Во многих немусульманских регионах России родители-мусульмане, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить своим детям домашнее образование, сталкиваются с вопросом халяльного питания для детей в образовательных учреждениях. И если осознанному ребёнку школьного возраста значительно легче усвоить исламские принципы выбора пищи, то в случае с детьми более раннего возраста это становится определённой проблемой. Как быть родителям в такой непростой ситуации?
В мегаполисах положение несколько проще, поскольку в них имеются частные мусульманские сады не только с халяльным питанием, но также с занятиями по основам ислама. Однако их совсем немного, и не все семьи в состоянии позволить себе выделять средства на ежемесячную оплату. Помимо всего прочего, если принимать во внимание масштабы крупных городов, остро встаёт вопрос трансфера ребёнка (одного или нескольких) из дома в частный детский сад и обратно.
Эти и многие другие причины вынуждают мусульманские семейные пары соглашаться на светские государственные дошкольные общеобразовательные учреждения. Некоторые из таких семей в силу недостаточной осведомлённости воспринимают понятие «халяль» упрощённо и считают дозволенным любое питание, в котором не содержится свинина, что сильно облегчает практическую сторону жизни и быта, но противоречит шариату, поскольку халяльное мясо — это прежде всего особый способ забоя скота и прочие тонкие аспекты. В целом под арабским словом «халяль» (дозволенное) подразумевают продукты, которые изготовлены в соответствии с исламскими нормами, не содержат компонентов, которые нельзя употреблять в пищу мусульманину (например, свинину, мертвечину, кровь) и являются чистыми продуктами с точки зрения «духовного происхождения».
Для более глубокого погружения в тему дозволенной в исламе пищи вы можете обратиться к статьям «Дозволенность некоторых пищевых добавок и ингредиентов в исламе» и «Есть или не есть – вот в чём вопрос».
Есть и родители, которые ошибочно решают для себя не придавать особого значения вопросу халяльности питания ребёнка, ссылаясь при этом на его неосознанность, что также противоречит шариату. Всем мусульманам необходимо питаться лишь дозволенной по исламу пищей, и дети здесь не являются исключением. Ответственность за них вообще и в том числе в этом вопросе несут родители. В священном Коране говорится:
О посланники, ешьте из [благ] чистых и совершайте праведное: поистине, Я о том, что совершаете вы, Знающий! [1] (Имам Садик (а), комментируя этот аят, сказал, что слово «таййиб» («чистый») означает дозволенную пищу). [2]
О те, которые уверовали! Ешьте из чистых [яств], коими наделили Мы вас, и благодарите Аллаха, если вы лишь Ему поклоняетесь. [3]
О люди! Ешьте из того, что [есть] на земле, дозволенное, чистое, и не следуйте по стопам дьявола, поистине, он для вас враг явный. [4]
Ешьте же [лишь] из того [мяса], над которым [при забое] упомянуто имя Аллаха, если вы в знамения Его верующие! [5]
И не ешьте [мясо животного, при забое] которого не упомянуто имя Аллаха. И, поистине, это нечестие. И, поистине, дьяволы внушают друзьям [и помощникам] своим, чтобы препирались они с вами. И если повинуетесь вы им, то, поистине, вы [станете] язычниками. [6]
Некоторые предания утверждают, что употребление недозволенной пищи препятствует принятию Всевышним молитв и просьб. Это подтверждается, например, в известном хадисе, где приводится эпизод из жизни пророка Мухаммада (с). Некий человек сообщил Пророку (с) о том, что он очень хочет, чтобы его мольбы были удовлетворены. Пророк (с) ответил:
Ешь добрую пищу и откажись от недозволенной! [7]
Также Посланник Аллаха (с) сказал:
Аллах не допустит в рай того, кто питался недозволенной пищей. [8]
Есть и те родители, которые вынуждены отдать ребёнка в светское учреждение и при этом очень ответственно относятся к задаче оградить ребёнка от недозволенного питания. На практике существует несколько вариантов решения вопроса с халяльным питанием ребёнка в ДОУ.
