Не так давно мы скорбели по дочери Пророка (с), ее светлости Фатимы Захры (а), нося черные одежды, посещая траурные мероприятия и слушая пронзительно-трагические песнопения маддахов. Потом мы отмечали ее день рождения, веселились, устраивали конкурсы и дарили подарки. Черный цвет сменился на розовый. На месте темных флагов появились радостные шарики.
В эти дни было произнесено множество хутб и речей о достоинствах Госпожи женщин рая (а). Отмечалась её набожность, смелость, справедливость, красноречие, верность, отсутствие страха перед тиранами и угнетателями. Я сама говорила об этом перед широкой аудиторией.
Но в нашем женском кругу я бы хотела указать на другой аспект жизни Фатимы Захры (а) – ее материнскую роль и реализацию этой роли.
Это было главным и напрямую производным от прочих ее достоинств, ведь именно благодаря им она воспитала настоящих героев, бесстрашных и сражающихся за исламскую справедливость – повелителя мучеников Имама Хусейна (а) и Сейиду Зейнаб (а).
Однако важно и другое – что Захра (а) была совсем юной девушкой и родила своих детей в молодом возрасте. Есть разные версии, сколько лет ей было на момент замужества: кто-то говорит, что 15 лет, кто-то – 18, а кто-то и 9. (У арабов того времени было нормой, когда девочки созревали очень рано.)
Сегодня в обществе – не только в западном и российском, но и в мусульманском – возраст деторождения стремительно растет вверх. Даже если люди женятся рано, они часто откладывают родительство, желая учиться, строить карьеру, путешествовать и наслаждаться жизнью без детей. Кроме того, в наше время много разводов, и от новых супругов люди также хотят иметь общих детей, но все оказывается не так просто.
Хотя сегодня благодаря достижениям косметологии женщина может в 50 лет выглядеть на 35, гинекология и эндокринология не столь сильно продвинулись в плане омоложения. Напротив, все чаще у молодых женщин наблюдается ранний климакс – в 44, 42, 40, а то и 37–38 лет.
Многочисленные примеры звезд, прибегнувших к репродуктивным технологиям, сбивают с толку. Мало кто задумываются, что они рожают не своих детей, а используют донорские яйцеклетки. Лимит, когда женщина может родить генетически своего ребенка, весьма ограничен.
ЭКО является великим достижением медицины, которое позволило стать родителями людям, которые в прошлые времена остались бы неизбежно бездетными. В офисе сейида Али Хаменеи, нашего Рахбара, есть целая программа поддержки экстракорпорального оплодотворения, поскольку Иран оказался в русле все той же мировой тенденции – откладывания деторождения.
Вместе с тем в нашем капиталистическом мире ЭКО превратилось в бизнес. Донорские яйцеклетки стремятся настырно продавать тем женщинам, которые вдруг неожиданно беременеют самостоятельно. Пока у женщины происходит овуляция, беременность возможна. Другое дело, что после 38 лет качество яйцеклеток резко снижается, и не все они пригодны для оплодотворения. Или же это чревато рождением больных детей.
В отличие от сперматозоидов, количество фолликулов у девочки закладывается во внутриутробном периоде, и оно не увеличивается с возрастом, а лишь уменьшается: яйцеклетки расходуются. После 38 лет вероятность естественного зачатия снижается.
Показателями овариального резерва являются данные УЗИ, уровень фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) в крови и антимюллерового гормона (АМГ). Чем выше первый и ниже второй, тем меньше шансов на беременность. На ЭКО по ОМС берут с АМГ не ниже 1,2 нг/мл. У женщин старшего репродуктивного возраста он чаще меньше одного. Это не значит, что они не могут родить, просто вероятность этого все меньше и меньше. И снижается шанс на получение качественных яйцеклеток в ходе ЭКО – в яичниках слишком мало фолликулов, чтобы их выращивать.
Я не буду утомлять вас этими медицинскими подробностями – пусть о них подробно рассказывают врачи-гинекологи. Отмечу только, что сорокалетние женщины, жаждущие зачать долгожданного ребенка, могут писать диссертации на эту тему.
Но молодые девчонки вообще не знают эту терминологию и не задумываются о таких вещах. Они смотрят на пример селебрити, которые замораживают яйцеклетки и продолжают весело порхать по жизни. Но, положа руку на сердце, многие ли из «простых смертных» могут позволить себе криоконсервацию и платное ЭКО? Возможно, в столице и некоторых других крупных городах таких людей не так мало. Но зачем усложнять себе жизнь подобными тратами, если можно родить в раннем возрасте, когда организм молод и здоров?
Ситуация усугубляется мужским фактором (удивительно, но у множества молодых мужчин лет 30-ти качество биоматериала оставляет желать лучшего) и патологиями беременности: пороками развития, выкидышами и замершими беременностями. Сейчас этого все больше и больше, а с возрастом риски увеличиваются, и из-за осложнений беременности изначально фертильная женщина может начать испытывать проблемы с зачатием.
В Иране в поколении ветеранов Революции и Священной обороны (условно 50–70 лет), в отличие от нынешних иранских молодых поколений, женщины рожали рано – до 20, а то и до 18. Можно пожалеть «бедняжек», у которых «украли детство и молодость». Но катамнестически, анализируя их последующую жизнь, мы видим, что большинство из них потом получили высшее образование, к тому же не одно. У детей молодых мам и пап молодые дедушки и бабушки, которые имеют силы помогать с уходом за ребенком физически и финансово.
Человечество накопило такой объем знаний, что для оттачивания профессионализма в любой области люди учатся до 40–50 лет. У большинства из них есть дети, и это не мешает процессу обучения и работе. А вот репродуктивный возраст у женщин, увы, ограничен.
Кому-то этот подход может показаться «мракобесным» и «не современным», но, поверьте, он основан на опыте тысяч 40–45-летних женщин, которые спохватились поздно и отчаянно пытаются зачать, выносить и родить первенца в этом возрасте, и это не всегда получается. Такие женщины часто приходят в терапию, и тревожно-депрессивные состояния – их верные спутники.
Не повторяйте их ошибок, девушки.
Следуйте примеру Фатимы Захры (а).
Автор: Анастасия (Фатима) Ежова
Дизайн обложки: Екатерина Здорова