Перед законами Всевышнего все равны, и нет разницы между детьми мужского и женского пола. По этой причине проводить какие-то различия между детьми или отдавать предпочтение ребенку того или иного пола неправильно.
В хадисе от Имама Садика (а) говорится:
Дочь — это милость, а сын — это благо, Аллах вознаградит вас за милость и спросит с вас за благо [1].
Конечно, это не отрицает того, что каждый, у кого есть дочь, может желать иметь сына, и каждый, кто лишен благословения иметь дочь, может мечтать о ней.
Дети – это средство для испытания или благословение и милость Всевышнего?
Почему, несмотря на аяты Корана, где подчеркивается, что дети являются средством для испытания, в истории пророков (а) мы видим, что некоторые из них, такие как пророк Ибрахим (а) или Закария (а), много молились, чтобы Аллах даровал им праведного ребенка и праведное потомство?
Нужно отметить, что одной из лучших и величайших милостей Аллаха по отношению к своим рабам является рождение ребенка. Это означает, что ребенок, будь то девочка или мальчик, – дар Аллаха, который мы должны ценить.
Важность рождения ребенка настолько велика, что много пророков (а) и непорочных (а), у которых не было детей до старости, молились о том, чтобы воспользоваться этим Божественным благословением. Например, пророк Ибрахим (а), у которого не было детей до самой старости, молился Богу, пока Всевышний не дал ему Исмаила (а) и Исхака (а). Ибрахим (а) благодарил Всевышнего за это великое Божественное благословение следующим образом:
Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила (Измаила) и Исхака (Исаака). Воистину, мой Господь внимает мольбе [2].
Кто определяет пол ребенка?
Некоторым семьям очень принципиален пол будущего ребенка. Настолько, что они готовы использовать специальные лекарства и диеты, чтобы произвести на свет ребенка определенного пола. Что говорится об этом в исламских источниках?
Да, некоторые люди хотят, чтобы у них родилась девочка, а некоторые хотят мальчика. Но надо сказать, что появляется на свет прежде всего человек, и его пол определяет Аллах. Важно подчиниться воле Всевышнего, так как то, что Он дает, – это благо людям в обоих мирах.
Даже тем, у кого нет детей, нужно понять, что, раз так определил для них Аллах, и в этом сокрыта своя мудрость: Он не отказывает в благословении и милости ни одному из Своих рабов без причины. В Священном Коране говорится:
Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий [3].
Мы должны быть подчинены воле и мудрости Всевышнего Аллаха не только в вопросах рождения и воспитания детей, но и их смерти.
Относительно смерти ребенка есть предание от Имама Садика (а):
Умерший ребенок будет вверен Ибрахиму и Саре, чтобы они воспитали того для загробного мира его родителей [4].
Согласно этому повествованию, даже смерть младенца не лишена мудрости и милосердия Аллаха к его родителям.
Каково предписание и мнение ислама относительно девочек?
Есть хадисы, где рекомендуется молиться о дочери тем, у кого ее нет. В двадцать первом томе книги «Васаиль аш-шиа» передается от Имама Садика (а):
Ибрахим попросил своего Господа даровать ему дочь, которая будет оплакивать его после его смерти.
Пророк Ибрахим (а), несмотря на то что у него были благородные дети, такие как Исмаил (а) и Исхак (а), просил у Всевышнего даровать ему дочь. На самом деле иметь дочь считается для человека благодатью и милостью, которыми стоит гордится.
Рождение дочери с точки зрения ислама и Посланника Аллаха (с)
Во времена невежества у арабов был распространен обычай закапывать дочерей заживо в землю. С приходом ислама этот мерзкий обычай был полностью изжит. Всевышний Аллах в Коране категорически запретил это делать, сказав:
Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех [5].
Также передается в книге «Васаиль аш-шиа» от Имама Садика (а):
Посланник Аллаха был отцом дочерей.
Относительно сестер и дочерей есть хадис от Пророка ислама (с), где говорится:
Для того, у кого есть три дочери или три сестры, рай становится обязательным [6].
На самом деле, иметь трех дочерей или трех сестер – это великое благо, открывающее двери милости Аллаха.
В предании передается, что однажды мужчина был в присутствии Пророка ислама (с), и ему сообщили, что его жена родила дочь. Цвет лица мужчины изменился, когда он услышал эту новость. Посланник Аллаха (с) спросил его: «Что случилось?» Мужчина ответил: «Когда я выходил из дома, моя жена рожала. Сейчас мне сообщили, что у меня родился ребенок. И это девочка». Пророк (с) сказал: «Земля — ее носитель, небо — ее тень, а Бог — ее кормилец. Девочка — это букет ароматных цветов, благоухание которых ты ощущаешь».
Нельзя проводить различия между детьми
Когда ислам представляет мальчика как благословение, а девочку как милость, это означает, что у каждого из них есть роль и ценность в семье. Однако почему некоторые проводят различия между детьми мужского и женского пола и демонстрируют эту разницу в своем поведении?
В исламских традициях подчеркивается, что родители не должны превозносить одних детей над другими и должны одинаково любить все свое потомство. Например, в книге «Васаиль аш-шиа» есть повествование о том, что некий человек сказал Имаму Резе (а): «Я знаю человека, который любит свою дочь больше, чем сына». Имам Реза (а) сказал: «Мальчики и девочки равны».
Родители не должны переусердствовать в любви к одному из своих детей, будь то девочка или мальчик, и таким образом вызвать у другого ребенка огорчение и ревность.
Автор текста: Нелли Шихзадаева
Материал частично подготовлен на основе выступлений Худжат уль-ислама Махди Данешманда
Фотограф: Kevin Gent, фотосток Unsplash
[1] Аль-Кафи, т. 6, стр. 7, ч. 12.
[2] Коран, 14:39.
[3] Коран, 42:49.
[4] Шейх Садук, аль-Факих, т. 3, стр. 490.
[5] Коран, 17:31.
[6] Мустардак аль-васаил, т. 15, стр. 115.