Политическая обстановка в период руководства Имама Бакира (а) и Имама Садика (а) была сопряжена со всеобщим осуждением власти династии Омейядов. Вражда Омейядов с Имамами (а) из рода Пророка (с) и их (а) последователями стала мощным инструментом в руках их противников. Власть этой династии слабела день ото дня. Это создало благоприятную почву для распространения учения Имамов (а).
Мусульмане со всей серьезностью старались получить знания от Имама Бакира (а). Его разносторонние знания стали причиной его растущей популярности и славы ученого из числа Ахль аль-бейт (а). Сам эпитет «Бакир» означает «раскрывающий», «детально разъясняющий».
Что касается положения Имама Джафара ибн Мухаммада ас-Садика (а), то название джафаритского мазхаба произошло именно от его (а) имени. Ни у одного из Имамов (а) не было такого количества учеников, как у Имама Садика (а).
Перечислим условия, в которых распространялись хадисы в период жизни и имамата Имамов Бакира (а) и Садика (а).
1. Возникновение новых вопросов
Греческая, римская и персидская цивилизации, достигшие довольно высокого уровня развития к моменту возникновения ислама, активно занимались такими науками, как логика и философия. Эти науки стали предметом интереса для мусульман, что стало причиной возникновения новых вопросов об исламе и разного рода сомнений. Обычные ученые не могли дать ответы и развеять сомнения, поэтому люди стали чаще обращаться к Ахль аль-бейт (а).
2. Повышение уровня культуры и образования
Передатчики хадисов этого периода отличались от предшествующих: они были учеными, правоведами (факихами), которые посещали Имама (а) не только ради обретения благословения от его (а) присутствия, но ради обучения у него (а), получения разъяснений неясных вопросов в религии, приобретения духовных знаний. Некоторые ученики Имамов Бакира (а) и Садика (а) посвящали свою жизнь обучению и преподаванию. Часть из них упоминается среди «асхаб аджма» – так называемой группы последователей Имамов (а), реваяты которых, согласно мнению Каши, выдающегося шиитского хадисоведа второй половины III – первой половины IV в. хиджры, принимаются всеми учеными.
3. Обращение людей за знанием к Ахль аль-бейт (а)
Место Ахль аль-бейт (а) в передаче хадисов от Пророка (с) было несправедливо забыто на целых 90 лет. Однако в этот период все больше людей стало обращаться к Имамам (а): ученые и простые люди, шииты и сунниты.
В целом деятельность Имамов (а) в этот период представляла собой обучение хадисам и их распространение, воспитание исламских правоведов (факихов) и учеников высочайшего класса, развитие науки.
Способы распространения хадисов во временя Имамов Бакира (а) и Садика (а)
1. Общие собрания
В этот период организация общих собраний (маджлисов) являлась важнейшим способом распространения хадисов. Маджлисы проводились везде: в мечети Посланника Аллаха (с), мечети Куфы, домах Имамов (а) – везде, где были благоприятные условия.
2. Частные собрания
Как и общие собрания, они проводились в любом подходящем месте, однако, исходя из общего смысла, заложенного в хадисах, становится ясно, что на эти собрания приходили последователи, обладающие особым положением у Имамов (а), в промежуток времени между полуденным и послеполуденным намазом или в начале ночи.
3. Письма и переписка
Таким способом распространения хадисов больше пользовался Имам Садик (а). Хотя до нас дошли немногочисленные повествования о том, что и Имам Бакир (а) писал письма. Можно привести в пример те, что были написаны некоторым из Омейядских халифов. Они сохранились в сборнике «Аль-Кафи».
4. Поручительство («ирджаат»)
Обращающихся с вопросами людей Имамы (а) часто перенаправляли к своим (а) ученикам. Так сформировался новый способ распространения хадисов — «ирджаат».
