«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Служение Богу через служение мужу

В эпоху большой популярности идей феминизма может довольно резонансно отозваться в сердцах многих женщин высказывание о том, что в отношениях с мужчиной ей предпочтительно занимать позицию смирения.

Повиновение мужу стало пережитком прошлого, а образ терпеливой и мягкой женщины – «атавизмом» пресловутого патриархального режима. Сегодня эрудированная и чуть ли не всего добившаяся в жизни эмансипированная женщина может позволить себе не хотеть вставать «за мужем» и, надо признать, имеет на это право. Но стоит задуматься: обретёт ли она в результате этого решения гармонию и баланс с собой и миром?

Соперничество с мужчиной в семье зачастую приводит к бесчисленным травмирующим конфликтам. В кризисные времена какой-то стороне необходимо уступать, занимать позицию подчинения и осознанного проигрыша для того, чтобы как-то стабилизировать ситуацию. Предполагается, что навыков и внутренней силы для этого больше у женщин. Это связано не только с их силой духа и души, с колоссальным терпением, дарованным им от природы, но и с психологической потребностью мужчины ощущать себя главным в своём микрокосме. И если роль главного в семье принадлежит ему, то роль мудрой переходит женщине. Разумеется, мудрой и терпеливой стоит быть тогда, когда речь идёт об осознанных мужчинах со способностью аналитически и критически размышлять, а не об инфантильных и нарциссических личностях, не способных строить глубокие и доверительные отношений с супругой.

В знаменитой пьесе У. Шекспира «Укрощение строптивой» главная героиня Катарина, поначалу отличавшаяся заносчивостью, упрямством и непримиримостью в отношении с мужчинами, пережила личностный катарсис и пришла к осознанию своей истинной роли в жизни. В конце комедии Катарина так обращается к женщинам:

Вы там войну ведёте, где должны,
Склонив колена, умолять о мире;
И властвовать хотите вы надменно
Там, где должны прислуживать смиренно.
Не для того ль так нежны мы и слабы,
Не приспособлены к невзгодам жизни,
Чтоб с нашим телом мысли и деянья
Сливались в гармоничном сочетанье?

В своей речи главная героиня признала, что строптивость была лишь неуклюжей формой желания любви и настоящего семейного счастья. Только смирившаяся женщина, по её мнению, способна всё это испытать в полной мере, поскольку гордость препятствует счастью.

И я была заносчивой, как вы,
Строптивою и разумом, и сердцем.
Я отвечала резкостью на резкость,
На слово — словом; но теперь я вижу,
Что не копьём — соломинкой мы бьёмся,
Мы только слабостью своей сильны.
Чужую роль играть мы не должны.

Под слабостью женщины подразумевается не физический или умственный недостаток, а её способность признавать свою естественную потребность в защите, опеке и заботе. Но не потому, что она сама не может за себя постоять или добиться какой-то цели (женщина способна оставаться при этом целеустремлённой, всесторонне развитой и активной личностью), а из глубинного понимания того, что её основная роль заключается не в борьбе за выживание, обретение общественного статуса или финансового обеспечения, а в том, чтобы, имея внутренний баланс и покой, гармонизировать всё окружающее.

В исламской традиции имеются недвусмысленные директивы подчиняться мужу. Служение супругу не раз в письменных источниках приравнивается к служению Богу.

От Имама Садика (а) имеется предание, где он рассказывает, как к Пророку Мухаммаду (с) однажды пришла группа людей, которые сказали: «О Посланник Аллаха! Мы видели людей, одни из которых совершали земной поклон другим». Пророк (с) ответил: «Если бы я повелел одному совершить земной поклон другому, то я бы повелел женщине совершить земной поклон своему мужу» [1].

В другом предании от Пророка (с) говорится:

Если женщина не выполняет свой долг в качестве супруги, то она не выполняет свой долг перед Аллахом [2].

Не преклонивший колена перед Адамом Иблис возгордился и не познал Божественной благодати в отличие от ангелов, которые по указу Аллаха пали ниц пред ним, отождествляя тем самым своё действие с поклонением самому Господу. Женщина, умеющая покоряться воле мужа, на самом деле проявляет не слабохарактерность и безволие, а демонстрирует пластичность своего мышления, мудрость, богобоязненность и силу. Надавить, вспылить и поспорить может каждый, а блаженно смириться без камня в сердце – единицы.

Отношения в паре представляют собой некий экзамен по работе над своим Эго. При возникновении конфликтных ситуаций стоит спрашивать себя: «Что для меня ценнее: оказаться здесь и сейчас правой или перспективы моих отношений в целом?» Далее срабатывает жизненный парадокс: свидетельствующий покорность своей жены мужчина не станет насильно доминировать над ней в будущем. Ему не нужно будет бороться за своё эволюционное право быть главой, защитником и опорой, потому что он осознает и почувствует, что принят всецело. Ведь неслучайно именно определённые мужчина и женщина связались узами брака. В Коране говорится:

И из знамений Его — то, что сотворил Он для вас из вас самих супруг, дабы находили вы покой в них, и установил Он между вами любовь и милость [3].

В действительности банальное правило заключается лишь в одном: на самом деле женщине рядом с мужем важно быть счастливой, принимающей и гармоничной. В таком случае любой зрелый и осознанный мужчина почувствует ту самую готовность сворачивать горы и покорять вершины мира.

Автор текста: Захра Керимова

Фотограф: Levi Meir Clancy, фотосток Unsplash

[1] Ал-Кулайни М. Ал-Кафи. Книга о браке, хадис 2084.

[2] Ал-Хаким Н. Мустадрак, т. 2, стр. 552.

[3] Коран, 30:21.