«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Как отвечать детям на их непростые вопросы о вере

Когда ребенок или подросток обращается к нам, задавая вопросы о вере, мы получаем прекрасную возможность, опираясь на их неподдельный интерес, приблизить их на один шаг к познанию смысла жизни, к той самой вершине совершенства саморазвития. Давайте же ценить этот момент.

Итак, каких рекомендаций стоит придерживаться, чтобы научиться отвечать детям на их непростые вопросы о вере?

  1. Внимательно слушайте вопросы.

Слушать — значит проявлять к ребенку уважение. Ваша невнимательность опечалит его. К тому же, внимательность к речи задающего вопрос снижает внутреннее напряжение, возникающее от самого вопроса. Даже если вы не ответите на сам вопрос, как минимум вы выразите свое сопереживание. Выслушав вопрос ребенка, вы узнаете о его душевном состоянии, его мыслях, проблемах, с которыми он сталкивается, и это поможет вам в планировании надлежащего воспитания и удовлетворении познавательных и эмоциональных потребностей ребенка.

  1. Проясняйте суть вопроса.

Перед тем как отвечать ребенку, проясните суть вопроса. Для этого задайте несколько дополнительных вопросов. Понимание сути вопроса облегчит вам задачу с ответом, и ваш слушатель обретет большую уверенность в том, о чем вы ему рассказали.

  1. Отвечайте «я не знаю», когда не знаете ответа.

Когда вы не знаете ответа на вопрос, не стесняйтесь употреблять столь ценную фразу «я не знаю». В хадисе от Имама Али (а) говорится: «Если вам был задан вопрос, ответа на который вы не знаете, пусть никто из вас не постыдиться отвечать: “Я не знаю”». Этот ответ не только не принизит ваш авторитет в глазах ребенка или подростка, а наоборот, если это будет сопровождаться соблюдением других рекомендаций по ответам, даст понять вашим детям, что вы вдумчивый и скромный, и они захотят перенять у вас эти качества. От Имама Садика (а) передается следующее: «Тот, кто говорит обо всем, о чем бы его ни спросили, — сумасшедший». Фраза «я не знаю» свидетельствует о развитом уме. Имам Али (а) сказал: «То, что ты говоришь “я не знаю”, — уже половина знания».

  1. Не отвечайте, когда вы встревожены.

Многие родители, видя, что ребенок спрашивает о Боге, Судном дне, пророчестве и имамате, начинаются беспокоиться о состоянии веры своего ребенка. Вы должны понимать, что такие вопросы детей — это шаги, которые они преодолевают, чтобы достичь полноты веры и более твердой убежденности. Но если вы станете тревожиться, эта тревога передастся ребенку и, возможно, станет причиной того, что он перестанет задавать подобные вопросы и, как результат, подавит их внутри себя, что, не дай Бог, однажды может привести его к ложным выводам. Ваша тревога станет причиной того, что вы не сможете ответить последовательно, и мысли самого ребенка придут в беспорядок. Обращайте внимание на умственные способности ребенка и давайте ему краткий и систематизированный ответ.

  1. Не отвечайте, когда вы заняты.

Родители не всегда обладают бодростью духа и готовностью к плодотворной беседе. В таком состоянии лучше вместо незрелого, беглого ответа мягко и дружелюбно попросить ребенка обратиться к вам в другое время. Имам Али (а) говорил, что даже человек, которому жмет обувь, из-за чего он раздражен, будет лишен правильного понимания.

  1. Перефразируйте вопрос простым языком.

Если это необходимо, повторите вопрос ребенка на своем языке. С одной стороны, это поможет установить контакт, с другой — это подготовит ребенка к внимательному слушанию. Пророк (с) говорил, что умение задавать хорошие вопросы — половина знания.

  1. Отвечайте после размышления и поисков.

Если для достойного ответа вам необходимо время для размышления или дальнейшего поиска ответа, договоритесь с ребенком вернуться к вопросу в другое время. То чувство, что если вы не ответите прямо сейчас, то ребенок собьется с верного пути, может стать причиной слабости и скомканности предложенного вами ответа. Пророк Мухаммад (с) говорил, что промедление — от Аллаха, а поспешность — от шайтана.

