Согласно исламской этике, действие считается благим, когда присутствует одновременно и добродетель совершающего (чистота намерений, знание, мудрость) и положительный результат (к примеру, голодный стал сытым). Так, человек, устроивший благотворительный обед ради повышения собственной популярности в среде верующих, чтобы в дальнейшем использовать этот социальный капитал в корыстных целях, по сути, не совершил благого деяния, несмотря на то что в процессе, возможно, было собрано много пожертвований в пользу нуждающихся. С другой стороны, недальновидный активист, попавший под внешнее влияние, поддавшийся по неопытности каким-то популистским лозунгам, может действовать совершенно искренне, но результаты его действий будут разрушительны. О таких ситуациях в народе говорят: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Конечно, в последнем примере могут быть вопросы, на мой взгляд, и к искренности такого человека, но это уже предмет отдельного разговора.
Итак, благое деяние должно исходить из чистого источника и давать положительные результаты. Все это, казалось бы, очевидно, однако в нашем обществе существует сильный перекос в сторону внимания к внешней стороне поступков и недооценка того, какой невероятной силой обладает намерение, настрой и качества того, кто стоит за этими поступками и вкладывает в них свою душу. Иногда деньги, время, энергия, пожертвованные, возможно, как-то нестандартно и в пользу неожиданных получателей, но сопровожденные чистотой, искренностью, вдохновением и любовью и ближнему, способны трансформировать окружающую действительность и навсегда перестроить множество сетей и связей в ней так, как не способна предвидеть и просчитать ни одна мирская система или программа. Именно такие моменты в нашей жизни ломают трансгуманистическую доктрину человека-алгоритма и показывают, на что способен носитель «Его духа». История авраамических религий насквозь пропитана примерами таких трансформационных деяний, но мне хотелось бы привести всего один интересный хадис в качестве иллюстрации:
Писано Абу Бакром аш-Ширази со слов Муджахида и согласно передаче Ибн Аббаса, — о словах Всевышнего «…люди, которых не отвлекает ни торговля, ни купля от поминания Аллаха… Аллах дает пропитание, кому желает без счета!»: «Это, клянусь Аллахом, Эмир правоверных!». После чего Ибн Аббас сказал:
«Однажды Пророк (да благословит Аллах его и его семейство!) отдал Али триста динаров, подаренных ему самому. Али вспоминал: “Я взял их и сказал: ‘Клянусь Аллахом, сегодня я пожертвую их таким образом, чтобы милостыня моя была принята Господом!’ Совершив последний намаз с Посланником Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!), я взял сотню динаров и вышел из мечети. Тотчас же я встретил некую женщину, которой и отдал эту сотню. На следующее утро люди принялись говорить друг другу: ‘Вчера вечером Али пожертвовал сто динаров падшей женщине!‘ Я весьма опечалился. Совершив вечерний намаз, я снова взял сто динаров и сказал: ‘Клянусь Аллахом, сегодня я пожертвую их таким образом, чтобы милостыня моя была принята Господом!‘ Я встретил мужчину — и пожертвовал ему эти динары. На следующее утро жители города судачили: ‘Вчера Али пожертвовал сто динаров вору!‘ Я вновь опечалился и сказал: ‘Клянусь Аллахом, сегодня я пожертвую их таким образом, чтобы милостыня моя была принята Господом!‘ Я совершил последний намаз с Посланником Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) и вышел из мечети с сотней динаров, которые отдал некоему мужу. На следующее утро жители Медины заголосили: ‘Али пожертвовал сто динаров богачу!‘ Я весьма опечалился и, подойдя к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!), рассказал о произошедшем. Он же сказал: ‘О, Али! Джибриил говорит тебе, что Аллах — Великий и Преславный! — принял твою милостыню и одобрил твои деяния! Поистине, в первую ночь в первую ночь ты отдал сто динаров грешной женщине, которая вернулась домой, раскаялась перед Великим и Преславным Аллахом и сделала твои деньги приданным, намереваясь найти себе законного мужа. Вторая твоя милостыня попала в руки вору; он вернулся домой, покаялся перед Аллахом и сделал эти динары капиталом для торгового дела. Третью твою милостыню получил богач, в продолжение нескольких лет не жертвовавший своими деньгами. Вернувшись домой, он укорил себя и сказал: «Стыдись, душа моя! Али ибн Абу Талиб, нищий, отдал тебе сто динаров, тогда как ты, богач, не выполнял свой долг перед Аллахом и годы не жертвовал своим имуществом!» Он пересчитал свое имущество, выделил закат — столько-то и столько-то динаров. О тебе Аллах ниспослал: ‘…люди, которых не отвлекает ни торговля, ни купля от поминания Аллаха… ‘”» (Бихар ал-анвар, т. 41, с. 28-29).
Автор: Анна Олейник
Перевод хадиса с арабского: Фарис Нофал
Фотограф: أخٌفيالله, фотосток Unsplash