«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

«Свобода» от хиджаба – выбор не размышлять

На днях активно вела поиски нужных мне товаров на «Авито» и остановила свой взгляд на продающейся там статуэтке афганки, снимающей чадру. «Ну вот, очередной символ псевдосвободы», – подумала про себя. Вспомнилась бакинская статуя освобожденной женщины, сбрасывающей чадру. Платок, хиджаб, чадра ассоциируется у создателей таких статуй и статуэток с чем-то невежественным, отсталым, «замшелым». Снимая платок, женщина будто бы автоматически становится просвещенной, современной. Таково мышление не только этих скульпторов. Это мышление большинства. Мозг объединяет такие идущие бок о бок признаки, такие как платок и невежество (что, конечно же, нередко встречается у представителей ислама), по принципу смежности, а также связывает их как причину и следствие. Но если вдуматься (а для этого нужна особая мотивация – стимул к размышлению), то ислам, который диктует ношение хиджаба как обязательное действие, диктует также обязательным получение знаний и порицает невежество. То есть, если бы человек задумался, опирался бы на первоисточники в понимании ислама, хиджаба, он бы посчитал этот платок скорее признаком прогресса. Но увы, стимула к размышлению не было ни у большинства общества, ни у создателей. Было проще «повесить» вину на хиджаб за невежество.

Как-то в 2014-м году в Мешхеде я встретила женщину. Мы сидели в ожидании пятничного коллективного намаза. Тогда и познакомились. «Вы приняли ислам? Зачем вам ислам?» – спросила она у меня на английском. Вопрос меня, конечно, удивил, но меня не столько поразило его содержание, сколько то, с каким выражением лица она его задала. На нем читалось сожаление, сочувствие. Она будто искренне не понимала, зачем мне было принимать эту религию. После, спросив у своего куратора, почему так могло быть, я узнала, что многие женщины в Иране считают причиной своих жизненных трудностей ислам. Ислам как бы является для них препятствием на пути к той жизни, о которой они мечтают. Хотя это противоречит самой сути его ниспослания Аллахом – Он подарил его как нечто драгоценное Своим творениям, чтобы им было понятно, как жить, чтобы обрести подлинный успех, внутреннюю гармонию. Но, кажется, дело в том, как люди понимают ислам для себя, что ему приписывают…

Снова вернусь к символу «свободы» – женщине, снимающей хиджаб. Действительно в обществе есть такое представление, что хиджаб является угнетением, способом унижения женщины. Оно не является абсолютно безосновательным. Есть такие люди, например, отцы или мужья, которые вместо объяснения, почему важен хиджаб, собственного примера для подражания, призыва добрыми словами к соблюдению этого предписания с целью самоутверждения в позиции власти и силы, жонглируя своими правами, всячески используют хиджаб как средство манипуляции для ограничения свободы женщины. Они оказывают давление на нее, используют образ Аллаха для устрашения наказанием и адом с целью добиться от женщины желаемого (особенно печально, если это то, что даже не входит в ее обязанности), что приводит к формированию негативного образа всего ислама вместе с его символами у этих женщин. Впоследствии у таких женщин и в целом в обществе возникает идея, что, отказавшись от заповедей ислама (=Аллаха), от всех и всего того, что с этим связано, человек как будто бы придет к более хорошей жизни, станет более свободным и независимым. Может быть, в чем-то и станет, но точно не от мнения окружающих, которые долго и успешно навязывали ему свое понимание ислама.

Интересно, что мало кто удосуживается заглянуть в Коран, исламские источники, чтобы вообще разобраться, а правильно ли поступают эти люди, манипулируя исламом, правы ли они или ошибаются. Может, тут хиджаб вообще ни при чем?

Отказываясь от хиджаба, такие «освобожденные» женщины (равно как и общество) освобождают себя от необходимости думать и разбираться, кто есть кто, что есть ислам, от познания себя, поиска истины, формирования собственной оценки происходящего и здоровой самооценки. А это значит, что рано или поздно им снова придется столкнуться с тем, от чего они ушли, но уже не в плоскости религии, потому что эти вопросы – вечны, и они на всем протяжении жизни требуют от человека ответов.

Автор: Дина Анохина

Фото: Ifrah Akhter, фотосток Unsplash (фото обложки); фото статуэтки с афганкой (https://www.avito.ru/sankt-peterburg/kollektsionirovanie/statuetka_afganka_snimayuschaya_chadru_2407068098#extended); фото статуи освобожденной женщины в Баку (https://novayaepoxa.com/files/uploads/2018/08/4-11.jpg)