«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Что такое внутриличностный конфликт?

Концепция внутриличностных конфликтов, провоцирующих невротические расстройства (от панических атак до ОКР), была разработана в советской школе психотерапии В.Н. Мясищевым и Б.Д. Карвасарским. Суть в том, что невротический внутриличностный конфликт создает ситуацию длительного дистресса, в результате которого происходит сшибка (термин И.П. Павлова) в работе нейромедиаторов головного мозга, и развивается расстройство.

Эту концепцию не стоит смешивать с концепцией вторичной выгоды симптома, которая, к сожалению, также является частью и школы Мясищева-Карвасарского, и концепции психосоматики. Сомнительная идея состоит в том, что ряд соматических и психических заболеваний «выгодны» больному, потому что отвлекают его от истинного источника дистресса. Тогда непонятно, почему с медикаментозным устранением симптомов человек вполне в состоянии остаться с этой стрессовой проблемой лицом к лицу. Теория «вторичной выгоды» обесценивает острые страдания, приносимые болезнью, и часто побуждает пациентов отказываться от медицинской помощи и «прорабатывать» рак или астму у психолога. Какие бы ни были психологические корни у первичного дистресса, само заболевание надо лечить у врача.

Но вернемся к Мясищеву и типологии внутриличностных конфликтов.

В.Н. Мясищев (1893-1973) – знаменитый советский психиатр и клинический психолог, создатель ленинградской школы психотерапии – ЛОРПт (личностно- ориентированной реконструктивной психотерапии). Он разработал собственную теорию отношений и классификацию внутриличностных конфликтов.

Мясищев называл свой метод патогенетической (или психодинамической) терапией. В СССР его школу негласно именовали «советским психоанализом».

Согласно Мясищеву, внешний конфликт возникает в результате столкновения нарушенных отношений личности с требованиями окружающей среды.

А вот внутренний (или внутриличностный) конфликт сопряжен с наличием противоречивых желаний, тенденций, мотивов и позиций личности. Например:

  1. Необходимость выбора одной из нескольких одинаково желаемых целей

Допустим, молодой человек страстно интересуется и фикхом, и медициной. Он хотел бы учиться и в Куме, и в медицинском институте. Он разрывается между этими целями, понимая, что, став врачом, он уже не сможет поехать в Кум, потому что будет плотно занят лечением больных. Если же он отправится в Кум, он упустит возможность отучиться в медвузе, пока его мозг еще достаточно свеж и пластичен для запоминания огромного объема медицинских знаний. Возникает внутриличностный конфликт.

  1. Вынужденный выбор при одинаково нежелаемых целях

Женщина с маленьким ребенком лишилась мужа. Поскольку она находится в декрете, у нее нет возможности работать. А вопрос нужно решать срочно, чтобы не остаться без средств к существованию. Есть мужчина, который предлагает брак и содержание, но ей абсолютно не нравится, вплоть до отвращения. Альтернатива – вернуться к родителям, которые не религиозны и гнобят за хиджаб.

  1. Выбор цели, имеющей как желаемые, так и нежелаемые стороны

Выходить ли замуж за талабе, который учится в Куме? С одной стороны, это возможность жить в духовной атмосфере, рядом с Харамом. Можно читать намаз-джамаат в Джамкаране, ездить на зиярат в Мешхед на поезде. С другой стороны, талабе живут в весьма спартанских условиях. А значит – прощай, отдых на море, прощайте, салоны и косметологи, прощайте, хиджабы от модных дизайнеров. Как говорится, какой путь выберет девица?

По мысли В.Н. Мясищева, психологический конфликт вырастает из столкновения противоречивых отношений личности, которая не может найти продуктивного решения ситуации. Как правило, речь идет о значимых, доминирующих отношениях.

Например, человек несчастлив с женой, с которой нет взаимопонимания. Их поженили по договоренности между семьями, он толком не видел ее до свадьбы, а потом понял, что они с женой слишком разные. Он берет вторую жену, с которой все гармонично. Первая жена устраивает бесконечные скандалы, выносит мозг, превращает жизнь в муку. Мужчина хотел бы развестись и уйти ко второй жене, но встает вопрос о детях. Он не хотел бы разбивать семью, забирать детей у родной матери или оставлять их с ней. К тому же есть опасения, что во втором случае озлобленная родня первой жены не даст ему видеться с детьми. Но главное во внутреннем конфликте даже не это. Принципиально важно, что САМ этот мужчина считает аморальным развод, да и многоженство само по себе ему всегда претило. У невротика возникает конфликт ВНУТРИ личности, между желанием и его собственной нормативностью, с собственными понятиями о хорошем и плохом, даже если с точки зрения религии в его желаниях нет ничего постыдного. В этом, кстати, проблема и опасность концепции «можно – не значит нужно»: она чревата неврозами.

В.Н. Мясищев выделяет три типа внутриличностных конфликтов:

  1. Истерический

Его фабула – «хочу, но не дают».

Например, вторая временная жена, брак с которой тщательно скрывают, мечтает, чтобы ее муж явил ее миру и женился на ней постоянным браком. Ее достали вопросы, почему она «до сих пор не замужем», тогда как она замужем, да еще и за кем! Ее муж красив, умен, состоятелен. Она мечтает о свадьбе, которой позавидовали бы все подруги и которая бы прогремела на весь Инстаграм. Но ее мужчина не может и не хочет делать это, т.к. в его обществе и его культуре временные браки и многоженство стигматизированы. При этом второй жене нужен только он и никакой другой мужчина. Налицо столкновение ее желаний и реальности. Не находя разрешения, этот конфликт выливается в симптом. Чаще всего это конверсионные расстройства или контрастные навязчивости (страх причинения вреда).

