«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Счастье и тяготы материнства: об уязвимости женщины во время беременности и после родов

Когда говорят о традиционных ценностях, в первую очередь упоминают о почетном статусе материнства в исламе. Воспитывая детей, женщина воспитывает общество. В хадисах женщин призывают рожать больше детей. В многочисленных статьях семья рисуется как тихая и благословенная гавань, где счастливая мама, находящаяся под опекой мужа, окружена чистыми, радостными и верующими детишками. На иллюстрациях к этим материалам изображаются улыбающиеся женщины в хиджабах, тискающие пухлых младенцев. Обычно в этих статьях не высвечивается теневая сторона материнства, о которой Всевышний Аллах напрямую говорит в Священном Коране:

Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие (Священный Коран, 31:14).

Прежде чем мама станет воспитательницей новых членов исламской уммы, ей предстоит пережить тяготу за тяготой: сначала беременность, потом роды, а потом еще и послеродовый период. На каждом из этих этапов ее поджидают свои трудности и даже опасности.

Мужчина часто пренебрежительно отстраняется: мол, это привычное «бабье дело». Для него это все малоприятно – это же не медовый месяц. Меняется тело женщины, ее гормональный фон, ее настроение, уровень энергии, и порой она становится невыносимой. Но именно на этом этапе ей как никогда нужна поддержка мужа и других родных людей.

Наш разум строит железную стену между собой и осознанием, что человек смертен, что это может случиться внезапно. Всевышний Аллах может отнять нашу жизнь в любой момент, но, если мы будем ощущать это ежесекундно, мы просто не сможем жить с таким уровнем тревоги. Срабатывают психологические защиты, и мы просто живем своей жизнью, уповая на милость Аллаха.

Точно так же беременная женщина может потерять своего ребенка в любой момент. Подсознательно она понимает это, но, опять же, включаются психологические защиты. Однако ощущение особой уязвимости фоново присутствует на протяжении всего срока вынашивания, когда может произойти все что угодно: ранний или поздний выкидыш, замершая беременность, истмико-цервикальная недостаточность, преэклампсия, гепатоз, патологии развития, антенатальная гибель плода. Женщина живет с этим подспудным пониманием, и в этот период для нее особенно важна забота. Конечно, верующие люди уповают на Аллаха и делают дуа, но сама по себе религиозность не является стопроцентной страховкой от упомянутых бед.

В норме беременность длится от 37 до 42 недель (в акушерстве прибавляются 2 недели к реальному эмбриональному сроку). С учетом развития медицинских технологий минимальный возраст жизнеспособности плода снизился до 22 недель (правда, в этом сроке статистически выживают только 9% новорожденных). С точки зрения шариата, внутриутробный плод обретает душу по истечении 4 шариатских месяцев, т.е. на 20-й неделе беременности, когда телодвижения плода становятся осознанными.

На этом этапе начинается активное развитие мозга малыша, которое продолжается до родов и после них.  Возникают миллиарды нейронов и связей между ними. Это огромная «панель управления» нашим телом, эмоциями, высшими психическими функциями, с помощью которой наша душа «рулит» нами, как пилот самолетом.

Мозг взрослого человека содержит примерно 86 миллиардов нейронов. В нем есть различные нейрональные системы, в том числе серотониновая, ГАМК-эргическая, дофаминовая, норадреналиновая, ацетилхолиновая, гистаминовая, глутаматная и т.д. Иногда в этих системах происходят поломки, и тогда у человека возникают симптомы тревоги и депрессии. И, к сожалению, это часто случается именно после родов. Почему? Во-первых, стрессом для женского организма является резкое падение уровня гормонов – прогестерона и эстрогенов. Во-вторых, новая социальная роль мамы сопряжена с зашкаливающим уровнем ответственности и страха за малыша. В-третьих, женщина часто не может принять изменений в себе, в своем теле, в образе жизни. Порой это деструктивно сказывается и на отношениях с мужем.

Какие расстройства психики могут проявиться в послеродовый период?

Во-первых, это так называемый baby blues – легкая грусть и плаксивость в первые дни после возвращения из роддома. Она не опасна и, как правило, проходит сама.

