Изумрудного цвета море удачно контрастирует с оранжевыми буйками, качающимися на легких волнах. На каждом буйке гордо восседает чайка, примостившаяся на хлебном местечке и выжидающая добычу; над волнами вздымаются стаи белых альбатросов, облюбовавших соседний дикий пляж. Вода кристально чистая и парная, она удивительно легко держит – можно надолго «зависнуть», даже не гребя.
В прибое – оживление, смех, плеск воды. В ногах снуют полосатые рыбки. На берегу молодые изящные девушки в разноцветных бикини не скупясь поливают красивые шоколадные тела кремом для еще более интенсивного загара и зачесывают выкрашенные в блонд волосы в высокие бабетты. Некоторые из них устраивают смелые заплывы до буйков, другие – осторожно гребут вдоль берега, опасаясь, как бы особо ретивая волна не смыла бы «красоту на голове». Из динамиков плавно льются песенные причитания влюбленного страдальца, периодически перебиваемые оглушительным свистом спасателей. Девушки вытягиваются прямо на песке вдоль линии прибоя, нежась под солнцем.
И все это – не на Лазурном берегу и не в Эмиратах, а в Иране! Недаром в полдень нытье романтика прерывается протяжными звуками азана – мусульманского призыва на молитву, разносящегося над игривыми волнами…
«Стоп!» – воскликните вы. Ведь Иран – исламская республика, где немыслимо появиться на улице без платка. Даже иностранок, прибывающих в эту страну, предупреждают, чтобы сразу перед выходом из самолета они покрыли голову. Согласно строгой букве государственного закона, все женщины в Иране должны носить хиджаб в общественных местах, вне зависимости от вероисповедания и гражданства.
Ларчик открывается просто: женский пляж обнесен глухим бетонным забором, снабжен КПП, и мужчинам сюда вход строго запрещен. Для представителей сильной половины человечества предназначен другой пляж – с превосходными площадками для пляжного футбола и волейбола. Как говорится, мальчики – налево, девочки – направо: любая пара обязана разъехаться на два отдельных городских пляжа, что, конечно, не всегда удобно для супружеских пар, которые в большей степени предпочли бы турецкий халяльный вариант. Но вот для нескольких семей, однополых молодежных компаний, подруг, мамы с дочкой – условия прекрасные. Ибо за бетонным забором, огораживающим женскую территорию, скрывается не жалкий грязный закуток, а прекрасный просторный пляж около 300 м длиной (еще 100 м огорожены и отведены специально для дайвинга), с буйками на расстоянии примерно 150 м – целый простор для плавания! Редко какой египетский или турецкий отель порадует подобными размерами пляжа – обычно приходится ютиться на маловразумительном клочке песчаного берега, обильно усеянного другими загорающими и купающимися. И стоит вся эта радость примерно 450 рублей (200 тысяч риалов) за одно посещение.
У входа на женский пляж вещи досматривают, как в аэропорту. Далее выстроена крытая раздевалка с многочисленными шкафчиками, стандартная для любого фитнес-клуба. И функционирует она так же: удостоверение личности (или электронный ключ от номера в отеле, ибо паспорта остаются на ресепшне) в обмен на браслет с ключом-сенсором. В шкафчике можно спокойно оставить все вещи, взяв на побережье лишь самое необходимое.
После этого надо пройти через рамку металлоискателя и небольшой контроль: телефоны со встроенными опциями фото и видео, равно как и фотоаппараты, проносить нельзя – их необходимо сдать в камеру хранения на входе. Впрочем, этот контроль – доброжелательный и быстрый. А затем взору открывается бирюзовая лагуна. Чистые туалеты, душевые, скрытые от посторонних глаз и прямо на открытом воздухе, зонтики, несколько кафе, комната для молитвы (чего в Иране полным-полно), массажный салон, надувные горки, тату хной и плетение афрокосичек, магазин с купальниками и «фотозащитками» – для комфортного отдыха предусмотрено все. Особенно хороши спа-программы прямо на берегу моря, в маленькой хижине, все пропитанные экзотическими ароматами, где можно утонуть в блаженстве от массажа размягченного плаванием в море тела.
