«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Психолог в исламе: советы новичкам

Еще недавно чуждая для нашей страны психология стала набирать бешеную популярность. Девушки бегают к психологам прорабатывать детские травмы и отношения, измученные отцы семейств – панические атаки, молодые мамы сражаются с многочисленными страхами и тревогами, а популярные блогеры с ментальными расстройствами борются против их стигматизации.

Новый модный тренд не обошел стороной и исламскую умму, и многие мусульманки пошли в эту профессию в надежде наладить частную практику и спокойно работать в хиджабе. Казалось бы, отличная идея – независимый заработок и помощь людям. Однако же здесь есть свои тонкости и подводные камни.

Во-первых, придется долго, трудно и упорно учиться. Надеяться на семимесячные курсы профессиональной подготовки наивно – в лучшем случае это лишь крепкий базис. Если вы относитесь к работе с людьми ответственно, уже в середине обучения вы поймете, что вам необходимо отдельное обучение в конкретном психотерапевтическом методе (КПТ, гештальт, схема-терапия, транзактный анализ, ACT, CFT, DBT и т.п.), а в идеале – магистратура (лучше по клинической психологии). Психика – вещь тонкая, и принцип «не навреди» к психологии применим точно так же, как к медицине.

Чтобы зарегистрироваться на серьезных серверах подбора психологов, нужно не только иметь диплом о базовом психологическом образовании (специалитете и магистратуре) или профессиональной переподготовке не менее тысячи часов, но и пройти не менее 500 часов обучения конкретному методу, не менее года супервизии и не менее года личной терапии. Все идет к тому, что скоро эти требования будут зафиксированы в России законодательно.

Во-вторых, нужно понимать, что профессия психолога сегодня, увы, массово дискредитирована в обществе из-за засилья шарлатанов и трешевых языческих веяний. Тарологи, астропсихологи, чакрологи, составители натальных карт, «богини-берегини», адептки «ведической женственности» нередко прикрываются корочками психологов. Хвала Аллаху, все это категорически запрещается и порицается исламом, и к доказательной научной психологии не имеет никакого отношения.

На психологе-мусульманке лежит огромная ответственность не только за то, чтобы быть сознательной и не вляпаться во все это, но и чтобы противостоять этим веяниям и развенчивать их с позиции ислама, единобожия и науки.

В-третьих, в противовес этому ширку и мракобесию, хорошим подспорьем для исламского психолога станет доказательная медицина: психиатрия, кардиология, эндокринология, гематология.

С психиатром психологу вообще хорошо бы работать в паре. Вы можете возразить, что не планируете иметь дело с психически нездоровыми людьми, но стоит помнить, что есть огромный кластер невротических (тревожно-фобических) расстройств, которыми заболевают базово ментально здоровые люди, переживающие длительный и острый дистресс. И симптоматика там может быть весьма яркой, хотя в подавляющем большинстве случаев эти состояния полностью излечимы. На практике оказывается, что 90% людей, приходящих к психологу, страдают тревожными или/и аффективными расстройствами.

Также есть люди с расстройствами личности (пограничным, нарциссическим, гистрионным, шизоидным, параноидным и т.п.), которые врачи считают не психическими заболеваниями, а скорее патологическим развитием характера, мешающим социальной адаптации. Препараты при таких расстройствах второстепенны и назначаются симптоматически, а первостепенной является психотерапия – «лечение разговорами».

Кроме того, многие люди с рекуррентной депрессией и биполярным аффективным расстройством социально активны и часто социально успешны. У биполярников обычно бурная и захватывающая жизнь с многочисленными коллизиями в личной и профессиональной сфере, которые могут привести их в кабинет психолога. И хотя основное лечение БАР – медикаментозное, психиатр вряд ли будет сортировать дрова, который наломал биполярник, а вот психолог здесь помочь может – при условии, что у него есть знания об этом расстройстве.

Работая психологом, вы будете иметь дело с тяжелыми расстройствами (шизофреническим спектром, психозами и т.п.) лишь эпизодически. Эти больные в основном идут через ПНД и психбольницы, а не через психологов и частных психиатров. Однако же и такой клиент может попасть к вам на прием, а потому вы должны уметь четко распознавать эти патологии, чтобы быстро перенаправить человека к нужным ему специалистам.

Вообще, если хочешь работать с нормой, очень неплохо знать и патологию, поскольку «сферических психов в вакууме» не так много, и часто человек с расстройством выглядит вполне себе социально нормальным.