Истерический конфликт может протекать на невротическом или на пограничном уровне. В случае с неврозом конфликт происходит у личности с ее собственной нормативностью. Вторая жена хочет, чтобы муж взял ее в постоянный брак, но это возможно, только если он даст талак первой, разрушит семью. Она понимает, что это нехорошо, но ничего с собой поделать не может. У пограничной личности тот же самый конфликт, но не внутриличностный, а межличностный. Женщина будет упорно бороться за свое и не усмотрит никакой проблемы в разводе мужа с первой женой. Но из-за внутреннего напряжения, рождаемого этой борьбой, также могут возникнуть симптомы.

Лозунг истерического внутриличностного конфликта: «Я хочу, чтобы все делали именно так, как мне нужно». К примеру, властная и истеричная мама не может смириться с тем, что взрослые дети поступают по-своему: сын хочет жениться «не на той», а дочка бросила тот вуз, куда она ее «засунула», и выбрала совсем другую профессию. Но только мама «знает, как надо». Пограничная мама задействует давление, капризы, шантаж, спекуляции, плач, лишь бы добиться от окружающих, чтобы они вели себя так, как ей надо. Мама-пограничница будет идти в этом напролом и не испытывать мук совести. Мама-невротик будет страдать от внутреннего противоречия, что третировать детей нехорошо, но от своего видения их будущего она отказаться тоже не может. Она может вообще переживать это сугубо внутри себя, и из этого напряжения, словно грибы, начнут расти симптомы.

Другой лозунг истерического внутриличностного конфликта: «Вы не любили меня так, как я хотел, и теперь вы будете делать так, как мне нужно».

Есть два сценария развития истерии: она возникает либо у кумира семьи, который всегда был в центре внимания и привык, чтобы все его капризы мгновенно выполнялись, либо у человека, который глубоко обижен на взрослых, которые, по его мнению, не дали ему той любви, в которой он нуждался.

Человек с истерическим типом внутреннего конфликта оказывает огромное сопротивление в терапии. Поэтому психотерапия истерического невроза очень сложна. Тем не менее ее задача – формирование критики к собственному поведению и требованиям к окружающим, занижение требовательности до минимума, научение эмпатии и умению считаться с другими людьми, поступившись частью своих желаний.

  1. Обсессивно-психастенический

Это конфликт между долгом и истинными желаниями, между цензурой и правдой.

Например, «правильный» мальчик окончил «правильный» вуз, нашел «хорошую» работу, «удачно» (с точки зрения родителей) женился, «правильно» (на взгляд бабушки) воспитывает ребенка, отдавая его на «правильные» кружки. Но на самом деле он хочет бросить высокооплачиваемую работу юриста и заняться исламским религиозным просвещением. Он хочет не жить со своей женой, которая наотрез отказывается носить хиджаб и интересуется лишь сплетнями и сериалами. Она его дико раздражает. Он хочет жениться на девушке в чадре, которая преподает арабский в исламском центре. Он мечтает, чтобы его сын изучал фикх и играл с ним в футбол, и ему совсем не нравится, что его сына отдали на танцы, чтобы он плясал лезгинку. Но этот мужчина – «послушный мальчик», который слова не может сказать поперек родственникам. Он нормативен, он конформист. В нем нет бунтарского духа, нет способности отстаивать себя. Мечты и недовольство бурлят внутри него. Перманентный дистресс выливается в невротические симптомы.

  1. Неврастенический

Также носит название астенического невроза и проявляется такими симптомами, как повышенная раздражительность, утомляемость, утрата способности к длительному умственному и физическому напряжению.

Неврастенический тип внутриличностного конфликта определяется завышенными требованиями к себе и нехваткой ресурсов организма, чтобы их реализовать. На излишнюю нагрузку организм отвечает симптоматикой. Например, молодая женщина учится в двух вузах, работает на двух работах, пишет диссертацию, параллельно пытается быть образцовой женой и рожает ребенка, чтобы показать, что она успешна и значима во всех сферах своей жизни. Но организм не выносит такого издевательства над собой и просит пощады. Выливается все в заболевания – невротические и соматические.

Лозунги неврастенического типа внутриличностного конфликта: «я должен доказать, что я значим»; «я буду много работать»; «я буду во что бы то ни стало добиваться своих целей»; «я буду слушаться»; «я буду покорным»; «я буду угождать»; «я буду прогибаться, лишь только бы доказать, что я значим и что-то из себя представляю».

Все это является компенсаторными стратегиями в результате недостатка внимания и обесценивания со стороны родителей в детстве – обычно это холодный дистанцированный отец (или его отсутствие) и специфически ведущая себя мать, создающая у ребенка ощущение ненужности, неважности, незначимости.

Задача терапии здесь – выработать новые, более сбалансированные стратегии и тактики, которые позволяли бы человеку не спеша добиваться всех своих целей без ущерба для здоровья.

Автор: Анастасия (Фатима) Ежова

Ссылка на фотографию