Остров медовых запахов
Остров Киш – маленький и очень уютный. Его площадь составляет всего 95,5 квадратных километров. До популярного Дубая – рукой подать, так что море и климат – те же самые.
Бархатный сезон для отдыха на Кише – конец сентября – октябрь. В ноябре уже поднимаются высокие волны, и спасатели зачастую не пускают купальщиков в море, зимой вода холодная. А летом на Киш обрушивается адский зной: на улице – плюс 60, вода – плюс 40, и птица не пролетит, и местные жители, обезумев от жары, прячутся дома под кондиционерами, лишь ночью совершая короткие перебежки до ближайшего супермаркета…
Человека, прибывшего из промозглой Москвы пролетом через прохладный высокогорный Тегеран, мгновенно обдает жаром и ощутимой влажностью. Но позже это чувство отступает, сменяясь наслаждением от тепла и солнца. А голову кружат потрясающе вкусные медовые запахи, которыми на Кише напоен воздух.
Кричаще-розовые фуксии, гирляндами обвивающие белые стены, строящиеся высотки, приземистые белые отели низкой этажности и этот медовый аромат, особенно сгущающийся с наступлением вечера, – вот с каким ассоциативным рядом увязывается образ этого чудесного островка.
В настоящее время компактно застроен лишь север и восток Киша – здесь сосредоточены все отели, торговые центры, мужской и женский пляжи, порт, жилые кварталы. Вместе с тем активно идет строительство: существует целый проект превращения Киша в иранский Дубай. Благо, что Киш еще и свободная экономическая зона.
На разных берегах острова разбросаны несколько дайвинг-центров, но море здесь не столь богато красками, как в том же Шарм-эш-Шейхе, где, однако же, водятся зубастые акулы.
В иных уголках острова есть свои достопримечательности: руины старого города, вековые деревья, красивые мечети, одна из которых под названием «Хатам аль-Анбийя» («Печать пророчества») расположилась прямо на берегу синего моря. Мечеть Имама Хасана (а), расположенная в квартале Садаф, является одним из местных центров религиозной жизни: там проходит намаз-джамаат, а также читается дуа «Тавассуль» по вторникам и дуа «Кумейл» по четвергам. Джума же зачастую проходит в другом месте под названием «Мусалля». Однако везде царит мощная духовная религиозная атмосфера.
Главный местный туристический объект – это заброшенный греческий корабль, севший на мель на западном побережье Киша. У жителей и гостей острова сложилась традиция – любоваться закатом на фоне этого корабля. Красное солнце, опускающееся над волнами, которые из изумрудных стали серо-голубыми, фиолетовая дымка, зловеще-темная фигура погибшего судна, волны, неистово бьющиеся о каменный берег, бриз, всклокочивающий черные чадры и платки женщин, – все это исполнено мрачно-готического очарования.
Конечно, на фоне достопримечательностей иных иранских городов, где соседствуют великолепные шиитские святыни, мечети с голубыми изразцовыми сводами, изящные дворцы с тонкой росписью, древние каменные панно с грозными львами и бесстрашными персидскими воинами, прекрасные сады и склепы великих поэтов, греческий корабль смотрится как-то несерьезно, но должны же быть у Киша какие-то памятные символы.
Обустроенная часть острова выглядит очень цивильно. Зона отелей и торговых центров – чистая, лощеная, вся в подсветке разных цветов. По острову курсируют белоснежные такси – в основном японские «Тойоты». На Кише действует так называемый «эстетический закон», согласно которому все автомобили, имеющиеся на острове, должны быть не старше 10 лет. К слову, это выгодно отличает Киш от других иранских городов, включая Тегеран, где обилие старых дряхлых машин стало причиной сильной загазованности. Белые «Тойоты» на Кише – это общественный транспорт. Удобство в том, что они дежурят и поджидают вас везде: у ворот пляжа, около отеля, около торговых центров, по рации сообщая коллегам и диспетчеру о своих действиях и перемещениях.
