Я сижу во внутреннем дворике Харама Имама Али (а), читаю текст зиярата и смотрю на огромные, исполинские золотые минареты. Все своды на входах в Харам облицованы золотом, и Святыня под красным знаменем сияет в ночи. Ноябрьский воздух чуть прохладный и зыбкий, а мы ждем азан на утренний намаз – Фаджр.
В 2021 году мы приехали сюда группой из 16 человек, среди нас – женщины, мужчины и дети. А в следующем году мы прибыли сюда уже чисто женской группой из 16 сестер. Наш путь под воодушевляющие траурные латмийи пролегал от Наджафа и Куфы до Кербелы, а оттуда – в Багдад (Казимейн) и Самирру. Наш микроавтобус с пуленепробиваемыми окнами видал виды, и местами окна были покарябаны характерными дырами и осколками от вражеских орудий.
При въезде в Наджаф защемило сердце. Город только-только пробуждается для мирной жизни: люди спешат на работу, мальчики гоняют в футбол, а девочки-школьницы идут с уроков мимо стены с красочными граффити на арабском. Многострадальный шиитский Ирак, переживший правление Саддама, американское и игиловское нашествие. Истерзанная земля. И на ней Наджаф – один из центров шиитского сакрального знания, где, как и в Куме, находится хауза (религиозная семинария).
В Хараме не затихает жизнь: женщины в черных чадрах и абайях, исламские ученые в белых и черных чалмах, колоритные дядечки в разноцветных галабийях и клетчатых платках на голове, юркие дети – все они наводняют чертоги мавзолея и его внутренние дворы. А вокруг Харама бойко идет торговля религиозной атрибутикой: разноцветными куфиями, флагами, чадрами для намаза и улицы, серебряными кольцами с агатом, йеменским ониксом и уникальным иракским камнем – дурр Наджаф.
Харам всегда полон людей. Верующие не ленятся вставать на Фаджр, чтобы, пройдя по дороге с желтым куполом на горизонте, прочитать этот намаз джамаатом. И в рядах молящихся сложно найти свободный промежуток. А все потому, что личность Имама (а) продолжает быть магнитом и полюсом для ищущих истину, свободу и справедливость.
Кем же он был, Имам Али (а), ставший точкой притяжения для миллионов паломников?
Что мы знаем о нем – о том, чей шахадат мы поминаем в первую и вторую предполагаемую Ночь Предопределения (Лейлат аль-Кадр)? Познали ли мы сущность того, кто был смертельно ранен отравленным мечом во время намаза Фаджр по завершении первой ночи и ушел в мир иной во вторую?
Неустрашимый воин и сострадательный правитель, любимец вдов и сирот. Поэт и оратор, философ и названный брат Пророка Мухаммада (с). Муж его дочери Фатимы Захры (а), а после ее смерти – других женщин, которым он дарил любовь, заботу и покровительство. Меч Аллаха и милосердный лев. Глашатай грядущей смерти и воскрешения. Факел справедливости, заставлявший богатых делиться с бедняками в соответствии с законами Аллаха. Щит и броня истинного шариата. Воплощение доброты.
Я пишу эти строки и вспоминаю другого, современного героя – Касема Сулеймани. Искренние воспитанники школы Ахл ал-бейт (а) имеют удивительное свойство быть живым отражением наших Имамов (а). Тот же самый нур, тот же самый свет – сияюще-черный и зловещий для угнетателей, светлый и ослепительно солнечный для угнетенных.
Как только я стала шииткой, меня сразу потянуло к первому Имаму (а), словно что-то соприродное, экзистенциально близкое было в его облике. Он (а) вошел в мое сердце и стал жечь его изнутри теми клокочущими чувствами, которые я начала к нему испытывать.
Имаму Али (а) принадлежит следующее изречение:
О люди, поистине, вы в этом мире – мишени, в которые смерть пускает свои стрелы… (Нахдж аль-балага, хутба 145).
Смерть как знак Бога и как дверь в будущую жизнь, которая придет на смену ветхой реальности с царствующей в ней энтропией, которая обрекает человека на бесследное исчезновение. Весть таухида, однако, в том, что своей смертью человек попирает эту обреченность и будет воскрешен. Но перед тем, как войти в рай, человек пройдет через суровый экзамен в Судный день.
«Клянусь Аллахом, этот мир для меня более презренный, чем свиная кость в руках прокаженного», – говорил Имам Али (а). У этого высказывания много пластов смыслов. Речь не только о том, что блага этой дунии презренны перед лицом ахирата, но и о неприятии компромисса перед несправедливостью мира. И имеется в виду не созданная Всевышним красота этого мира: солнце, море, деревья, цветы, кошки, архитектура, красивые люди. Красота – это как раз имманентное проявления атрибутов трансцендентного Бога, который Прекрасен и которого восхваляет все сущее.
Речь о человеческом обществе, запятнанном несправедливостью, алчностью, стяжательством, дурновкусием, распущенностью, неимоверной жестокостью к другим людям и беззащитным животном. О мире, который энтропирует и пожирает сам себя. О мире, обреченном на гниение и уничтожение. Обо всем том, с чем покончит обещанный Спаситель, восставший аль-Махди (а), который станет провозвестником Новой Земли и Нового Неба. Али (а) – первый, а Махди (а) – последний…
Автор: Анастасия (Фатима) Ежова
Ссылка на изображение