В суре 43 «Гром» Всевышний Аллах говорит:
Он — Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих (Коран, 43:3).
Во многих других аятах подчеркивается, что Священный Коран призывает людей размышлять, задействовать собственный разум (акль). В доказательном методе психотерапии – когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) – существует система оспаривания нерациональных убеждений, которые также называются когнитивными ошибками (искажениями). В этой точке ислам и КПТ сходятся, хотя в каких-то других вопросах существуют точки критического несовпадения.
В КПТ возникновение невротических расстройств связывается с негибкими и дисфункциональными глубинными убеждениями (ГУ) и когнитивными искажениями (КИ). Эти «тараканы в голове» часто мешают жить не только невротикам, но и абсолютно здоровым людям.
Глубинные убеждения – это базовые представления о себе, других людях и мире, которые обычно не вербализуются, не проговариваются вслух.
Дисфункциональные глубинные убеждения являются перманентным генератором тревоги и депрессии. Именно из глубинных убеждений образуются автоматические мысли, которые пугают человека (например, что он может без всякой причины спрыгнуть под поезд) или вгоняют его в депрессивное состояние («Такая глупая ошибка, я никогда не делаю ничего нормально!»).
Все дисфункциональные глубинные убеждения можно разделить на три группы:
1) глубинные убеждения беспомощности («я некомпетентна», «я неэффективна», «я беспомощна», «я бессильна», «я уязвима», «я жертва», «я в ловушке», «я неудачница»);
2) глубинные убеждения непривлекательности («я непривлекательная», «я нежеланная», «я плохая для других», «я обречена на одиночество», «я изгой», «я страшная», «я тупая», «я чужая»);
3) глубинные убеждения никчемности («я ничего не стою», «я плохая для себя», «я ленивая», «я ничтожество», «я злая», «я аморальная»).
Фактически человек перманентно злословит о самом себе сознательно и бессознательно, вслух и про себя. Сильно ли это отличается от гайбата в адрес другого человека? Наверное, примерно так же, как самоубийство от убийства…
Когнитивные искажения – это ошибки мышления, которые можно выявить в автоматических мыслях. Например, в автоматических мыслях, возникших после просыпания фаджра: «Я плохая мусульманка!» и «Аллах не простит меня», содержится сверхобобщение (по одной конкретной ситуации делается глобальный вывод о своей никчемности) и предсказание будущего (отчаяние в милости Аллаха).
Наиболее распространенные когнитивные искажения
- Сверхобобщение
Имам читает хутбу, сидящий перед ним человек «скроллит» ленту в мобильном, а еще пара прихожан над чем-то смеются. «Никому не интересны мои хутбы!» – думает оратор, не замечая, что остальные с интересом его слушают.
- Ментальный фильтр
Восприятие ситуации через фильтр ложных убеждений. Например: «Если ты родился в неисламской семье, ты никогда не будешь принят в обществе урожденных мусульман». Или: «Если ты развелась, то больше никогда не выйдешь замуж». Игнорируются многочисленные примеры обратного из жизни.
- Дихотомическое мышление
Все или ничего: «Я либо выйду замуж один раз и на всю жизнь в постоянный брак первой женой за идеального (в моем понимании) мужчину, либо останусь одна и на промежуточные варианты никогда не соглашусь!»
- Долженствование
Все всегда должно идти по моему плану, другие люди (члены семьи, друзья и т.п.) должны следовать тому, что я считаю единственно правильным. Проблема в том, что эти долженствования никак не прописаны в шариате.
- Персонализация
Ложное восприятие на своей счет. Например, муж зло хлопнул дверью перед носом у сотрудников, и жена думает, что это все точно из-за нее и ее подгоревшего ужина, хотя на самом деле у него проблемы на работе.
- Тоннельное мышление
Видеть исключительно негативные стороны ситуации, не рассматривать ситуацию в ее многогранности и диалектической сложности. Например, девушка считает себя никому не нужной, потому что ей не удалось завоевать расположение мужчины, который ей очень нравится, но она в упор не замечает наличия других поклонников, которые делают предложения о никахе.
- Ориентация на сожаление
Болезненные руминации, свойственные депрессии: «Зачем я так поступил? Правильный ли выбор я сделал? Почему я не сделал иначе?»
- Предсказание будущего (близко к катастрофизации)
«Твой муж к тебе не вернется», «эта проблема не решится», «в хиджабе тебя никто не возьмет ни на одну работу», «твоя семья развалится», «тебе не удастся развестись через офис муджтахида без согласия мужа».
- Катастрофизация
«Самолет точно разобьется», «мы все умрем от ковида», «по Москве нанесут ядерный удар», «скоро все границы закроются раз и навсегда, и мы никогда больше не поедем в зиярат», «муж даст мне талак, потому что я пролила чай на скатерть».
- Чтение мыслей
«Жениху не понравилось блюдо, которое я приготовила», «они все презирают меня, потому что я разведена», «я знаю, все смотрят на меня и считают, что у меня плохой хиджаб».
- Наклеивание ярлыков
«Женщина без детей – недоженщина», «женщина, заключившая временный брак, – девушка легкого поведения», «все вторые жены хотят увести мужей у первых», «все женщины в хиджабе – террористки», «все немусульмане ненавидят мусульман», «все шииты делают ширк».
- Эмоциональное обоснование
«Это так, потому что я так чувствую». Да, есть люди с развитой интуицией, но есть и те, которые сверхобобщают, катастрофизируют, персонализируют, мыслят дихотомически, и все это вызывает у них эмоцию тревоги, и именно ее они имеют в виду, когда говорят, что они так чувствуют: «мой сын не поступит ни в один вуз, я так чувствую», «моя дочь останется одна, я так чувствую», «моя квартира сгорит, я так чувствую», «я попаду в ад, я так чувствую», «мой намаз недействителен, я так чувствую» (и потому его нужно переделывать по несколько раз). Рациональных доводов в пользу этого может и не быть.
Автор: Анастасия (Фатима) Ежова
Фотограф: Alicia Christin Gerald, фотосток Unsplash (фото обложки); Jocelyn Hernandez (фото по тексту)