«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Когда плод обретает душу с точки зрения исламской теологии?

Споры по поводу статуса человеческого эмбриона не утихают ни в обществе, ни в философской среде. Когда плод человека из «набора клеток», из «креветочки с бьющимся сердцем» превращается в полноценную личность, обладающую всеми правами (прежде всего правом на жизнь)? Это ключевой этический вопрос, который волнует не только верующих. В силу своей фитры – врожденной предрасположенности к восприятию истин единобожия – люди в целом склонны к пониманию, что жизнь человека неприкосновенна, за исключением особых случаев (война, смертная казнь). Но между ними нет согласия по поводу того, когда именно эта жизнь начинается: с момента зачатия, с момента рождения или на определенном этапе беременности.

С этим же связаны бесконечные дискуссии между пролайферами – противниками абортов, которые выступают за жизнь, и прочойсерами – сторонниками абортов, ратующими за выбор женщины, оставлять ей ребенка или нет. И здесь сталкиваются две полярные точки зрения. Так, христиане уверены, что эмбрион обретает бессмертную душу и полный генетический код сразу после слияния сперматозоида и яйцеклетки, а потому его жизнь должна охраняться с момента зачатия. Адепты же либерально-атеистического подхода утверждают, что плод (по крайней мере, до момента жизнеспособности) является такой же частью тела женщины, как ее сердце, желудок, грудь, а потому она вольна распоряжаться им, как хочет («мое тело – мое дело»).

Ислам занимает срединный подход: он запрещает аборты без медицинских показаний на любом этапе беременности, а срок обретения плодом бессмертной души в суннизме и шиизме – 4 месяца. Тем самым это происходит далеко не в момент зачатия, а только после того, как организм плода полностью сформируется:

Затем создал его потомство из капли презренной жидкости, затем придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа и даровал вам слух, зрение и сердца (Коран, 32:8-9).

До обретения души зародыш проходит через этапы трансформаций:

Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей (нутфа) в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови (алака), потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек (мудга), потом создали из этого кусочка кости (идхам), и потом облекли кости мясом (лахим). Потом Мы вырастили его как другое творение. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов! (Коран, 23:12-14).

В исламских источниках часто встречается и иная классификация: есть три периода – нутфа (эмбрион 1 триместра), алака (плод 1 триместра) и мудга (плод первой половины 2 триместра), каждый длится по 40 дней, после чего по прошествии суммарно 120 дней плод обретает душу [1].

В хадисе Пророка (с) сказано:

Зародыш в утробе матери в течение 40 дней становится сгустком (алака), затем после 40 дней он становится куском плоти (плодом), а когда ребенку исполняется 4 месяца, по приказу Аллаха два ангела даруют ему дух (рук), определяют ему пропитание (ризк), срок жизни, деяния (дела), достаток и невзгоды этого ребенка [2].

До наступления этих 4 месяцев убийство плода не приравнивается по тяжести к убийству живого человека, хотя имеет свое наказание. Интересно, что в шиитском фикхе началом беременности считается не момент зачатия, а момент имплантации зародыша в стенку матки [3]. Именно на этом основываются все фетвы о дозволенности ЭКО и манипуляции с эмбрионами до переноса в матку.

Вроде бы тут все ясно, если бы не одно «но»: в медицине беременность датируется иначе, чем в исламском фикхе. И здесь может возникнуть путаница.

Согласно медицинским критериям, в нормативной беременности не 9 месяцев, а 10, и каждый месяц длится по 28 дней.  Отсчет срока ведется не от момента зачатия, а от дня последней менструации. Тем самым, акушерский (используемый врачами) срок беременности опережает реальный эмбриональный срок на 2 недели. 4 месяца здесь – 16 недель (от зачатия – 18 недель).

Нормальными являются роды в сроке от 37 до 42 недель. До этого ребенок считается недоношенным. Что до жизнеспособности плода вне тела матери, то, согласно критериям ВОЗ, она наступает в 22 недели, но реально на этом сроке выживают только 9 % новорожденных, и то при условии активной реанимации, и почти всегда с тяжелыми последствиями для здоровья.

Срок беременности устанавливается не только от даты последних месячных, но и по УЗИ. Аппарат УЗИ тоже автоматически добавляет к эмбриональному сроку 2 недели: такова устоявшаяся в акушерстве практика. Когда УЗИ стали активно применять для выявления срока беременности, поначалу казалось, что мы теперь можем точно знать дату зачатия, в отличие от определения по дате последней менструации, которое дает точные результаты только при условии, что в цикле женщины строго 28 дней, а овуляция происходит строго на 14-й. Но в реальной жизни такое случается редко: цикл обычно короче или длиннее, а овуляция раньше или позже. На УЗИ срок определяют по КТР плода – расстоянию от темени до копчика, которое соответствует определенному сроку в днях и неделях.

