«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Половые отношения и сексуальность в исламе

Тема сексуальности в исламе ввиду естественных причин мало раскрыта для стороннего обывателя.

Мусульмане, как правило, ревностно защищают от излишнего внимания всё, что касается их частной жизни, и не приветствуют публичные ласки, обсуждения интимных подробностей и сексуальное хвастовство. Такая культура существует не только из-за соображений социально-моральной чистоплотности, но также и ради сохранения свободы и самобытности внутри каждой отдельной семьи или пары: чем меньше людей владеют информацией об интимной жизни других, тем меньше возникает суждений, ограничений, надуманных правил и стандартов в этом отношении.

Однако иногда случается, что незнание вопроса порождает мифы. Появляются «знатоки», которые, ссылаясь на источники, почему-то не знакомые самим мусульманам, и игнорируя многочисленные и легко доступные исламские свидетельства, заявляют, будто единственное, что можно заключить о подходе к сексу в исламе – это то, что для него характерно потребительское отношение к женщине. К такому материалу, конечно же, традиционно прилагаются некие сказки о гаремах, наложницах и прочих атрибутах абстрактного средневекового паши, ведь кто, как не средневековый паша, может продемонстрировать идеи и каноны второй по численности религии современного мира? В целях сбережения времени и нервов не станем приводить цитаты таких авторов, а приступим непосредственно к прояснению вопроса.

Следует сразу отметить, что далеко не каждый мусульманин воплощает на практике всё то, о чём пойдёт речь. Существуют вариации, обусловленные культурой, воспитанием и конституцией каждой отдельной личности. И всё же это не помешает нам описать общее видение и эстетику сексуальности в исламе на основе достоверных источников.

1. Общая динамика супружеских отношений.

Отношения между мужчиной и женщиной существовали прежде детско-родительских, братских и дружеских. Они суть первая и основополагающая форма человеческого взаимодействия. В книге «Ислам и брак» Арифа Худда, ссылаясь на известные источники, приводит интересное предание о браке Адама и Евы:

…Аллах погрузил Адама (а) в сон и создал Еву (а), наделив её красотой в высшей степени. Он облачил её в райские одежды, и она предстала нарядная и убранная. Он велел ей сесть в изголовье Адама. Когда Адам пробудился, его взор пал на Еву. Он был до такой степени очарован и поглощен её красотой, что попытался протянуть руку и прикоснуться к ней. Но ангелы запретили ему это делать. Адам спросил: «Разве не для меня Аллах её создал?» Ангелы ответили: «Так и есть, но ты должен повести себя с ней подобающим образом. Сначала ты должен попросить её руки. Затем ты должен преподнести ей дар, после чего следует заключить договор». Тогда Адам спросил: «У кого же мне следует просить её руки?» Ангелы ответили: «Проси у Аллаха». Адам спросил: «О Аллах, каков же будет мой дар для неё?» Последовал ответ: «Научи её канонам Моей религии и ниспошли салават Мухаммаду (с) и его семейству (а)» [1]

Согласно этому преданию, Адаму для союза с Евой потребовалось, во-первых, её согласие (иначе договор между ними был бы просто невозможен), а во-вторых, благословение её опекуна, коим в данном случае явился сам Аллах. Смысл необходимости благословения защитника и опекуна женщины на брак заключается в том, чтобы обеспечить её переход в атмосферу, где её будут любить и беречь. Одна из причин, по которой многие из принявших ислам девушек легко попадают в руки хищных и безответственных мужчин – это отсутствие опекуна, который, во-первых, увидит, с кем он имеет дело, а во-вторых, может в случае чего защитить мусульманку и привлечь обидчика к ответу. Эти два фактора (необходимость согласия невесты и одобрения опекуна) с самого начала исключают потребительское и «наплевательское» отношение к женщине и служат ей защитой с момента её сотворения.

Святость женщины, уважение к ней и её центральная роль в семейной жизни находят своё отражение и в брачных ритуалах, рекомендованных исламскими источниками.

В главе под названием «Этикет брачной ночи» упомянутой ранее книги говорится следующее:

Ещё одно рекомендованное деяние заключается в том, чтобы жених снял обувь и носки с вошедшей в комнату невесты, омыл её ноги в специально подготовленной чаше и окропил водой, в которой были омыты её ноги, весь дом. Согласно Пророку ислама (с), это деяние отвращает 70 000 видов бедности, и приносит в дом 70 000 желанных благ. Он также сказал, что семьдесят видов милости и благословения снизойдут на жену в результате этого деяния, каждый из которых будет наполнят собой весь дом, и, покуда она жива, она не будет страдать безумием и проказой [2].

