«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

КПТ: о когнитивных искажениях на исламских религиозных примерах

В суре 43 «Гром» Всевышний Аллах говорит:

Он — Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих (Коран, 43:3).

Во многих других аятах подчеркивается, что Священный Коран призывает людей размышлять, задействовать собственный разум (акль). В доказательном методе психотерапии – когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) – существует система оспаривания нерациональных убеждений, которые также называются когнитивными ошибками (искажениями). В этой точке ислам и КПТ сходятся, хотя в каких-то других вопросах существуют точки критического несовпадения.

В КПТ возникновение невротических расстройств связывается с негибкими и дисфункциональными глубинными убеждениями (ГУ) и когнитивными искажениями (КИ). Эти «тараканы в голове» часто мешают жить не только невротикам, но и абсолютно здоровым людям. 

Глубинные убеждения – это базовые представления о себе, других людях и мире, которые обычно не вербализуются, не проговариваются вслух.

Дисфункциональные глубинные убеждения являются перманентным генератором тревоги и депрессии. Именно из глубинных убеждений образуются автоматические мысли, которые пугают человека (например, что он может без всякой причины спрыгнуть под поезд) или вгоняют его в депрессивное состояние («Такая глупая ошибка, я никогда не делаю ничего нормально!»).

Все дисфункциональные глубинные убеждения можно разделить на три группы:

1) глубинные убеждения беспомощности («я некомпетентна», «я неэффективна», «я беспомощна», «я бессильна», «я уязвима», «я жертва», «я в ловушке», «я неудачница»);

2) глубинные убеждения непривлекательности («я непривлекательная», «я нежеланная», «я плохая для других», «я обречена на одиночество», «я изгой», «я страшная», «я тупая», «я чужая»);

3) глубинные убеждения никчемности («я ничего не стою», «я плохая для себя», «я ленивая», «я ничтожество», «я злая», «я аморальная»).

Фактически человек перманентно злословит о самом себе сознательно и бессознательно, вслух и про себя. Сильно ли это отличается от гайбата в адрес другого человека? Наверное, примерно так же, как самоубийство от убийства…

Когнитивные искажения – это ошибки мышления, которые можно выявить в автоматических мыслях. Например, в автоматических мыслях, возникших после просыпания фаджра: «Я плохая мусульманка!» и «Аллах не простит меня», содержится сверхобобщение (по одной конкретной ситуации делается глобальный вывод о своей никчемности) и предсказание будущего (отчаяние в милости Аллаха).

Наиболее распространенные когнитивные искажения

  1. Сверхобобщение

Имам читает хутбу, сидящий перед ним человек «скроллит» ленту в мобильном, а еще пара прихожан над чем-то смеются. «Никому не интересны мои хутбы!» – думает оратор, не замечая, что остальные с интересом его слушают.

  1. Ментальный фильтр

Восприятие ситуации через фильтр ложных убеждений. Например: «Если ты родился в неисламской семье, ты никогда не будешь принят в обществе урожденных мусульман». Или: «Если ты развелась, то больше никогда не выйдешь замуж». Игнорируются многочисленные примеры обратного из жизни.

  1. Дихотомическое мышление

Все или ничего: «Я либо выйду замуж один раз и на всю жизнь в постоянный брак первой женой за идеального (в моем понимании) мужчину, либо останусь одна и на промежуточные варианты никогда не соглашусь!»

  1. Долженствование

Все всегда должно идти по моему плану, другие люди (члены семьи, друзья и т.п.) должны следовать тому, что я считаю единственно правильным. Проблема в том, что эти долженствования никак не прописаны в шариате.

  1. Персонализация

Ложное восприятие на своей счет. Например, муж зло хлопнул дверью перед носом у сотрудников, и жена думает, что это все точно из-за нее и ее подгоревшего ужина, хотя на самом деле у него проблемы на работе.

  1. Тоннельное мышление

Видеть исключительно негативные стороны ситуации, не рассматривать ситуацию в ее многогранности и диалектической сложности. Например, девушка считает себя никому не нужной, потому что ей не удалось завоевать расположение мужчины, который ей очень нравится, но она в упор не замечает наличия других поклонников, которые делают предложения о никахе.

  1. Ориентация на сожаление

Болезненные руминации, свойственные депрессии: «Зачем я так поступил? Правильный ли выбор я сделал? Почему я не сделал иначе?»

  1. Предсказание будущего (близко к катастрофизации)

«Твой муж к тебе не вернется», «эта проблема не решится», «в хиджабе тебя никто не возьмет ни на одну работу», «твоя семья развалится», «тебе не удастся развестись через офис муджтахида без согласия мужа».

  1. Катастрофизация

«Самолет точно разобьется», «мы все умрем от ковида», «по Москве нанесут ядерный удар», «скоро все границы закроются раз и навсегда, и мы никогда больше не поедем в зиярат», «муж даст мне талак, потому что я пролила чай на скатерть».

  1. Чтение мыслей

«Жениху не понравилось блюдо, которое я приготовила», «они все презирают меня, потому что я разведена», «я знаю, все смотрят на меня и считают, что у меня плохой хиджаб».

  1. Наклеивание ярлыков

«Женщина без детей – недоженщина», «женщина, заключившая временный брак, – девушка легкого поведения», «все вторые жены хотят увести мужей у первых», «все женщины в хиджабе – террористки», «все немусульмане ненавидят мусульман», «все шииты делают ширк».

  1. Эмоциональное обоснование

«Это так, потому что я так чувствую». Да, есть люди с развитой интуицией, но есть и те, которые сверхобобщают, катастрофизируют, персонализируют, мыслят дихотомически, и все это вызывает у них эмоцию тревоги, и именно ее они имеют в виду, когда говорят, что они так чувствуют: «мой сын не поступит ни в один вуз, я так чувствую», «моя дочь останется одна, я так чувствую», «моя квартира сгорит, я так чувствую», «я попаду в ад, я так чувствую», «мой намаз недействителен, я так чувствую» (и потому его нужно переделывать по несколько раз). Рациональных доводов в пользу этого может и не быть.

Автор: Анастасия (Фатима) Ежова

Фотограф: Alicia Christin Gerald, фотосток Unsplash (фото обложки); Jocelyn Hernandez (фото по тексту)