Март расцвел букетами, и над Россией повис оживленный предпраздничный ажиотаж. В исламе же Женский день отмечается в день рождения Фатимы Захры (а) – дочери Пророка (с) и одной из четырнадцати непорочных (а), единственной женщины из их числа, ролевой модели для мусульманок.
Каким образом воплощается ролевая модель Фатимы (а) и ролевая модель Зейнаб (а) в современном исламском обществе, в самой пассионарной его части?
Это две немного разных траектории, которые пересекаются в одной точке: абсолютная преданность Единобожию, Пророчеству и Имамату, бескомпромиссная вражда с тиранами на стороне угнетенных и поддержка тех, кто сражается на этом пути. Так, Фатима Захра (а) бинтовала раны своего великого отца и мужа в военных походах, а сейида Зейнаб (а) в день Ашуры оставалась рядом со своим братом, Имамом Хусейном (а), переживая то страшное кровопролитие при Кербеле и последующий плен. Не сломавшись и не боясь смерти, она в лицо высказывала всю правду угнетателям и сохранила для нас весть о возвышенной трагедии Ашуры.
Сегодняшняя Фатима – это девушка, которая в раннем возрасте выходит замуж за воина или богослова, рожает несколько детей и при этом не становится ограниченной квочкой, занятой лишь сериалами и сплетнями с соседками. Нет, это женщина думающая, трудолюбивая, неравнодушная, слушающая лекции, получающая образование, совершенствующая свои знания, сострадающая обездоленным, социально активная, интересная собеседница для своего мужа, отгораживающаяся хиджабом от других мужчин, но раскрепощенная со своим мужем и пленительная для него. Она воспитывает детей в духе ислама и взращивает в них те качества, которые были в наших Пророках (с) и Имамов (а).
Посланник Аллаха (с) сказал:
Поистине, наилучшая из женщин – это женщина многодетная, приветливая, умеющая хранить секреты, стыдливая, снискавшая любовь и уважение своих близких, покорная супругу. Она не скрывает своих прелестей от мужа, но недоступна для посторонних взоров. Она внемлет речам мужа и повинуется его воле. Уединившись с мужем, она готова выполнить любое его желание, но не позволяет себе вольностей, которые позволяют себе мужчины (Бихар аль-анвар, том 103, стр. 235).
Вы скажете, что это некий идеал, который, увы, трудно встретить в реальности. Но нет – такими были и остаются жены многих достойных мужчин. К сожалению, их можно не заметить за помпезным фасадом из невест, накручивающих за себя цену в виде махра (мехрие) до 45 лет и почитающими за эталон пышную свадьбу, чтоб прям гулял пятизвездочный отель.
Образ Зейнаб (а) воплотился в женщинах, ведущих информационную борьбу, в бесстрашных журналистках, готовящих репортажи с полей сражений и не боящихся писать хлесткие слова в адрес мира сего. Если Зейнаб (а) была многодетной матерью, то у ее современных последовательниц, увы, не все так хорошо с этим пунктом: сначала усердная учеба, а потом ненормированная работа в сфере медиа отнимает слишком много сил, да и не все мужчины соответствуют такой женщине, а если кто и соответствует, то часто эти люди в силу особых причин ведут закрытый образ жизни.
К слову, следующие путем Фатимы Захры (а) зачастую рискуют слишком рано овдоветь, поскольку воины погибают в бою, оставляя в этом мире своих близких.
Хвала Аллаху, что в шиитском фикхе есть механизмы, позволяющие и этим женщинам устроить свою личную жизнь, и в аутентичной, пассионарной исламской общине к этому нормальное, здоровое отношение. Не зря ведь шиитская система брачно-семейного права гибче всего подходит к таким вопросам по сравнению с другими религиозными конфессиями.
А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение [махр]. На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение [махр] (Священный Коран, 4:24).
Имаму Али (а) принадлежит изречение:
Джихад женщины – в том, чтобы ублажать своего мужа (Нахдж аль-балага, 464).
Итак, есть путь женщины-матери, а есть путь женщины-воительницы, разящей не мечом, а словом. И над всем этим, словно единый для этих путей купол, возвышается путь жены – спутницы, любовницы, единомышленницы, вдохновительницы, хранительницы душевного покоя (сакина) своего мужчины. И Фатима (а), и Зейнаб (а) были и женами, и мамами, и ораторами, и борцами на пути ислама – разница скорее в акцентах в их жизнеописании, предопределяющих нюансы каждой ролевой модели.
Вопрос вот в чем: как мы, женщины, можем следовать модели Фатимы Захры (а) и сейиды Зейнаб (а)? Очевидно, что за счет всецелого следования шариату и ахляку (этике) Пророка (с) и Имамов (а) – тому, что они практиковали в своей жизни и тому, что они считали достойным, благим и поощряемым.
А ведь с этим у нас зачастую проблемы, дорогие сестры. И отсюда произрастают очень многие беды женской части уммы.
Автор: Анастасия (Фатима) Ежова