Если с водой, которой муж омыл ноги жены, связано такое количество духовных и материальных благ, что же можно сказать о самой женщине и достойном обращении с ней? Очевидно, что в этой системе нет места для такого вида связи, в основе которого лежит обычная сексуальная эксплуатация.

К уважительному и трепетному обращению мужа с женой обязывает также тот факт, что само существование двух полов и их партнёрства описывается Кораном как Божественное знамение:

وَمِنْ ءَايَـٰتِهِۦٓ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَٰجًا لِّتَسْكُنُوٓا۟ إِلَيْهَا

Среди его знамений – то, что он создал для вас от вас самих партнёров противоположного пола, дабы вы могли найти в них умиротворение (Коран, 30:21).

Здравомыслящий верующий человек не может пренебрежительно относиться к знамениям Аллаха.

В этом же аяте Аллах указывает на основу и меру успешных брачных отношений:

وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً

И Он установил между вами взаимную любовь и милость (Коран, 30:21).

Всё, что не совпадает с вектором взаимной любви и милости, не соответствует исламскому идеалу брака: будь то насилие, чрезмерная требовательность, угнетение или использование секса в манипулятивных целях. Именно поэтому ислам смотрит крайне негативно на отказ одного из партнёров другому без каких-то веских причин. Женщина, которая унижает своего мужа и насмехается над его природой, уж точно не действует в рамках милости. По сути, это насмешка над самим Создателем и Его замыслом.

2. Отношение к интимной близости.

В хадисах на тему супружеской близости довольно часто прослеживается призыв к возвышенному настрою, начиная с того, что сам брак, постоянный или временный, заключается ради Аллаха, в гармонии с Ним, и заканчивая тем, что поминание имени Аллаха предшествует любовному акту. Речь, конечно, идёт не просто о каких-то ритуалах, а о духовной ориентации в целом. С именем Аллаха можно проявлять любовь, честность, порядочность, нежность, заботу, ласку, доброту. Но с именем Аллаха нельзя учинить насилие над человеком и его природой, проявить низость или бесчестие, ранить, использовать, причинить вред, предать доверие. Люди, поминающие имя Бога, словно бы мысленно подписывают договор о соблюдении правил чести и порядочности. Это также даёт нам первый намёк на то, что сексуальная жизнь, с исламской точки зрения, как минимум не относится к греховным или нежелательным явлениям. Более того, как мы увидим ниже, она поощряется и является источником Божественного благословения, прощения и наград.

Интересно также, что супружеская близость в исламе, судя по всему, не утилитарна. Она поощряется не потому, что она является источником продолжения рода или приводит к каким-то другим результатам, но потому, что сама по себе представляет ценность.

В книге «Мустадрак аль-васаиль» проводится следующий хадис со слов Имама Али (а):

وعنه (عليه السلام)، أنه قال: ” جاء عثمان بن مظعون إلى رسول الله (صلى الله عليه وآله) فقال: يا رسول الله إلى أن قال وهممت أن أحرم خولة على نفسي يعني امرأته قال: لا تفعل يا عثمان، فإن العبد المؤمن إذا أخذ (1) بيد زوجته كتب الله له عشر حسنات، ومحا عنه عشر سيئات، فإن قبلها كتب الله له مائة حسنة، ومحا عنه مائة سيئة، فإن ألم بها كتب الله له ألف حسنة، ومحا عنه ألف سيئة، وحضرتهما الملائكة، فإذا اغتسلا لم يمر الماء على شعرة (من كل واحد) (2) منهما، إلا كتب الله لهما (بها) (3) حسنة، ومحا عنهما (بها) (4) سيئة، فإن كان ذلك في ليلة باردة، قال الله عز وجل للملائكة: انظروا إلى عبدي هذين اغتسلا في (هذه) (5) الليلة الباردة علما أني ربهما، أشهدكم أني (قد) (6) غفرت لهما، فإن كان (لهما) (7) في وقعتهما تلك ولد، كان لهما وصيفا في الجنة، ثم ضرب رسول الله (صلى الله عليه وآله) بيده على صدر عثمان وقال: يا عثمان، لا ترغب عن سنتي، فإن من رغب عن سنتي، عرضت له الملائكة يوم القيامة، فصرفت وجهه عن حوضي “.

