Ислам наряду с прочими религиями формирует систему общечеловеческих и индивидуальных ценностей, стремясь к приобретению которых отдельно взятый человек может добиться определённых высот как в этом мире, так и в дольнем. Придерживаясь этих ценностей и соблюдая заветы, каждый вправе получить ту или иную награду, соразмерную самому выполненному деянию.
При этом эквивалент этой награды человек не может предугадать самостоятельно – его определяет Бог. Роль жены, представляющая собой весомый труд, работу над собой и взаимоотношениями, также является сферой деятельности, за которую полагается как награда, так и наказание (в случае невыполнения своих обязательств или нарушения прав).
Мудрость благоразумной женщины заключается в осознании огромной ответственности, которая лежит на ней при вступлении в союз с мужчиной, а также демонстрации готовности воспринимать Божественные указания о том, какими качествами ей лучше обладать для построения счастливого и прочного брака. Исламские источники ясно указывают на то, каким должно быть место мужчины и женщины в доме. В то время как данная Богом власть мужа предназначена для защиты жены и семьи в целом, долг женщины заключается в поддержании здоровой атмосферы в доме. От того, отведёт ли женщина мужу его законное место в её жизни, которое Бог предназначил ему занять, зависит её будущее. Посланник Аллаха (с) сказал:
Всякая женщина, которая умерла в то время, когда её муж был доволен ею, попадёт в рай [1].
В другом предании от Пророка (с) говорится:
Если женщина не будет в согласии с мужем, не проявляет терпение в том, чем наделил его Аллах, Велик Он и Свят, не повинуется ему, обременяет его желанием давать больше того, на что он способен, Аллах не примет от неё благодеяние, которое спасло бы её от огня, и будет гневаться на неё, покуда она не изменится [2].
Имам Садик (а) назвал преуспевающей и благословенной ту женщину, которая подчиняется воле мужа и не причиняет ему печали, тогда как женщина, беспокоящая и огорчающая своего мужа, далека от благословения Аллаха [3].
Без сомнения, воплощать в себе идеалы женщины, отвечать ожиданиям мужа, следить за домашним очагом, созидать гармоничную и комфортную атмосферу любви в доме являют собой колоссальный труд вне зависимости от того, признаёт это муж или нет. Самым существенным является то, каким образ женщины в конечном итоге предстанет перед Всевышним. Немаловажным является и то, какие награды ждут её за достойно выполненный долг.
Женщина, осознанно принявшая на себя роль жены и проявляющая усердие, согласно источникам, наделяется благами не только за какие-либо нравственные и духовные качества, но элементарно за свои ежедневные деяния в быту. Посланник Аллаха (с) сказал:
Женщине достаточно подать своему мужу стакан воды, и Господь воздаст ей за это щедрее, чем за дневной пост и ночное бодрствование в течение года [4].
А женщина, которая проявляет терпение из-за дурного нрава мужа, будет одарена Аллахом наградой, равной награде Асии, дочери Музахима [5], которая является одной из величайших личностей в истории [6].
Имеется также предание, в котором говорится, как один мужчина рассказывал Пророку (с) о своей жене:
У меня есть жена, которая встречает меня, когда я прихожу домой, и провожает меня, когда я покидаю дом, – рассказывал он. – Когда же она видит, что я озабочен или грущу, она успокаивающе говорит: «Если ты переживаешь о пропитании, то не отчаивайся, потому что Аллах обеспечивает пропитанием. Если же ты размышляешь о следующей жизни, то да увеличит Аллах твои познания и старания». Пророк (с) тогда ответил ему: «Поистине, у Аллаха в этом мире есть ставленники и доверенные лица, и твоя жена одна из них. Награда такой женщины равна половине награды мученика, погибшего за веру» [7].
Любое совершённое или не совершённое деяние имеет последствия, за которые каждому человеку предстоит отвечать. Возможно, концепция поощрений и наград в исламе является самым сильным и действенным стимулом для верующих подчиняться законам шариата. Женщине, повинующейся исламским заповедям, обещана счастливая и мирная жизнь в обоих мирах, что является сильной мотивацией быть достойной женой, даже если ей приходится сталкиваться с многочисленными трудностями.
Автор текста: Захра Керимова
Фотограф: yusril alim, фотосток Unsplash
[1] Кашани М.Ф. Мухадджат ал-байда, т. 2, стр. 70.
[2] Маджлиси М.Б. Бихар ал-анвар, т. 76, стр. 367.
[3] Маджлиси М.Б. Бихар ал-анвар, т. 103, стр. 253.
[4] Ал-Амили Х. Васа’ил аш-шиа, т. 20, 1720.
[5] Маджлиси М.Б. Бихар ал-анвар, т. 103, стр. 247.
[6] В исламских преданиях говорится о том, что Пророк Мухаммад (с) упомянул Асию в числе четырёх благочестивейших женщин, наряду с Марьям (мать пророка Исы (а)), Хадиджей (жена Пророка Мухаммада (с)) и Фатимой аз-Захрой (его дочь).
[7] А-Амили Х., Васа’ил аш-шиа, т. 14, стр. 17.