- Объяснить ребёнку, что мусульмане не могут есть те или иные продукты. Некоторым родителям всё же удаётся в определённом возрасте (примерно с 3-х лет) объяснить ребёнку заранее, что мясные продукты в детском саду ему есть не следует. В таком случае подготовленный ребёнок, достигший довольно высокого уровня эмоционально-волевой устойчивости, научается определять недозволенное и ест лишь то, что дозволено в его семье (одновременно с этим формируются и ценности).
- В некоторых городских дошкольных учреждениях практикуется вегетарианское меню. Об этом можно поинтересоваться у руководства ДОУ. Также бывает возможно договориться о ежемесячном диетическом питании за отдельную плату.
- Предварительно поинтересовавшись о меню учреждения, вы можете ждать очереди в группы короткого пребывания, где ребёнка можно оставлять до дневного сна, поскольку на первый и второй завтраки, как правило, подаются молочные и мучные изделия, не содержащие мяса.
- Договориться с воспитателями и руководством о том, чтобы ребёнку приносили еду из дома. Раньше было запрещено приносить в детский сад домашнюю еду, однако в 2021 году вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и это стало возможно, поэтому руководство ДОУ, как правило, понимающе реагирует на подобные ситуации, но запрашивают определённый комплект документов с родителей:
- заявление на имя директора ДОУ;
- медицинская справка или заключение о состоянии здоровья ребёнка с указанием заболевания, расшифровки ограничений на группу продуктов или пищевого аллергена, срока действия назначения диеты, даты следующего посещения врача;
- справка о том, что ребёнок состоит на учёте у медицинского специалиста (диетолог, иммунолог, аллерголог и т.д.) по соответствующему заболеванию;
- назначение врача о необходимости организации для обучающегося лечебного, диетического питания;
- индивидуальное меню, разработанное медицинским специалистом в соответствии с назначениями врача.
Практика показывает, что справок из городской поликлиники от педиатра, способного войти в положение мусульманской семьи, будет достаточно, и ребенку вовсе не нужно быть аллергиком. По поводу индивидуального меню тоже не стоит подолгу предаваться размышлениям. Детскому врачу лишь следует указать список запрещённых мясных продуктов и субпродуктов. Например, уточнить, что «ребёнку запрещены все куриные, мясные, свиные продукты и субпродукты, которые необходимо заменить на индейку [9]». Далее предстоит процедура заполнения и подписания договоров, согласно которым обе стороны обязуются исполнять предписания в данном вопросе. Сад, к примеру, берёт на себя обязательство хранить все принесенные контейнеры в холодильнике и предварительно подогревать для ребёнка. К сожалению, на стандартной плате за детский сад, который устанавливает его учредитель, не сказывается то, что родитель приносит еду самостоятельно, так как это не предусмотрено законом об образовании. Однако всё же можно быть спокойным о том, что ребёнок питается дозволенной и во всех смыслах здоровой пищей.
Возможно, в будущем на территории многонациональной Российской Федерации благодаря решению Правительства в образовательных учреждениях будет доступна опция подбора халяльного, кошерного и вегетарианского питания, как это практикуется во многих странах.
Автор: Захра Керимова
Фотографы: CDC, фотосток Unsplash (фото обложки); Gautam Arora, фотосток Unsplash (фото по тексту)
[1] Коран, 23:51.
[2] Ал-Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 11. С. 58
[3] Коран, 2:172.
[4] Коран, 2:168.
[5] Коран, 6:118.
[6] Коран, 6:121.
[7] Ал-‘Амили. Васа’ил аш-ши‘а. Т. 4. Раздел 67. Хадис 4
[8] Варрам. Танбих ал-хаватир.
[9] Для более точной формулировки медицинского заключения от врача следует заранее обратиться к руководству с вопросом о разновидностях мясных продуктов. В некоторых садах могут подавать дополнительно рыбу, не содержащую чешую, и индейку.