«Ну а как же сервис в отелях?» – спросите вы. Стремные душные пансионы без туалетной бумаги и с отварным рисом на завтрак? Никак нет! Обслуживание – по высшим международным стандартам, в номерах – чистота, в ресторанах – шведский стол и вкусная еда, в холле – меланхоличные звуки фортепиано, персонал вежлив и радушен.
Конечно, все еще, как и везде, зависит от уровня и категории отеля. Можно найти и неплохой отель эконом-класса, но если говорить о самых фешенебельных местах отдыха, то это знаменитый пятизвездочный Dariush, выстроенный по образу и подобию дворца царя Дария, и менее претенциозный, но более уютный и стильный отель категории 5 звезд – Marina Park Hotel.
Собственных пляжей нет ни у одного отеля. Дорога до пляжа на такси занимает минут 5–10. Причина в том, что иранское побережье Персидского залива – это сплошное мелководье. По отзывам русских, побывавших на острове Кешм в Бушере, там можно целый километр брести по щиколотку, и лишь потом начинается хоть какая-то относительная глубина.
Тем самым, чтобы найти место под пляж, нужно сильно постараться. Кроме того, далеко не везде безопасно. Купаться вне специально отведенных мест строго запрещено, и дело не только в исламских нормах, но и в наличии отбойных течений (rip currents) и даже акул. Впрочем, на Кише не зафиксировано ни одного нападения этих хищниц. Во-первых, прибрежные воды для них слишком горячи; во-вторых, ареал их обитания – в открытом море к югу от острова, ближе к Эмиратам, и по отмели до пляжей, расположенных на севере, им просто не добраться.
Отдыхающие
Хотя Киш – это такой иранский Сочи, удаленный от основных культурных центров, посещение острова весьма познавательно в плане знакомства с иранским обществом. Ибо, являясь «всеиранской здравницей», Киш аккумулирует все срезы иранского социума: сюда приезжают и люди из столицы и крупных городов, и жители провинции, и искренне религиозные мусульмане-шииты, и светские граждане, для которых избирательное следование исламским нормам – лишь дань официальному закону.
Наблюдать за всей этой пестрой публикой в том же ресторане – сущее удовольствие. Вот сидит консервативная семья: мужчина с бородой в опрятной скромной рубашке, и его жена в традиционной черной чадре. Вот представители старшего поколения: он – импозантный, она – в платке, завязанном под подбородком узлом и надвинутом на лоб, в манто до колена. Тоже довольно типичная чета. А вот – явно светская и, вероятно, прозападная пара: он в яркой обтягивающей футболочке и с начесом на голове, она – с кричащим мейкапом, который, по всей видимости, наносила минимум часа два, и в не менее ярком манто.
«Плохохиджабные» («бад-хиджаби») иранские «феи», считающие, будто бы они подражают Западу, – это особенно колоритный типаж. В Иране образ продвинутой западной леди предполагает наличие накладных ресниц, карикатурного боевого раскраса, губ, накачанных Рестилайном, обрезанного а-ля Барби курносого носика, окраса под блондинку и загара, заработанного на пляже и в солярии. Если бы эти девушки увидели, как «серо» и «уныло» одеты европейские женщины, чей фирменный стиль сегодня – худи, кеды и ноль макияжа, их бы постигло фатальное жизненное разочарование.
Очень любопытно наблюдать за парами с маленькими детьми. Неожиданно, но возятся с карапузами именно отцы. Папа успокаивает малыша, папа греет его на руках, папа кормит с ложечки, папа делает «ути-пути» и трясет пустышкой, в то время как мама сосредоточенно поглощает обед.
Отдыхая здесь, вы наслаждаетесь не только теплой морской водой, в которой можно парить, как в невесомости, но и халялем, который доступен повсюду, несмотря на обилие не соблюдающих шариат граждан, коих здесь много, на каждом шагу. Очутиться на церемонии чтения дуа «Кумейл» аккурат через 10 минут после выхода с пляжа, чтобы потом пойти на расслабляющий массаж – это дорогого стоит.
Автор: Анастасия (Фатима) Ежова
Ссылка на главное изображение
Фотограф: Hesan Mohamadi, фотосток Unsplash