«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Поведенческая активация: список приятных занятий

Пандемия ковида и военные действия в разных уголках мира привели к всплеску тревожных и депрессивных расстройств. В современной психиатрии и психологии их возникновение объясняется биопсихосоциальной моделью: свою роль играет как нейробиология, так и стрессы, психотравмы, особенности семейных и прочих значимых отношений.

Эта парадигма пришла на смену жесткому делению расстройств на эндогенные (связанные с нарушением работы мозга) и психогенные (связанные с дистрессом и душевными травмами). Соответственно, самой эффективной на сегодня считается комбинированная, комплексная терапия: психофармакология плюс психотерапия.

Каким образом психотерапия может помочь в лечении депрессии?

В когнитивно-поведенческих подходах есть понятие поведенческой активации. Считается, что с ее помощью можно справиться с легкими депрессиями даже без препаратов. Запомните: степень тяжести депрессии определяет только врач! И если он говорит, что без лекарств не обойтись, стоит к нему прислушаться.

Суть поведенческой активации проста: нужно составить список приятных дел и ранжировать степень приносимого ими удовольствия от 0 до 10 (к примеру, 0 баллов – поездка в общественном транспорте в слякотный ноль, 3 балла – перегладить одежду, 5 баллов – погулять в парке в солнечную погоду, 7 баллов – сходить на массаж, 10 баллов – съездить с мужем в короткий отпуск на море). Далее необходимо запланировать не менее одного приятного дела в день.

Смысл здесь в том, чтобы остановить развитие депрессии, не дать больному провалиться в сизую ледяную дыру безысходности и залечь на диван, с которого ему будет неимоверно сложно вытягивать себя в жизнь.

Кажется, что поведенческая активация – это слишком просто. Но это работает.

В Священном Коране сказано:

Неужели вы не видите, что Аллах подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле, и одарил вас сполна Своими явными и незримыми благами? (Коран, 31:20)

Если присмотреться, то блага Всевышнего – повсюду, и есть очень много вещей, от которых можно получить дозволенное удовольствие.

Сидеть в полупустой, светлой, ажурной мечети с хорошей акустикой и читать в ней Коран в голос; слышать легкое эхо произносимых звуков; ощущать, как они плавно переливаются и переходят друг в друга, как языку, небу, губам поддаются сложные арабские согласные, как черные завитки харфов словно сами превращаются в певучее звучание слов; наслаждаться своим мастерством и пониманием смысла.

Завтракать в просторном кафе у большого панорамного окна; пить крепкий настоянный чай с блинчиками со сгущенкой и терпким вишневым вареньем, дозаказав еще и фисташковый капучино; наблюдать, как колышутся зеленые майские деревья, как задорно дребезжат трамвайчики, как люди бегут по своим делам; читать «вкусный», увлекательный роман, жадно вчитываясь в каждую строчку и предвкушая встречу с самым дорогим, драгоценным человеком этим же вечером.

Плыть в мягкой, парной, почти горячей морской воде; ощущать легкое биение волн и дуновение теплого бриза; наслаждаться уединенностью, пространностью акватории и силой собственных гребков; слышать крики чаек и видеть мириады серебристых мальков, подпрыгивающих над морем; наблюдать, как сиреневое закатное небо сливается с растекающейся в дымке серо-лиловой водой; наплававшись днем, вечером прийти на массаж терпкими аромамаслами.

Обнимая мужа, прыгать по волнам на быстрой моторной лодке; визжать от приятного легкого страха и удовольствия; жмуриться от освежающих мелко-колючих брызг моря; чувствовать крепкие плотно сжимающие тебя руки родного человека и мягкость его бороды, ощущать его дыхание и запах, смешавшийся с вкусно-солоноватым духом моря.

Надев мягкий спортивный костюм с худи, играть в мяч с малышом; забыв про возраст, статус, импозантность, весело гонять с ним по двору; качаться с ним на качелях и каруселях; слышать звонкий довольный хохот родного маленького существа, словно оказавшись в собственном детстве.

Гладить мягкого, урчащего, взмурлыкивающего кота; прижимая, чувствовать, какой он нежный и горяченький, ощущать под рукой шелковистую гладкую шерстку и вибрирующее тельце; умиляться, когда он трется носиком о руку и лижет ее; после, сменив одежду на чистую, читать вечерний намаз в пустой полутемной спальне с горящей под абажуром лампой, слыша, как хвостатый «тракторишка» тарахтит на всю комнату.

Приехать в дом родителей; есть наваристую рыбную уху на кухне в коричнево-зеленых тонах, уплетать горячий халяльный курник, пить крепко заваренный чай; валяться с мамой на широкой кровати перед тихо фонящим телевизором, болтая обо всем на свете; проводить время с родными людьми, которые растили тебя ребенком.

Рисовать; смешивать и разбавлять краски на палитре, наблюдая, какие сложные и неожиданные цвета получаются, как из схематичных синих линий вдруг рождаются лица, мордочки, руки, глаза, цветы, фрукты, харфы, просторы, пространства, как картина наполняется жизнью и начинает дышать, как краски оттеняют друг друга, как вдруг на полотне начинают проступать черты портретного сходства.

Сидеть с подругами на большой украшенной цветами летней веранде; болтать и смеяться; чувствовать пряно-молочный вкус масалы, тыквенно-медовый вкус горячего хингалша, остренький вкус кавказских колбасок с тающими во рту тонкими галушками; наслаждаться разговорами по душам и радостным шумом вечереющего города.

Гулять по осеннему парку, шурша жухлыми опавшими листьями; слышать, как оранжево-коричневая листва хрустит под ногами; видеть позолоченную кленовую листву в лучах холодного яркого солнца; созерцать тонкие красные кусты во дворе, яркие клены, березки в желто-зеленом убранстве; исступленно фотографировать осень, пока в голове возбужденно рождаются строки стихов.

Поехать в зиярат; лечь в 10 вечера после трудного муторного перелета, чтобы в 4 утра встать на фаджр; взяв омовение в номере, выйти в темную прохладцу надвигающегося утра, на отполированную и вымытую площадь, над которой сияет огненно-лимонный купол в окружении крепких расписных минаретов; пройти мимо редких неспящих лавок с разноцветными четками, кольцами, ковриками; пройти зону досмотра, улыбнувшись приветливой женщине в черной чадре и дав ей салам; миновав тихо шелестящий фонтан, ступить под сверкающе-хрустальные своды храма, уже переполненного женщинами в струящихся черных чадрах; проследовав по мягкому ковру вперед, занять место в первых рядах и прочитать коллективный фаджр, вслушиваясь в размеренный голос имама намаза-джамаат.

Что из этого вам более всего откликнулось?

Автор: Анастасия (Фатима) Ежова

Фотограф: Alexandra Fuller, фотосток Unsplash