«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Мальчик или девочка: кто предпочтительнее?

Перед законами Всевышнего все равны, и нет разницы между детьми мужского и женского пола. По этой причине проводить какие-то различия между детьми или отдавать предпочтение ребенку того или иного пола неправильно.

В хадисе от Имама Садика (а) говорится:

Дочь — это милость, а сын — это благо, Аллах вознаградит вас за милость и спросит с вас за благо [1].

Конечно, это не отрицает того, что каждый, у кого есть дочь, может желать иметь сына, и каждый, кто лишен благословения иметь дочь, может мечтать о ней.

Дети – это средство для испытания или благословение и милость Всевышнего?

Почему, несмотря на аяты Корана, где подчеркивается, что дети являются средством для испытания, в истории пророков (а) мы видим, что некоторые из них, такие как пророк Ибрахим (а) или Закария (а), много молились, чтобы Аллах даровал им праведного ребенка и праведное потомство?

Нужно отметить, что одной из лучших и величайших милостей Аллаха по отношению к своим рабам является рождение ребенка. Это означает, что ребенок, будь то девочка или мальчик, – дар Аллаха, который мы должны ценить.

Важность рождения ребенка настолько велика, что много пророков (а) и непорочных (а), у которых не было детей до старости, молились о том, чтобы воспользоваться этим Божественным благословением. Например, пророк Ибрахим (а), у которого не было детей до самой старости, молился Богу, пока Всевышний не дал ему Исмаила (а) и Исхака (а). Ибрахим (а) благодарил Всевышнего за это великое Божественное благословение следующим образом:

Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила (Измаила) и Исхака (Исаака). Воистину, мой Господь внимает мольбе [2].

Кто определяет пол ребенка?

Некоторым семьям очень принципиален пол будущего ребенка. Настолько, что они готовы использовать специальные лекарства и диеты, чтобы произвести на свет ребенка определенного пола. Что говорится об этом в исламских источниках?

Да, некоторые люди хотят, чтобы у них родилась девочка, а некоторые хотят мальчика. Но надо сказать, что появляется на свет прежде всего человек, и его пол определяет Аллах. Важно подчиниться воле Всевышнего, так как то, что Он дает, – это благо людям в обоих мирах.

Даже тем, у кого нет детей, нужно понять, что, раз так определил для них Аллах, и в этом сокрыта своя мудрость: Он не отказывает в благословении и милости ни одному из Своих рабов без причины. В Священном Коране говорится:

Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий [3].

Мы должны быть подчинены воле и мудрости Всевышнего Аллаха не только в вопросах рождения и воспитания детей, но и их смерти.

Относительно смерти ребенка есть предание от Имама Садика (а):

Умерший ребенок будет вверен Ибрахиму и Саре, чтобы они воспитали того для загробного мира его родителей [4].

Согласно этому повествованию, даже смерть младенца не лишена мудрости и милосердия Аллаха к его родителям.

Каково предписание и мнение ислама относительно девочек?

Есть хадисы, где рекомендуется молиться о дочери тем, у кого ее нет. В двадцать первом томе книги «Васаиль аш-шиа» передается от Имама Садика (а):

Ибрахим попросил своего Господа даровать ему дочь, которая будет оплакивать его после его смерти.

Пророк Ибрахим (а), несмотря на то что у него были благородные дети, такие как Исмаил (а) и Исхак (а), просил у Всевышнего даровать ему дочь. На самом деле иметь дочь считается для человека благодатью и милостью, которыми стоит гордится.

Рождение дочери с точки зрения ислама и Посланника Аллаха (с)

Во времена невежества у арабов был распространен обычай закапывать дочерей заживо в землю. С приходом ислама этот мерзкий обычай был полностью изжит. Всевышний Аллах в Коране категорически запретил это делать, сказав:

Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех [5].

Также передается в книге «Васаиль аш-шиа» от Имама Садика (а):

Посланник Аллаха был отцом дочерей.

Относительно сестер и дочерей есть хадис от Пророка ислама (с), где говорится:

Для того, у кого есть три дочери или три сестры, рай становится обязательным [6].

На самом деле, иметь трех дочерей или трех сестер – это великое благо, открывающее двери милости Аллаха.

В предании передается, что однажды мужчина был в присутствии Пророка ислама (с), и ему сообщили, что его жена родила дочь. Цвет лица мужчины изменился, когда он услышал эту новость. Посланник Аллаха (с) спросил его: «Что случилось?» Мужчина ответил: «Когда я выходил из дома, моя жена рожала. Сейчас мне сообщили, что у меня родился ребенок. И это девочка». Пророк (с) сказал: «Земля — ее носитель, небо — ее тень, а Бог — ее кормилец. Девочка — это букет ароматных цветов, благоухание которых ты ощущаешь».

Нельзя проводить различия между детьми

Когда ислам представляет мальчика как благословение, а девочку как милость, это означает, что у каждого из них есть роль и ценность в семье. Однако почему некоторые проводят различия между детьми мужского и женского пола и демонстрируют эту разницу в своем поведении?

В исламских традициях подчеркивается, что родители не должны превозносить одних детей над другими и должны одинаково любить все свое потомство. Например, в книге «Васаиль аш-шиа» есть повествование о том, что некий человек сказал Имаму Резе (а): «Я знаю человека, который любит свою дочь больше, чем сына». Имам Реза (а) сказал: «Мальчики и девочки равны».

Родители не должны переусердствовать в любви к одному из своих детей, будь то девочка или мальчик, и таким образом вызвать у другого ребенка огорчение и ревность.

Автор текста: Нелли Шихзадаева

Материал частично подготовлен на основе выступлений Худжат уль-ислама Махди Данешманда

Фотограф: Kevin Gent, фотосток Unsplash

[1] Аль-Кафи, т. 6, стр. 7, ч. 12.

[2] Коран, 14:39.

[3] Коран, 42:49.

[4] Шейх Садук, аль-Факих, т. 3, стр. 490.

[5] Коран, 17:31.

[6] Мустардак аль-васаил, т. 15, стр. 115.

Share Post