5. Критика и анализ
Многочисленные обращения людей за тем, чтобы Имамы (а) объяснили смысл хадисов, дошедших до них, привело к тому, что стали развиваться анализ и критика хадисов и разъяснение религиозных знаний. Имамы (а) объясняли эти хадисы, а о некоторых из них говорили, что они были выдуманы, и отвергали их. Этот процесс в терминологии хадисоведения называется «ардату хадис». Результатом этих обращений к Имаму (а) стало появление новых хадисов, некоторые из которых стали основой для хадисоведения.
Наследие Имамов (а)
- Развитие научных школ
- Научная деятельность и распространение хадисов
- Тафсир Корана. Имамы (а) призывали к чтению Корана, размышлению над ним, к заучиванию и к совершению дел согласно Корану. Здесь же Имам Бакир (а) упоминал, например, о недопустимости интерпретации Корана по своему усмотрению.
«Катада, факих и муфассир (толкователь Корана) из Басры, прибыл к Имаму Бакиру (а). Имам (а) испытал его, спросив тафсир аята, а тот дал тафсир согласно своему предположению. И тогда Имам (а) предостерег о недопустимости подобного толкования: “О Катада, если ты толкуешь Коран по своему усмотрению, ты губишь себя и остальных. И если даже это толкование ты возьмешь от людей не разбирающихся в тафсире, ты также губишь себя и других. О Катада, Коран знает (полностью и согласно истине) лишь тот, (кому был Коран ниспослан) и кто является его истинным адресатом”». [1]
- Вероубеждение. Начиная с периода имамата Имама Бакира (а), вопросы вероубеждения и исламской теологии, калама, стали широко обсуждаемыми как среди шиитов, так и суннитов. А в период имамата Имама Садика (а) эти науки достигли своего расцвета. Усердие этих Имамов (а) в разъяснении спорных вопросов и основание шиитской школы калама стало причиной возникновения данной науки.
- Фикх. Большинство хадисов, переданных этими Имамами (а), изучались в рамках фикха. Причиной этому послужило то, что с начала второго века хиджры среди мусульман, в особенности в Куфе, стали распространяться иджтихад (способность выводить религиозные предписания из исламских источников), метод аналогии (кийяс) и склонность к собственному суждению.
- Методология («усуль»). Одной из главных целей Имамов Бакира (а) и Садика (а) было обучение усулю — методологии выведения умозаключений, методологии иджтихада. [2] Также им (а) было важно воспитать поколение исламских правоведов (факихов).
Имам Садик (а) сказал: «На нас [лежит обязанность по] обучению вас усулю, на вас — [поиски] второстепенного». [3]
- Нравственность.
Имамат этих двух предводителей (а) совпал с распространением идей суфизма среди суннитов. В противовес этому отклонению в обществе Имамы (а) снабжали своих последователей дуа и основами нравственности.
Имам Бакир (а) сказал: «Клянусь Аллахом! Наши шииты — это только те, кто обладает богобоязненностью (таква) и повинуется Ему. О Джабир! Шииты не узнаются ничем, кроме как смирением; скромностью; честностью; частым поминанием Аллаха; постом; молитвой; добрым отношением к родителям; заботой о соседях из числа бедных, нуждающихся, должников, сирот; правдивостью в речи; чтением Корана и удержанием своих языков от [плохого] в отношении людей, кроме как [для произнесения] хорошего. Они во всех делах являются доверенными лицами своих общин». [4]
Имам Садик (а) сказал: «О собрание шиитов! Будьте украшением для нас и не будьте позором для нас. Говорите людям хорошее, оберегайте свои языки и удерживайте их от излишеств и скверных речей». [5]
- История и жизнеописание.
Конец первого — начало второго века хиджры стал отправной точкой для становления исламской историографии. В этот период группа ученых и исследователей начала систематически собирать и анализировать исторические источники, охватывая события от зарождения ислама до их современности.
- Дуа (молитвенные воззвания).
Часть хадисов оформлены в виде дуа. Около тысячи длинных и коротких дуа переданы от имама Садика (а) и дошли до нашего времени. В то же время стоит упомянуть, что многие дуа предыдущих Имамов (а), в том числе и «Сахифа Саджадийя», были переданы посредством Имама Садика (а).
