«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Барзах: жизнь после жизни

Барзах переводится как «преграда». Это промежуток между здешним миром и вечным, особый мир, который иногда еще называют миром могилы, малым днем воскрешения, миром «месаль» (то есть миром подобия, потому как он свободен от материального, но при этом имеет форму, цвет и размер, что свойственно материи).

Слово «барзах» встречается в Коране трижды, но только в этой суре употребляется в своем прямом значении:

…И за ними [есть барзах] — преграда до того Дня, [когда] будут они воскрешены. [1]

После того, как душа покидает земное тело, она переносится в тело барзаха. Среди ученых преобладает мнение о том, что это тело — «месали», то есть нематериальное, но имеет форму, размер и похоже на прежнее тело человека. Это похоже на объекты, которые мы видим во сне, они объемные, имеют цвет и размер, но не материальные. Тела «месали» способны прочувствовать то, на что не способны материальные тела.

Я спросил у Имама Садика (а) о душах верующих, он (а) изрек: “Они в Раю в образе [похожем] на свои (земные) тела, так, что если они увидят верующего, то говорят, что это такой-то”. Затем он (а) продолжил: “Когда Господь забирает душу верующего, помещает его в форму, похожую на земную. Затем они едят и пьют, и, когда некто приходит к нему, узнает его по лицу, которое было у него в земной жизни.” [2]

Я спросил у Имама Садика (а): “Да буду я вашей жертвой! Говорят, что души верующих находятся в зобах у птиц зеленого окраса возле Арша”. Имам (а) изрек: “Нет, верующие для Аллаха почтеннее того, чтобы помещать их души в зобы птиц, но они помещаются в телах, похожие на их тела” [3]

Для душ жизнь в этом мире продолжается, то есть это не небытие в ожидании наступления Судного дня, но все же жизнь в барзахе отлична от вечной жизни. Души верующих там встречают и посещают друг друга, а новоприбывших расспрашивают об оставшихся в мире земном, и, если прибывший говорит, что некто уже умер, но этого человека не видят среди собрания верующих, они понимают, что этот некто «упал» и подвергся наказанию Господа.

Мир барзаха будет существовать до Судного дня, но сколько это будет в пересчете на земные года, неизвестно. Так говорится о барзахе в книге «Джавахер»:

Однажды Имам Али (а) с группой своих последователей отправились на кладбище, и Имам (а) обратился к ним: “Хотели бы вы, чтобы я показал вам нечто, что вы никогда не видели?” Они ответили согласием. Имам (а) пошел в сторону старой могилы, по которой было видно, что ее хозяин уже давно ушел из жизни, и сказал: “О раб Аллаха, с разрешения Аллаха, встань!” В этот же момент земля разверзлась, и старик с белой бородой вышел из могилы и поздоровался: “Ас-саламу алейкум, о вали Аллаха!” Имам Али (а) ответил ему и спросил:

— Сколько лет прошло, как ты покинул этот мир?

— Да буду я жертвой за тебя! И одного года не прошло.

— Сколько месяцев?

— Месяца не прошло.

— Сколько дней?

— И дня не прошло.

— Сколько часов?

— И часа не прошло, как я вошел в свою могилу после вопросов ангелов Мункара и Накира и, увидев красивую гурию, стал придаваться с ней утехам, как ожерелье, которое было у нее на шее, разорвалось и рассыпалось. В нем было 100 бусин, и мы стали собирать их и до тех пор, как вы позвали меня, еще не собрали.

— Вернись на свое место! Да не оставит тебя Господь без Своей бесконечной милости!

Когда он ушел, Имам Али (а) изрек: “Сто лет, как он умер. Он будет занят собиранием бусин ожерелья до Судного дня, а нахождение в барзахе не будет для него сложным”. [4]

В продолжении этого хадиса рассказывается еще и о другой, свежевырытой, могиле, хозяин которой жаловался, как долго он уже страдает, «словно уже сто лет прошло». Имам (а) поведал своим последователям, что его похоронили где-то около часа назад, а затем добавил: «В этом разница между верующим и лицемером». [4]

В мире барзаха есть день и ночь, но они отличаются от земных дня и ночи своим состоянием и длительностью. Жизнь в барзахе тоже завершается смертью, в доказательство этому приводят следующий аят:

Скажут они: “Господь наш! Умертвил Ты нас дважды и оживил нас дважды. И признались мы в грехах наших. [Есть] ли к выходу [из ада какой-либо] путь?” [5]

В барзахе существует возможность повышения духовной степени человека:

Передается от Хафса: “Я слышал, как Имам Муса бин Джафар (а) говорил одному человеку: ‘Хотел бы ты остаться в земном мире?’ Тот ответил: ‘Да’. Имам (а) спросил: ‘Зачем?’ Тот сказал: ‘Для чтения суры “Ихлас”. Затем Имам (а) какое-то время помолчал, а потом изрек: ‘О Хафс, тот из наших друзей и последователей, кто умрет и не будет знать хорошо Коран (или не читал его), в могиле его обучат, чтобы Господь посредством Корана возвысил его степени, потому как степени в Раю – по количеству аятов. Ему будет сказано: “Читай и возвышайся”, и он будет читать и возвышаться’”. [6]

Возможно, что один из примеров такого человека — верующий, который хотел при жизни постичь смыслы Корана, но в силу разных причин ему не удалось этого сделать.

Хотелось бы обратить внимание, что совершенствование человека не прекращается с окончанием его земной жизни. Для определенных людей эта возможность присутствует и в барзахе. Даже после смерти человека его земные дела, хорошие или не очень, пока их действие продолжается, могут увеличивать блага, даруемые в барзахе, или добавлять к наказанию:

Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они вершили, и то, что они оставили после себя. И все Мы подсчитали в ясном руководстве. [7]

И как бы ни было тяжело наказание в барзахе, тем не менее оно легче наказания Судного дня. Это известно обитателям барзаха, поэтому они просят Господа, чтобы Он не поступал согласно Своему обещанию о наступлении Судного дня и наказания в нем. [8]

…огонь, которому предаются они утром и вечером. И в День, [когда] настанет час [Судный, будет сказано]: “Введите род Фараона в сильнейшее наказание!” [9]

Верующие же, наоборот, находятся в ожидании наступления Дня воскрешения и достижения великой Божьей милости. [10]

Составитель и переводчик: Елена (Захра) Лисовина

Дизайн обложки: Екатерина Здорова

[1] Коран, 23:100

[2] аль-Кафи, т. 3, стр. 243, хадис 1

[3] Бихар аль-анвар, т. 6, стр. 268

[4] Джавахер, стр. 181

[5] Коран, 40:11.

[6] Кулейни. Усуль Кафи, т. 2, стр. 606

[7] Коран, 36:12 (перевод М.-Н. Османова)

[8] Кулейни. Фуру аль-Кафи, т. 3, стр. 245

[9] Коран, 40:46

[10] Кулейни. Фуру аль-Кафи, т. 3, стр. 244