  1. Отвечайте уверенно.

Мышление взрослых сложное и взаимосвязанное, но мышление детей и подростков не такое. Страх, что вдруг после ответа на вопрос ребенка мы столкнемся с еще более сложным вопросом, заставляет вас избегать ответа на вопрос, который вы знаете. Например, после вопроса о том, существуют ли джинны, могут последовать вопросы об их свойствах, состоянии и т.п., однако это лишь предположение. Передайте свои полезные знания спрашивающему, а если столкнетесь с затруднительными вопросами, обратитесь к местному духовному лицу или учителю. Или после самостоятельного поиска ответа заведите разговор об этом с ребенком в другое время.

Мой десятилетий опыт показывает, что несколько коротких, точных предложений, сказанных по-доброму, достаточно, чтобы убедить ребенка и дать душевное спокойствие вплоть до следующего вопроса. Хотелось бы акцентировать внимание, что ответ должен быть правильным, соответствующим его возрасту и понятным для него. Старайтесь при передаче своих мыслей прибегать к сказочной, стихотворной форме, использовать сравнение (Голям-Реза Хейдари Абхари).

  1. Упомяните то, что этот вопрос волнует многих.

Если подобный вопрос уже когда-то вам задавали или вы знаете, что этот вопрос волнует многих, скажите ребенку, что он не одинок в своем поиске ответа на него. Некоторые ребята считают, что такие вопросы приходят только им в голову и у религиозных ученых нет опыта ответа на них. Это предположение само по себе является причиной их тревоги.

  1. Сообщите ребенку о том, что на этот вопрос существует несколько ответов.

Если на вопрос есть разные варианты ответа, хорошо бы сообщить об этом. При этом нет необходимости излагать их все. Будет достаточно ответа, который наиболее понятен ребенку.

  1. Обращайтесь к достоверным источникам.

В некоторых случаях давайте ответ, используя источники, находящиеся в вашем распоряжении. Такой вид ответа обладает следующими преимуществами:

1) вы убедите ребенка в достоверности вашего ответа;

2) покажете ему способ получения некоторых ответов;

3) познакомите его с достоверными источниками.

Крайне необходимо перенаправлять ребенка к достоверным источникам, когда у вас самих недостаточно времени на ответ.

  1. Ответ должен быть искренним.

Любой вид диалога лишь тогда будет эффективным, когда вы установите контакт со своим собеседником. Это имеет особенную важность для детей и подростков. Имам Али (а) в 31-м письме из «Нахдж ал-балага» обращается к своему сыну, которому было на тот момент уже более 30 лет, со словами «о сынок». И перед тем как приступить к другой теме, всячески высказывает свою любовь. Официальная манера общения лишит ребенка надлежащего восприятия. Чтобы достичь нужной атмосферы общения, можно использовать следующие приемы:

1) выберите подходящее и спокойное место;

2) перед тем как дать ответ, расскажите добрую шутку;

3) используйте в речи имя собеседника, учитывайте возраст собеседника.

  1. Дайте ответ и на скрытый вопрос.

Порой из формулировки вопроса становится ясно, что спрашивающего что-то особенно волнует. И ответа только на озвученный вопрос будет недостаточно. Например, если вы видите, что ребенок задает различные вопросы о Судном дне и наказании, не сомневайтесь, что он крайне напуган и забыл о доброте и милости Господа. Как бы вы точно и всеобъемлюще ни разъясняли наказания Судного дня, вы отдалите его от веры. Однако не следует давать ложную информацию. Вы должны одновременно с объяснением обнадежить ребенка, указав на безграничную милость и прощение Милостивого Бога, и тем самым вернуть его душевное состояние в равновесие.

Источник: Голям-Реза Хейдари Абхари «Познание Бога детьми посредством Корана»

(ответы на 40 вопросов детей и подростков о Боге). – 44-е изд. – Кум (Иран), издательство «Джамаль», 2019. – стр. 15–35.

Подготовка статьи и перевод с персидского: Елена (Захра) Лисовина

Фотограф: mifta farid, фотосток Unsplash