А вот если в первые 6 недель после родов возникли такие симптомы, как сниженное настроение и мыслительная заторможенность, усталость и резкое снижение уровня активности, потеря удовольствия; снижение или, наоборот, повышение аппетита; бессонница или излишне длинный сон; трудности с концентрацией внимания, тоска, хандра, подавленность; мрачные и негативные мысли о будущем; ощущение безнадежности, бесполезности, отчаяния, чрезмерной или неуместной вины, и эти симптомы длятся не менее 2 недель (или больше), – тогда уместно говорить о послеродовой депрессии.

Мысли становятся вязкими и черными, за грудиной все сводит от тоски, ноги словно наливаются свинцом, ни на что нет сил. Женщина грызет себя за то, что она «отвратительная мать» и «плохая мусульманка», что она не справляется, или что ребенок испортил ей жизнь, ее жизнь кончилась, и хорошего уже ничего не будет. Это обязательно нужно лечить, в противном случае на фоне отчаяния может произойти резкое (и временное!) падение имана, в голове возникнут суицидальные мысли, и в худшем случае может дойти до их реализации (ведь женщина в тяжелой депрессии так и так убеждена, что рай ей все равно не светит). Иногда, к сожалению, мать забирает с собой и ребенка…

Современные препараты безопасны и относительно неплохо переносимы, они не превращают человека в овоща и способны эффективно купировать такие состояния. Поскольку депрессия может быть не только униполярной, но и биполярной (а послеродовая депрессия – это зачастую дебют именно БАР), важна точная диагностика, потому что лечение будет отличаться.

Бывает и еще одно мерзкое, мучительное состояние – послеродовое обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). У матери помимо ее воли возникают страшные, неприемлемые для нее мысли, что она может навредить своему малышу. Она стоит на балконе, а в голове крутится жуткий и яркий образ, как она бросает ребенка вниз; когда она режет овощи, она живо представляет, как бьет ребенка ножом, и ей кажется, что она вот-вот это сделает. Она ни в коем случае не хочет этого и делает все, чтобы этого не произошло: прячет ножи, не остается наедине с ребенком. Но это только усиливает навязчивые мысли.

Выглядит это все устрашающе, но, в отличие от депрессии, ОКР абсолютно не опасно: все клинические психологи и психиатры знают, что такие мысли никогда не переходят в действия. И лечение заключается как раз в том, чтобы убрать охранительное поведение, а также в длительном приеме антидепрессантов – селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они почти не имеют серьезных побочек.

Худшее, что в этом случае может сделать мужчина, – это дать своей жене талак под тем-де предлогом, что она «сумасшедшая» и «опасна для ребенка». Этим он действительно может сломать ей психику. Человек с ОКР не опасен для окружающих. Само расстройство пусть и сложно, но в большинстве случаев эффективно лечится: и препаратами, и психотерапией. Важно только не терять время!

Любопытно, что Пророк Ислама (с) сказал:

Дети – причина страха и печали (Аль-Кафи, том 6, стр. 50).

Действительно, одним из симптомов депрессии является глубокая печаль, а источником ОКР – зашкаливающая тревога за малыша, страх не справиться, стремление оградить его от всех опасностей. А поскольку это физически невозможно, мама начинает бояться саму себя, поскольку исходящую от самой себя «опасность» она способна контролировать.

Все, что нужно женщине в непростое время после рождения малыша, – это поддержка, тепло, понимание, помощь, принятие. Для семьи важно знать, что этот невыносимо сложный период закончится, и после супруги еще вдоволь насладятся родительством, ведь во многих хадисах говорится, что иметь потомство – это благословение, ибо, как сказал Имам Садик (а):

Сыновья – благополучие, а дочери – благодеяния. Аллах спросит за благополучие и наградит за благодеяния (Аль-Кафи, хадис 2119).

Автор: Анастасия (Фатима) Ежова

Фотограф: Alicia Petresc, фотосток Unsplash (фото обложки); Tai’s Captures, фотосток Unsplash (фото по тексту)