Составление первоисточника – корпуса «Усуль арбаамиа»(أصول أربعمائة)
Главным достижением хадисоведения периода имамата Имама Садика (а) стала первая систематическая запись хадисов, получаемых напрямую от Имамов (а). Эти сборники легли в основу шиитской хадисной традиции и получили название «Усуль». Эти тексты стали фундаментом для всех последующих авторитетных сборников.
«Усуль арбаамиа» («Четыреста основ») — единогласно признанный учеными авторитетным корпус ранних шиитских текстов, составленный в период Имамов Бакира (а) и Садика (а).
Термин «асль» в лингвистическом значении подразумевает основу, базис, однако в хадисоведческой терминологии его определение остается предметом дискуссий. Согласно трактовке алламы Бахр аль-Улюма [6], «асль» представляет собой достоверный письменный первоисточник, без опоры на другие письменные тексты. «Усуль арбаамиа» («Четыреста основ»), несмотря на свое название, не подразумевает строго фиксированного количества текстов. Анализ ранних источников показывает значительные расхождения в приводимых цифрах, что свидетельствует о символическом характере числа 400.
Особенности корпуса «Усуль арбаамиа»:
1) отсутствие тематической классификации;
2) непосредственная передача хадисов от Имамов (а) и написание корпуса их современниками Имамов (а);
3) указание на степень достоверности хадисов. К примеру, одним из признаков достоверности хадисов было наличие этого хадиса в нескольких «асль».
Судьба «Усуль арбаамиа»
Отсутствие тематической систематизации хадисов, естественное для раннего этапа письменной фиксации, затрудняло использование этих текстов. Это привело к появлению второго поколения сборников с четкой тематической структурой, одним из которых стал «Аль-Кафи» и постепенному уходу на второй план «Усуль арбаамиа», так как новые компиляции были удобнее.
Разрушение шиитских библиотек (особенно после падения Багдада в 1258 году) стало причиной утраты большинства первоисточников. До наших дней дошли лишь «Усуль ас-ситта ашар» (араб. الأصول الستة عشر)[7] («Шестнадцать основ») — фрагментарные тексты, которые cчитаются частью 400 первоисточников и служат косвенным доказательством существования более широкой хадисной традиции.
Составитель и переводчик с персидского: Елена (Захра) Лисовина
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
[1] Кулейни, М. ибн Я. Аль-Кафи / под ред. Али Акбар Гаффари. — Тегеран: Дар аль-Кутуб аль-Исламия, 1389 х. (2010/2011). — Т. 8. — С. 311, хадис 485.
[2] Иджтихад — приложение усилий и использование всех знаний и возможностей, т.е. иджмы, разума, знаний Корана и Сунны, для вынесения шариатских решений после изучения шариатских доказательств.
[3] Аль-Хурр аль-Амили, Мухаммад ибн Хасан. Васаиль аш-шиа иля тахсиль масаиль аш-шариа : в 27 т. / Мухаммад ибн Хасан аль-Хурр аль-Амили; под редакцией Фонда Ахль аль-бейт. — Кум: Издательство Фонда Ахль аль-Бейт, 1409 г. х. — Том 27. — С. 61, хадис 33201.
[4] Ибн Шуʻба аль-Харрани, Абу Мухаммад Хасан ибн Али. Тухаф аль-ʻукуль ʻан али аль- расул / Абу Мухаммад Хасан ибн Али Ибн Шуʻба аль-Харрани; под ред. Али Акбара аль-Гаффари. — Кум: Изд-во «Муассасат ан-нашр аль-ислами», 1404 г. хиджры. — С. 295.
[5] Аль-Садук, Абу Джафар Мухаммад ибн Али ибн Хусейн ибн Бабавайх аль-Кумми.
Амали ас-Садук. — Бейрут: Издательство «Муассасат аль-аʻлами» — 5-е издание, 1400 г. хиджры. — С. 327, хадис 17.
[6] Один из шиитских ученых и факихов (исламских правоведов), живших в XII–XIII веках хиджры.
[7] Это 16 ранних шиитских письменных сборников хадисов, составленных учениками Имамов Бакира (а) и Садика (а)