«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Философия различия между мужским и женским наследованием

Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин (Коран, 4:11).

Среди норм ислама есть те, что связаны с правилами наследования. Вопрос, почему в исламе доля наследства мужчины в два раза больше доли женщины, интересует многих. В данной статье вы найдете краткий ответ на этот вопрос.

Почему вообще существуют различия в наследовании?

Во-первых, правило, согласно которому доля мужчины в два раза превышает долю женщины, не является общим. В шариате есть случаи, когда мужчина и женщина получают равные доли наследства. Например, это случай наследования родителей от их умершего ребенка.

Во-вторых, в хадисе от Имама Садика (а) подчеркивается, что выплата мехрие (приданого, или свадебного подарка) мужчиной женщине является компенсацией потери женщиной части наследства.

Долгое время поднимался вопрос: почему наследство женщины составляет половину наследства мужчины, и не является ли это своего рода дискриминацией женщин?

В хадисе от Имама Садика (а) передается, что однажды у него (а) спросили, почему женщина, которая слабее и нуждается в большей поддержке, должна иметь одну долю наследства, а мужчина, который физически сильнее ее, должен иметь две доли наследства умершего? В ответ Имам (а) говорит:

Потому что на мужчину возложено больше обязанностей, и степень ответственности его выше. Мужчина должен идти на джихад и нести некоторые расходы в этой связи. Помимо этого, мужчина также должен обеспечивать свою жену. Мужчина следует за разумом и должен нести материальную ответственность за проступки своих родственников, а женщина не обязана этого делать. [1]

То, что говорится о наследовании в исламе, на самом деле является революцией в пользу женщин. В джахилии жену и дочерей покойного лишали наследства, и все наследство покойного переходило к его сыновьям, но ислам отменил законы джахилии [3]. Ислам поместил женщину в число наследников умершего и с самого начала предоставил женщине права на владение и самостоятельное распоряжение имуществом, что в законах европейских стран возникло и начало постепенно вводится в практику всего два века назад.

На первый взгляд, наследство мужчин в два раза больше наследства женщин, однако, если присмотреться, можно обнаружить, что наследство женщин превышает в два раза наследство мужчин, и это связано с поддержкой женщин, которую ислам заложил в ее правах.

Обязанности, возложенные на мужчин, приводят к тому, что половина их доходов тратится на женщин. Мужчина должен оплачивать расходы на проживание своей жены в соответствии с ее потребностями, такими как жилье, одежда, еда и другие предметы первой необходимости, и он также несет ответственность за расходы на себя и своих детей. Даже если достоинство и статус женщины требуют, чтобы она наняла горничную, и у нее есть финансовые возможности платить ей заработную плату, мужчина все равно обязан платить заработную плату горничной.

Причины неравного наследования

Согласно упомянутым материалам, причины одна третей части наследства женщины можно свести к трем пунктам:

  1. Мехрие (приданое или обязательный подарок мужа жене при заключении брака).

При заключении брачного договора мужчина обязан рассмотреть подходящий для женщины подарок, а когда женщина потребует его, он должен предоставить его ей. В противном случае жена не обязана подчиняться мужу. Итак, с самого начала жизни мужчине необходимо готовить приданое для женщины, и это одна из причин, упомянутых в некоторых высказываниях Ахл ал-бейта (а). [7]

  1. Нафака (расходы на жену и детей).

В супружеской жизни мужчина обязан позаботиться о расходах своей жены и детей в дополнение к собственным расходам. Обеспечение пищей, одеждой и жильем женщины является одной из обязанностей мужчины. Даже если у женщины много денег, она не обязана обеспечивать себя и своих детей. Женщина не только не несет финансового бремени в супружеской жизни, но и при желании имеет право получать от мужа заработную плату за свою обычную домашнюю работу, такую как кормление грудью и приготовление пищи.

  1. Особые обязанности мужчины.

На мужчину возложена тяжелая ответственность, от которой освобождена женщина, подобно джихаду на пути Аллаха. Мужчина должен жертвовать своим богатством и жизнью. Мужчина должен сам оплачивать расходы, связанные с джихадом. [8] В ситуациях, когда родственники должны платить штраф, женщина освобождается от уплаты штрафа и оказания помощи им в этом деле.

Так, в исламе нет цели устанавливать законы в пользу женщин против мужчин или в пользу мужчин против женщин. Ислам не на стороне мужчин и не на стороне женщин. В своих законах ислам заботится о благополучии мужчин, женщин, детей, а также о благополучии всего человеческого общества.

Закон, учитывающий благополучие и счастье всех

В любом случае в соответствии с финансовыми обязательствами, которые ислам определил для мужчин, он и по-разному распределил богатство, в том числе в вопросе наследования. И здесь нет какой-либо дискриминации. Кроме того, набор правил и предписаний, существующих в исламе в отношении женского и мужского наследования, требует, чтобы они были особыми, учитывали особенного каждого пола.

Если расходы женщины ложатся на плечи мужчины, то зачем женщине иметь богатство и сбережения? В ответ можно сказать: мехрие и наследство женщины есть сбережения на ее будущее, так что, если она разведется с мужем или муж умрет, у нее будут средства на жизнь. [10]

Причина, по которой обеспечение жены и семьи обязательны для мужчины

Тот факт, что обеспечение женщины является обязанностью мужчины, заключается в том, чтобы женщина без проблем и забот воспитывала здоровых, хороших детей на благо обществу и создавала теплоту семейного очага.

Если же отец сочтет необходимым обеспечить большее содержание дочери, он может подарить ей часть своего имущества при жизни, либо он может выделить сумму, превышающую долю ее наследства.

Автор: Мохаммад Реза Гейдариян

Перевод с персидского: Нелли Шихзадаева

Ссылка на источник

Фотограф: Ruben Hanssen, фотосток Unsplash

[1] Хурр Амили, Васаил аш-шиа, т. 26, стр. 93. Ахл ал-бейт; Шейх Туси, Тахзиб аль-ахкам, том 9, стр. 174, 275. Дар аль-китаб аль-исламия; Аль-Кафи, т. 7, стр. 85.

[2] Шейх Садук, Причины законов, т. 2, стр. 57. Дар аль-катб аль-исламия, 1365.

[3] Абул Фатах Рази, Тафсир Руз аль-Джинан, т. 10, стр. 268. Исламский исследовательский фонд «Астан Кудс Разави».

[4] Марьям Савджи, Права женщин в Исламе и семья, стр. 113, второе издание, 1371.

[5] Мохаммад Хоссейн, Фазлулла, Роль и статус женщин в исламском праве, перевод Абдула Хади, Фагизаде, Дадгстар, стр. 23.

[6] Макарем Ширази, Тафсир аль-Намуне, т. 3, стр. 288. Дар аль-китаб аль-исламия.

[7] Мохаммад бин Реза, аль-Ками аль-машхади, Канз ад-дакайк, т. 3, стр. 343. Опубликовано Министерством просвещения.

[8] Кази Табатабаи, Исследование наследства жены от имущества мужа, Михан, 1353, стр. 143.

[9] Мотаххари Мортеза. Женская правовая система в исламе, стр. 253. Публикации исламской культуры, первое издание, 1353.

[10] Талегани Сейед Махмуд. Партуи аз Коран, т. 6, стр. 90. Тегеранское издательство.