Усман ибн Мад’ун явился к Посланнику Аллаха (с) и сказал: «О Божий Посланник! Я принял решение сделать Хаулю [имя его жены] запретной для себя». На что Пророк (с) ответил: «Не делай этого, Усман, ибо когда верующий раб берёт свою спутницу за руку, Бог записывает на его счёт десять благодеяний и стирает десять грехов; если он целует её, Бог записывает на его счёт сотню благих деяний и стирает сотню грехов; если они совокупляются, Бог записывает на его счёт тысячу благих деяний и стирает тысячу грехов, и их посещают ангелы; когда же они вместе совершают большое омовение (гусль), за каждый волосок на теле, которого коснулась вода, Бог записывает на их счёт благое деяние и прощает грех. Если же это происходит в холодную ночь, Бог обращается к ангелам: “Посмотрите на двух моих рабов, которые совершают омовение в эту холодную ночь, признавая моё господство. Засвидетельствуйте же, что я простил их обоих”. Если в результате их совокупления появится на свет ребёнок, он будет служить им в Раю». Затем Посланник Аллаха (с) похлопал Усмана ибн Мад’уна по груди и сказал: «Усман, не сторонись моей сунны. В День Воскрешения ангелы будут противостоять тому, кто отвратился от моей сунны, и отворачивать его лицо от моего источника [3].

Можно возразить, что сексуальные отношения так ценны потому, что они важны для укрепления семьи. Однако существует похожий хадис и о временном браке:

عن أبي جعفر (عليه السلام) قال: قلت: للمتمتع ثواب؟ قال: ان كان يريد بذلك وجه الله تعالى وخلافا على من أنكرها لم يكلمها كلمة إلا كتب الله له بها حسنة، ولم يمد يده إليها إلا كتب الله له حسنة، فإذا دنا منها غفر الله له بذلك ذنبا، فاذا اغتسل غفر الله له بقدر ما مر من الماء على شعره، قلت: بعدد الشعر؟ قال: بعدد الشعر

Салах ибн Укба передаёт, что его отец спросил Абу Джафара (а): «Есть ли награда за временный брак?» Тот ответил: «Если заключивший такой договор человек сделал это, стремясь к Лику Аллаха [т.е. с заботой и хорошим отношением к женщине, а не просто из похоти] и вопреки тем, кто отрицает его, то за каждое слово, которое он говорит ей, Аллах записывает на его счёт благое деяние; и за каждое прикосновение на его счёт записывается благое деяние; и за близость с ней ему полагается прощение; и когда он совершает омовение, за каждый волос, которого коснулась вода, ему будет отпущен грех». Рассказчик переспросил: «Согласно количеству волос на теле?» Имам ответил: «Да» [4].

Данный хадис также подчёркивает важность чистоты намерений в таких отношениях и опровергает обвинения противников временного брака. Любые законные отношения между мужчиной и женщиной, какой бы тип брака они ни избрали, должны основываться на порядочности и взаимном уважении.

3. Некоторые важные практические принципы.

Ислам уделяет первостепенное значение ценности человеческого достоинства. Этот принцип сохраняет свою силу и в области сексуальных отношений. Одной из причин, по которой мусульмане полностью отвергают содомию, является то, что такое поведение унижает человека и его природу. Она также так или иначе подразумевает эксплуатацию, а не любовную близость. В категорию крайне нежелательных или запретных практик также попадает анальный секс мужчины с женщиной. Согласно большинству шиитских учёных, такой контакт:

а) невозможен, если жена не согласна;

б) является низостью и крайне недостойным поведением, даже если она согласна.

Есть также учёные, которые внесли анальный секс в категорию «харам» (запретного) основываясь на том, что это наносит вред здоровью и целостности тела женщины в долгосрочной перспективе.

Принцип уважения человеческого достоинства также несовместим с проглатыванием нечистот (в их число входит сперма) и прочими подобными практиками. Однако оральная стимуляция половых органов обоих супругов не порицается, и её дозволенность подтверждается многочисленными хадисами.

В целом же исламские источники и фетвы исламских учёных изобилуют поощрением свободы и раскрепощённости сексуальных отношений между супругами. Скромность и стеснительность – достоинства, которым гордятся мусульманки в обыденной жизни, становятся неуместными и порицаемыми в моменты супружеской близости. Есть множество хадисов, призывающих женщин оставить скромность за порогом спальни. Так, со слов имама аль-Бакира (а) передаётся:

Лучшими женщинами из вас являются те, что сбрасывают перед мужем вместе с одеждой доспехи своей стыдливости, и позже надевают их снова вместе с платьем [5].

По сути, мужчина каждый раз становится свидетелем уникального откровения, доступного только ему. Посторонние люди не видят не только тела его жены, но и особой красоты и притягательности её личности и сексуального характера. Следует также отметить, что в наших источниках нет никаких указаний по поводу того, от кого из супругов должна исходить инициатива и кому следует проявлять больше активности. Есть, однако, указания на природную скромность и терпеливость женщин, а также рекомендация удовлетворять их сексуальные нужды не реже, чем раз в четыре дня. Если же женщина сама выказывает желание близости, то мужчине следует его удовлетворить.

