«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

О «синдроме спасателя» через призму ислама

В исламе гуманитарная деятельность рассматривается как религиозный долг, который надлежит исполнять любому мусульманину. Коранические тексты и предания изобилуют призывами совершать те или иные благодеяния в отношении нуждающихся и находящихся в бедственном положении (будь то в финансовом, моральном или духовном плане). В одном из хадисов Имам ас-Садик (а) говорил:

Если мусульманин разрешит нужду мусульманина, Аллах воззовет к нему: «Твоя награда на Мне, и Я не удовлетворюсь для тебя ничем иным, кроме рая». [1]

Однако не все догадываются, что зачастую помощь ближнему, даже из благих и искренних побуждений, не просто может не разрешить его проблему, а может привести к конфликтам, ухудшению взаимоотношений и навредить.

Порой человек, находящийся в затруднении (или в положении, которое другая сторона оценивает как таковую), не готов предпринимать какие-либо действия в сторону улучшения своей ситуации, поскольку, например, порой это вынуждает его выйти из привычной зоны комфорта. Ситуация может восприниматься им не такой критичной или же вполне допустимой. Еще древнегреческий целитель и философ говорил: «Прежде, чем вы возьметесь лечить кого-либо, спросите, готов ли он оставить все то, что сделало его больным». Попытку исправить что-либо в его жизни такой человек может болезненно воспринять как довольно агрессивное вторжение в личное пространство. Прежде чем кого-то спасать и причинять добро, стоит задуматься о том, кому это все же необходимо: «спасителю», желающему удовлетворить собственную потребность и оказаться замеченным, или все же действительно «утопающему».

В психотерапии выделают так называемый «синдром спасателя». Человека с таким синдромом выделяет стойкое желание помогать другим, готовность брать на себя ответственность за проблемы окружающих людей, что в итоге приводит к тому, что он заботится об окружающих больше, чем о себе. Спасатель стремится помогать другим, даже в ущерб собственному благополучию. Он не способен допустить, чтобы рядом не было нуждающихся в помощи. Чтобы избежать внутреннего дискомфорта и болезненного падения самооценки, он стремится вступить в доверительные отношения с теми, для кого он всегда будет источником поддержки: например, наркоманами, алкоголиками, людьми с различными психическими заболеваниями. Один из признаков человека с синдромом спасателя заключается в том, что самооценка такого человека основана на фактах спасения. Когда человек начинает сомневаться в себе и смысле собственной жизни, никого не спасая, вполне вероятно, что тенденция помогать другим зашла слишком далеко, и пора бы вспомнить об ответственности перед Богом сохранить свое собственное здоровье и благосостояние как ценнейший аманат.

Психологи советуют давать людям больше времени и возможностей осознать тлетворность обстоятельств, в которые они себя вогнали, и дать мотивацию найти в себе силы взять свою жизнь в собственные руки, а не полагаться на решение всех проблем извне, без проявления личной инициативы.

Имам ас-Садик (а) рассказывал, как однажды один из заболевших пророков сказал, что не будет предпринимать попыток вылечиться, пока его не исцелит Тот, кто послал на него эту болезнь. Всевышний Аллах ниспослал ему в откровении: «Я не стану исцелять тебя, пока ты [сам] не станешь лечиться. Поистине, исцеление твое зависит от Меня». [2]

Имам Джафар ас-Садик (а) также однажды сказал мужчине:

Душу свою обрати во врага, с которым должно тебе сражаться, и в имущество, которое надлежит тебе вернуть. Сотворен ты лекарем души своей, болезни прояснились для тебя, [но также] были показаны тебе признаки здоровья и указано на лекарство. Так посмотри же, как ты поступишь с собой [3].

На самом деле нам самим ведомы болезни и пороки наших душ, с которыми в рамках великого джихада каждому предстоит бороться. По большому счету лишь мы сами настоящие лекари самих себя. Какими бы знатоками и сведущими в тех или иных отраслях психологической и иной помощи ни было наше окружение, истинные ответы находятся внутри человека, почувствовавшего готовность что-то изменить в своей жизни. В Коране говорится:

И, поистине, ты не заставишь слышать мертвых и не заставишь глухих слышать зов, когда обратятся они вспять. И не [являешься] ты выводящим слепых из заблуждения их [на путь истинный]. Не заставишь слышать ты [никого], кроме тех, кто верует в знамения Наши, будучи покорившимися [воле Нашей] [4].

Для людей естественным развитием всегда остается рост через преодоление самих себя – своих укоренившихся вредных привычек, грехов, слабостей, жизненных устоев. В целом сам принцип психологической терапии зиждется на том, что лишь самому клиенту ведомо, как именно жить и поступать для него целительнее. Задача специалиста – подсветить эти моменты.

Кроме всего прочего, в погоне спасти всех тех, кто вокруг, есть риск позабыть о своем собственном личностном, духовном и ином росте. В связи с этим возможно в некоторых случаях под призывом «помоги ближнему своему» стоит подразумевать самого себя (как ближайшего к себе): свою собственную ресурсность, духовность, эмоциональный интеллект и т.д. Есть шанс тем самым сподвигнуть другую сторону прийти к готовности измениться через свой собственный пример и осмысленность.

Перестать быть спасателем – не значит ограничиться бездейственным наблюдением за тем, как окружающие борются с проблемами. Напротив, секрет помощи заключается в искренней поддержке нуждающегося , чтобы тот смог опереться на себя и найти возможность помочь себе самостоятельно (если речь не об экстремальной и кризисной ситуации).  Помогать другим важно, ценно и нужно, но стоит делать это правильно, исходя из ситуации, собственной ресурсности, осознания своих глубинных мотивов, особенностей характера человека, нуждающегося в помощи или поддержке, и т.д. Как и в случае с другими дисфункциональными паттернами поведения, повышение самосознания становится ключом к переменам в нашей собственной жизни и жизни окружающих нас людей.

Автор: Захра Керимова

Фотограф: Sue Carroll, фотосток Unsplash

[1] Садук Ш. Саваб аль-а’маль, хадис 727

[2] Рейшахри М. Мизан аль-хикма, т. 2, стр. 940

[3] Аль-Кулейни. Аль-Кафи, т. 2, стр. 454

[4] Коран, 30:52–53