Ну, а зачем психологу кардиология? Помимо «биполярочки», сегодня «модным диагнозом» стало паническое расстройство. Чуть ли не каждый второй блогер на YouTube не прочь прихвастнуть, что его накрывают панические атаки. Доходит до того, что люди сходу «ставят» себе этот диагноз и с ним приходят к психологу. Но иногда за симптомами панической атаки скрываются истинные заболевания сердца, и в таких случаях работа с паникой по протоколу может навредить клиенту. Теоретически существуют «красные флаги» серьезных кардиологических патологий (ишемической болезни сердца, в том числе стенокардии, инфаркта миокарда; различных аритмий). Однако на практике картина часто стертая и атипичная, а потому психологу лучше не работать с паническими атаками, пока клиент не сделал ЭКГ, Эхо-КГ (УЗИ сердца), суточный мониторинг сердечного ритма по Холтеру.

Наконец, тревожность и взвинченность или, наоборот, астения и апатия могут провоцироваться эндокринными и гематологическими патологиями. Об этом важно помнить, чтобы не прорабатывать с клиентом «выгорание» или «слабость имана2, тогда как у него просто анемия либо гипер- или гипотиреоз. Именно этим может объясняться отсутствие сил на работе или хроническое просыпание фаджра. Клиенту нужно сдать ТТГ, Т3, Т4, гемоглобин, ферритин, чтобы убедиться, что причина не в железодефиците и не в патологиях щитовидной железы.

В-четвертых, надо понимать, что и в доказательных психотерапевтических подходах есть базовые положения, которые в корне противоречат исламу и шариату. Это не значит, что мы при этом не можем использовать содержащиеся в них методики, которые позволяют эффективно справляться с тревогой и депрессией. В той же КПТ есть методы экспозиции, системной десенсибилизации, парадоксальной интенции, поведенческой активации, которые нужны и незаменимы.

И в то же время в КПТ есть основополагающий тезис, что нужно принять несправедливость мира. Ислам же говорит нам, что нужно противостоять несправедливости рукой, словом и в сердце; что мир наполнен гнетом и несправедливостью, и что в конце времен придет Имам Махди (а), чтобы покончить с этим и учредить всемирное государство справедливости, а пока верующие должны приближать его выход из сокрытия, активно противодействуя угнетению и несправедливости. КПТ-шники будут утверждать, что это «дезадаптивно», «небезопасно» и разрушительно для нервной системы; ислам же парирует, что смиряться с гнетом – опасно для нервной системы, и что действенное неприятие несправедливости оживляет сердце.

В-пятых, чтобы быть исламским психологом, нужно досконально знать шариат и Сунну непорочных (а). Нередко люди приходят к психологу не по поводу расстройств, а в связи со сложной семейной ситуацией. Ошибочно в этом случае апеллировать к положениям светской психологии – следует задействовать свои знания фикха и истории жизни Пророка (с) и Имамов (а): как они решали семейные коллизии, как они обращались с людьми – близкими, родителями, женами, детьми, соседями, друзьями, врагами, единоверцами, иноверцами. Это значит, что исламскому психологу очень неплохо было бы получить еще и религиозное образование, а поскольку объем этих знаний необъятен – работать в связке с богословами, с офисами муджтахидов, которым верующие делают таклид.

Плюс к тому, поскольку в России большинство мусульман – не шииты, необходимо также разбираться в суннитском фикхе. В нашей юриспруденции действует принцип ильзам – мы валидируем, то есть признаем действительными, сделки (му ‘амалат) суннитов и людей Писания – христиан и иудеев. Валидация в психологии (или ильзам в религии) подразумевает, что мы уважаем право людей жить по собственным нормам и правилам, даже если мы их не разделяем и не считаем верными. Соответственно, работая с ханафитами, шафиитами, мы должны опираться на положения их мазхабов, а не своего фикха.

Наконец, в-шестых, исламский психолог должен быть гибким и диалектичным, ему не должна быть свойственна твердолобость и ригидность, и ему категорически не следует руководствоваться запретами и табу, которых нет в шариате. Это отказ от наклеивания ярлыков и все та же валидация: признавать право другого мусульманина в рамках дозволенного делать то, что, возможно, психолог не считает приемлемым лично для себя (если же речь идет о запретном, то к этому мы относимся уже как к проблемному поведению). Если вы не готовы НЕ осуждать мужчину, который взял вторую жену, девушку, которая заключила временный брак, женщину, которая развелась через офис муджтахида без согласия мужа, женщину, которая сделала аборт по узаконенным шариатом медицинским показаниям, вам не следует выбирать для себя профессию психолога.

Автор: Анастасия (Фатима) Ежова

Фотограф: Mohammad didehban, фотосток Unsplash