовом соотношении, согласно хадису, присутствуют равные возможности для сдерживания своей чувственности и для её проявления.

Женщина подобна храму, который следует содержать в чистоте как в духовно-возвышенном понимании, так и в физическом. Возможно, отсутствие понимания этой ценности связано с низким уровнем самооценки, с искажёнными жизненными и гендерными «двойными стандартами», пустившими глубокие корни в чертогах разума его владелицы. Ещё Л.Н. Толстой говорил:

Мужчина должен подняться до целомудрия женщины, а не женщина, как это происходит теперь, спуститься до распущенности мужчины [2].

На самом деле равное с мужчинами право на распущенность отнимает у женщин их силу нравственного влияния и наносит урон всему обществу. В результате этой бессмысленной сделки «свободу» получают мужчины, а страдают все, в особенности сами женщины и их дети.

В своём обращении аятолла сейид Али Систани сказал:

Я хочу особо подчеркнуть вопрос целомудрия, говоря о молодых и незамужних женщинах, потому что именно они более всего страдают от последствий пренебрежения этим качеством. Не идите на поводу поверхностных эмоций, не вступайте в случайные отношения, удовольствие от которых скоротечно, а последствия очень вредоносны… Нет более достойной женщины, чем та, которая сохраняет самообладание и силу, сдержанна во внешнем облике и поведении, занята своей жизнью, делом и учёбой [3].

Быть женщиной в полном понимании этого слова, безусловно, представляет собой труд, но и великий дар одновременно. Наиболее сакральная её роль связана с порождением новой жизни. Нравственное влияние женщины нигде не ощущается сильнее и не проявляется с большей пользой, чем в её собственном доме. Трудно представить себе более подходящую обстановку для воспитания подрастающего поколения, чем традиционная семья, где мать и отец трудятся в согласии, обеспечивая, обучая и взращивая своих детей. Мать может оказывать влияние, не сопоставимое с воздействием любого другого близкого человека. Как следствие, женщины благотворно воздействуют и на целое общество. Они способны пробуждать в мужчинах всё лучшее, дарить им спокойствие, создавать целительную и гармоничную атмосферу, чтобы растить здоровых детей. На это способна только по-настоящему уважающая себя, осознанная и сильная женщина, понимающая свой долг и умеющая ставить правильные приоритеты в жизни, невзирая на кривотолки, что пытаются внушить со стороны.

Бог наделил оба пола определённым набором особенностей, неслучайно разделив при этом их роли. Размывая границы между мужским и женским, мы в итоге утрачиваем индивидуальные и дополняющие друг друга качества женщин и мужчин, образующие удивительное и неделимое целое, способное менять мир вокруг в лучшую сторону.

Автор текста: Захра Керимова

Фотограф: Muhammad Ruqi Yaddin, фотосток Unsplash

[1] Ал-Кулайни М. Ал-Кафи, Книга брака, хадис 2012.

[2] Толстой Л.Н. Без любви жить легче.

[3] https://www.sistani.org/downloads/AdviceToTheBelievingYouth.pdf