Однако и УЗИ здесь оказалось не панацеей: так, в сроке от 6 до 9 недель его погрешность составляет +/- 3-4 дня, а после, вплоть до окончания первого триместра, – +/- 5-7 дней. Тем самым срок из таблицы КТР является медианным, и по ней определяется не точная дата зачатия, а целый их спектр вероятных дат, ведь существует биологическое многообразие, и одни плоды крупнее других. Кроме того, этих таблиц примерно такое же множество, как расписаний фаджра летом. Ситуация осложняется, если пара каждый день живет сексуальной жизнью без предохранения.

Таким образом, на 100 % точно установить срок беременности и определить эти самые 4 месяца, когда плод обретает душу, не всегда просто.

В шариатских месяцах не 28 дней, а 30. В 4 месяцах беременности по шариату не 112 дней (18 акушерских недель), а 120. Согласно всем международным мусульманским конвенциям, это соответствует сроку 19 недель + 1 день. Однако не все шиитские муджтахиды ведут отсчет этих 4 месяцев от зачатия: есть вариант и считать их от имплантации (так делали аятолла Аль-Хои и имам Хомейни [4]).

Нутфа – это субстанция, которая, будучи помещенной в матку, закрепляется [имплантируется] в ней на 40 дней [5].

Соответственно, если мы отсчитаем периоды нутфа, алака и мудга (по 40 дней) от имплантации, получится как раз 120 дней от момента внедрения зародыша в стенку матки. Это, повторю, лишь одно из мнений, то есть просто гипотеза.

Осложняет ситуацию и то, что в исламских источниках (как шиитских, так и суннитских) указывается не только срок в 4 месяца, но и версия о 4 месяцах и 10 днях [6]. И вот тут возникает еще большая путаница, особенно с конвенционально принятым в исламском мире сроком в 19 недель и 1 день. Есть попытка подогнать две эти версии друг под друга в том ключе, что 4 месяца – это шариатский срок, а 4 месяца и 10 дней – это эмбриональный срок в акушерских месяцах (по 28 дней) от зачатия. Но здесь не все сходится, т.к. 120 дней от зачатия – это 4 акушерских месяца и 8 дней. И возникает вопрос: почему в одном случае используются шариатские месяцы, а в другом медицинские, когда обе версии взяты из хадисов?

Зато, если в обоих случаях считать шариатские месяцы от имплантации, все в большей степени встает на свои места: 4 месяца от имплантации – это и есть примерно 4 месяца и 10 дней от зачатия (ровно 20 недель, если месяцы считать по 29 дней, т.е. 120 + 6 дней, и 20 недель и 3 дня, то есть 120 + 10 дней, если отсчитывать шариатские месяцы по 30 дней: известно, что окно имплантации открывается на 6-10 день после овуляции, а имплантация наступает на 6-12 день от зачатия).

Еще «веселее» становится, если копнуть в исламские источники: иногда там указываются куда более размытые сроки, а-ля «между 4 и 5 месяцами», «в 6 месяцев» и т.д.: исторически муджтахиды давали разные фетвы. Но нашу жизнь сильно облегчает то, что мы не должны копаться во всем этом, поскольку обязаны следовать ныне живущим муджтахидам.

В хадисах есть и другой четкий критерий обретения души плодом: женщина начинает чувствовать его шевеления. Казалось бы, вот он, четкий и безошибочный критерий! Проблема в том, что сам по себе эмбрион начинает совершать движения в 7-8 недель [7] (это чуть больше месяца), но он так мал, что мама их еще не ощущает. На этом сроке эмбрион с очевидностью является не полностью сформированным, и утверждать, что у него есть душа, – значит, противоречить Корану. Шевеления же современные женщины из-за увлечения похудением и фитнесом часто начинают чувствовать намного раньше 19 недель: многие впервые фиксируют их в 14-16 недель, особенно если женщина повторнородящая (а это примерно 3 месяца беременности). Получается, здесь есть противоречия между современной наукой и практикой и, с другой стороны, хадисами?

Прежде чем делать такие скоропалительные выводы, стоит понять, что есть хадис, а есть его интерпретация в контексте иных аятов, хадисов и всех прочих данных, включая научные. Нужно понимать, что во времена Пророков и Имамов (а) женщины рожали очень много детей. У них в течение жизни было мало менструаций: они без перерыва вынашивали, рожали и кормили, и соответственно, недели от последних месячных посчитать часто было проблематично, т.к. беременности шли одна за другой. И тут вступает в силу «бабушкин способ», который описывался еще в советских учебниках XX века, когда эра УЗИ еще не наступила: если женщина чувствует шевеления, значит, это примерно середина беременности, приблизительно 18-20 недель, то есть тот самый срок, когда плод, по исламским представлениям, обретает душу. Иного способа установить этот срок часто не было.

Чтобы не запутаться, мусульманкам стоит следовать живущим муджтахидам и тем медицинским распоряжениям, которые используются в исламских странах, где законодательство основывается на их фетвах (примером тому является Иран). Там базовым критерием перехода плода в новый статус служит именно срок [8]. А датирование беременности от зачатия в шариатских месяцах там выглядит вот так:

1 месяц 6 недель + 2 дня
2 месяца 10 недель + 4 дня
3 месяца 14 недель + 6 дней
4 месяца (обретение души) 19 недель + 1 день
5 месяцев (жизнеспособность по современным критериям) 23 недели + 3 дня
6 месяцев (шариатская жизнеспособность и жизнеспособность по критериям до 1992 года) 27 недель + 5 дней
7 месяцев 32 недели
8 месяцев 36 недель + 2 дня
9 месяцев 40 недель + 4 дня

«Зачем мне всем этим заморачиваться?» – спросит среднестатистическая мусульманка, которая соблюдает нормы ислама и не собирается делать никаких абортов. Ведь многие женщины пускают процесс беременности на самотек, полагаясь на его естественность.