Примечательно, что, согласно исламским источникам, женщинам приписывается гораздо больше чувственного желания, чем мужчинам. Имам Джафар ас-Садик (а) говорил:

 إن الله تبارك وتعالى جعل الشهوة عشرة اجزاء تسعة منها في النساء وواحدة في الرجال، ولولا ما جعل الله عز وجل فيهن من أجزاء الحياء على قدر أجزاء الشهوة لكان لكل رجل تسع نسوة متعلقات به

Аллах, Всеблагой и Возвышенный, поделил чувственное желание на десять частей, девять из которых он дал женщинам и одну – мужчинам. И если бы Аллах не дал им скромности в тех же пропорциях, то за каждым мужчиной было бы девять женщин [6].

Здесь есть очень важный нюанс, который могут упустить мужчины, но заметят женщины. Многие подтвердят, что женщины в целом не испытывают большей похоти, чем мужчины. Тяжело представить, чтобы женщина была постоянно и в высокой степени объята низменными желаниями, но стеснялась показать это мужу. Однако думаю, почти все мусульманки согласятся, что женщина испытывает гораздо больше нужды в ласке, прикосновениях, каких-то тактильных проявлениях любви и заботы. При этом она реагирует на такие ласки спокойно: они не повергают её в состояние моментального сексуального возбуждения, и она способна растягивать такую невинную прелюдию мимоходных прикосновений весь день. Кстати, если женщина раздражена без повода, вполне может быть, что ей не хватает именно такого постоянного спонтанного проявления тактильного внимания, а вовсе не удовлетворения в сексе, как думают некоторые. Объединив содержание хадиса с женским опытом и её взглядом на вещи, можно получить очередное косвенное доказательство того, что основа сексуальности в исламе – взаимная любовь и ласка, а не похоть.

По либеральности исламский подход мало уступает практикам, дошедшими до нас из древнего Китая и Индии. Однако есть и своя особенность: ислам поощряет исключительно человеческий подход к сексуальности, противопоставляя животному. Не приветствуется имитация спаривающегося скота (что, на мой взгляд, скорее относится к общему стилю и отношению, а не конкретной позе, особенно если она возникает в процессе спонтанно), как не приветствуется и быстрое сношение, лишённое человеческого духовно-эстетического компонента. Так, о растягивании полового акта Имам ас-Садик (а) говорит следующее:

Вступая в близость с женой, не уподобляйтесь птицам; следует медлить и откладывать [7].

Можно также отметить особое внимание к мужскому уходу за собой и гигиене в исламе. Бытует ошибочное мнение, будто красота и забота о себе – преимущественно женское дело. Возможно, оно возникло из-за того, что упоминание женского ухода за собой часто сопряжено с обсуждением семейной жизни в исламе. Но здесь упускается тот факт, что мужчина по умолчанию должен иметь максимально представительный вид как вне дома, так и внутри него, в то время как женщина хранит свою красоту исключительно для семейного круга. Если посмотреть источники вроде «Сунан ан-наби», то можно найти бесчисленные описания того, как Пророк (с) тщательно ухаживал за своей внешностью. Он (с) часто причёсывал волосы на голове и бороду, регулярно удалял нежелательные волосы на теле, его (с) руки «благоухали, словно руки парфюмера», его (с) не видели обросшим, лохматым или заплывшим. Помимо базового ухода и гигиены, согласно сунне Пророка (с), есть множество хадисов, где отдельно поощряются манипуляции, делающие мужчин более привлекательными для жён.

Из всего вышеперечисленного можно понять, что сексуальность в рамках ислама совмещает в себе два исключительно человеческих порыва: с одной стороны, это свобода и многообразие в выражении себя, с другой – утончённость и стремление к Божественным идеалам.

Автор текста: Анна Олейник

Фотографы: Gaelle Marcel (обложка и 1-е фото) и kilarov zaneit (2-е фото), фотосток Unsplash 

[1] Arifa Hudda. Тhe Religion of Al-Islam and Marriage.

[2] Там же.

[3] Мустадрак аль-васаиль, т. 14, стр. 151.

[4] Васаиль уш-шиа, т. 21, стр. 13.

[5] Там же, т. 14, стр. 14–15.

[6] Шейх Ас-Садук. Аль-Хисаль, стр. 438.

[7] Васаиль уш-шиа, т. 14, стр. 2.