К сожалению, ни одна беременная женщина не застрахована от выкидышей, замерших беременностей и мертворождений на любом сроке. А в зависимости от срока и наличия/отсутствия души там действуют разные ахкамы шариата. Кроме того, в исключительных случаях шариат разрешает и аборт по медицинским показаниям – при условии, что эти самые 4 месяца еще не истекли. И когда подобное случается с женщиной, это обычно происходит очень внезапно и повергает ее в состояние такого шока, отчаяния, паники и дереализации, что ей зачастую сложно соображать и принимать решение. А если у нее нет предварительной базы из шариатских и медицинских знаний, плотно утрамбовавшейся в голове, это решение ей будет принимать трудно вдвойне. И ситуация может потребовать от нее сделать это молниеносно быстро…

Автор: Анастасия (Фатима) Ежова

Фотограф (обложка): Suhyeon Choi, фотосток Unsplash

Фотограф (фото внутри текста): Luma Pimentel, фотосток Unsplash

[1] К.М. Хедаят, П. Шуштаризаде, М. Раза. Аборт по медицинским показаниям в исламе: современные взгляды мусульманских шиитских ученых и эффект недавно принятого в Иране закона (K.M. Hedayat, P Shooshtarizadeh, and M Raza Therapeutic abortion in Islam: contemporary views of Muslim Shiite scholars and effect of recent Iranian legislation) // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2563289/

[2] Тафсир Газар, том 6, стр. 235

[3]  К.М. Хедаят, П. Шуштаризаде, М. Раза. Аборт по медицинским показаниям в исламе: современные взгляды мусульманских шиитских ученых и эффект недавно принятого в Иране закона (K.M. Hedayat, P Shooshtarizadeh, and M Raza Therapeutic abortion in Islam: contemporary views of Muslim Shiite scholars and effect of recent Iranian legislation) // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2563289/

Макарем Ширази, Насер. Ахкам. Рохани М., Ногани Ф., положение 12, 1-е издание. Тегеран, Иран: Фонд культуры и издательство «Таймурзаде», 199811

[4] Шахид ас-Сани. Ар-Рауда аль-Бахийя фи Шарх аль-Люм‘а ад-Димашкийя, том 3, на арабском языке. Кум, Иран: издательство «Исмаилиан», 1994419.

Шахр аль-Люм‘а ад-Димашкийя. Тахрир аль-Васа’ил, Ат-Танфик фи-Шархи-ль-‘урвати-ль-‘вуска. Контрацепция и аборт // Брак и мораль в исламе // http://al‐islam.org/m_morals/index.htm (accessed 6 Apr 2005)

К.М. Хедаят, П. Шуштаризаде, М. Раза. Аборт по медицинским показаниям в исламе: современные взгляды мусульманских шиитских ученых и эффект недавно принятого в Иране закона (K.M. Hedayat, P Shooshtarizadeh, and M Raza Therapeutic abortion in Islam: contemporary views of Muslim Shiite scholars and effect of recent Iranian legislation) // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2563289/

[5] Кулайни М. Баб дийят аль-джинин. Том 2, хадис № 15. Аль-усул аль-Кафи. Тегеран: Дар аль-кутуб аль-исламийя. Собрание хадисов на CD-ROM. 2-е издание. Кум, Иран: Центр компьютерных исследований в сфере исламских наук, 2004.

[6] Фатеме Кодрати, Марзийе Акбарзаде. Права внутриутробного плода: обретение души как точка отсчета для абсолютного запрета на аборт (Fatemeh Ghodrati, Marzieh Akbarzadeh. The Rights of the Fetus: Ensoulment as the Cut-Off Point Legislation on Abortion) // https://www.researchgate.net/publication/308012348_The_Rights_of_the_Fetus_Ensoulment_as_the_Cut-Off_Point_Legislation_on_Abortion

Амир Эрфани. Аборт в Иране: что мы знаем (Amir Erfani. Abortion in Iran: What Do We Know?) // https://core.ac.uk/download/pdf/61634702.pdf

[7] https://www.nestlebaby.ru/articles/pervye-sheveleniya#

[8] Фатеме Кодрати, Марзийе Акбарзаде. Права внутриутробного плода: обретение души как точка отсчета для абсолютного запрета на аборт (Fatemeh Ghodrati, Marzieh Akbarzadeh. The Rights of the Fetus: Ensoulment as the Cut-Off Point Legislation on Abortion) // https://www.researchgate.net/publication/308012348_The_Rights_of_the_Fetus_Ensoulment_as_the_Cut-Off_Point_Legislation_on_Abortion