«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Хумс госпожи Шатите и Имам Казим (а)

Жители города Нишапур, что находится в иранской провинции Хорасан, собрались вместе, чтобы выплатить хумс. У них получилось 50 000 дирхамов (примерно соответствует сегодняшним 13 000 долларов США), 30 000 динаров (примерно соответствует сегодняшним 8 000 долларов США) и 2 000 предметов одежды для выплаты Имаму их времени, которым на тот момент был Имам Садик (а).

Люди задались вопросом: «Кому же мы отдадим это все, чтобы он передал собранное Имаму (а)?» Приняли решение, что они доверят это дело самому религиозному и нравственному человеку среди них – Мухаммаду ибн Али Нишапури. Его предупредили, чтобы он не отдавал хумс тому, кто скажет о себе: «Это я – имам». Также пояснили: «У нашего Имама есть определенные качества, по которым ты узнаешь его». Он спросил: «И какие же это признаки?» Жители сказали: «Мы на листке бумаги написали 70 вопросов, сложили его, положили в конверт и запечатали воском. Это письмо мы дадим тебе. Положи его в карман. Имам – тот, кто ответит на наши вопросы. Не показывай письмо Имаму, чтобы он не увидел вопросы. Не видя их, он должен дать на них правильные ответы. Проверишь ответы – только после этого отдавай ему деньги и одежду».

Мухаммад Нишапури покинул собрание, и по дороге ему встретилась одна женщина по имени Шатите, которая была прядильщицей. Она подошла к нему и сказала: «Мухаммад Нишапури, знаю, что тебе поручили большую сумму денег, чтобы ты передал ее Имаму, и моя сумма очень мала: я делаю пряжу, и моя прибыль невелика. У меня есть 4 дирхама (примерно соответствует сегодняшнему 1 доллару США) и кусок ткани. Передай, пожалуйста, мое имущество в Медине Имаму времени». Мухаммад Нишапури пообещал ей выполнить просьбу.

Как только Мухаммад достиг Медины, ему сообщили, что Имам Садик (а) стал шахидом 5 дней назад. Он расстроился из-за того, что не смог передвигаться быстро: его верблюд был нагружен, и он провел в пути от Нишапура до Медины около 3–4 месяцев. Мухаммад поинтересовался, кто является теперь Имамом времени, назначил ли Имам Садик (а) кого-то вместо себя. Ему ответили, что Имамом теперь является Абдуллах Афтах – один из сыновей Имама Садика (а).

Мухаммад обратил внимание, что люди отправляются к Абдуллаху. Он также отправился к нему и спросил: «Это вы заменили Имама Садика (а) на его месте?» Абдуллах ответил утвердительно и спросил: «А ты кто такой?» Он ответил: «Меня сюда отправили шииты из Нишапура». Абдуллах сказал: «То, что ты принес в качестве хумса, отдай мне». Мухаммад сказал: «Да, я принес хумс, но не могу передать вам его сразу, без расчета». Абдуллах удивился: «Какой расчет тебе нужен?» Мухаммад ответил: «Я привез некую сумму денег и одежду. Но люди, которые мне поручили это дело, сказали, что я должен передать деньги тому, кто даст ответы на вопросы, указанные в письме». Абдуллах сказал: «Дай мне письмо, я должен увидеть эти вопросы, чтобы дать на них ответы». Мухаммад возразил: «Те люди сказали мне, что Имам должен дать ответы не видя вопросов». Абдуллах возмутился: «Я же не могу ответить на не известный мне вопрос!» Мухаммад сказал: «В таком случае я не могу тебе передать деньги». Абдуллах разозлился и выгнал мужчину: «Тогда выйди вон отсюда!»

Мухаммад сильно расстроился и вышел. Один из слуг громко окликнул его: «Мухаммад ибн Али Нишапури!» Он обернулся и сказал: «Да?» Слуга ответил: «Подойди сюда и прими своего Имама!» Мухаммад удивленно спросил: «А кто мой Имам?» Слуга ответил: «Муса ибн Джафар аль-Казим», – и отвел его к дому Имама (а).

Далее следует повествование от лица Мухаммада Нишапури.

Вот я стою перед дверью дома Имама (а) и, еще не переступив порог, слышу: «Мухаммад ибн Али Нишапури! Добро пожаловать!» Это меня приглашал Имам (а). Но как он (а) узнал, что это я?! Я вошел в комнату, и Имам (а) сказал: «Достань письмо из кармана и сломай печать. Прочти. Вчера ночью я написал в этом письме ответы». Я достал письмо, сломал печать и обнаружил, что ответы на вопросы действительно были написаны в письме. Вот один из них.

Вопрос: кто-то раскопал могилу, украл саван и отрезал трупу голову – каково его положение?

Ответ: тому, кто раскопал могилу и украл саван, положено отрубить 4 пальца. За надругательство над трупом в качестве искупления положено дать семье умершего 100 золотых монет. Находящийся в могиле приравнивается к младенцу в утробе матери. Если происходит убийство младенца в утробе матери, то ей положено от убийцы в качестве дие (искупление) 100 золотых монет.

Мухаммад принес 50 000 дирхамов, 30 000 динаров и 2 000 предметов одежды и передал их Имаму Казиму (а). Имам (а) сказал: «Все это имущество верни их владельцам!» Мухаммад был очень удивлен: «Почему же?» Имам (а) ответил: «Мы не принимаем все те деньги, что нам дают». Доверенный спросил: «Почему? В чем причина?». Имам (а) ответил: «Они стали последователями Абдуллаха Афтаха. Больше они не имеют ко мне отношения».

Мухаммад уже хотел вернуться в Нишапур, как Имам Казим (а) позвал его к себе и сказал: «Те 4 динара и кусок ткани, что передала тебе пожилая женщина, принеси мне».

Все эти деньги и 2 000 предметов одежды Имам (а) отверг, но 4 дирхама и кусок ткани принял от той женщины в качестве хумса! Мудрость этой истории в том, что Имам (а) принял от пожилой женщины малое по причине ее искренности. Но большие суммы денег не принял, потому что те люди допустили ошибку.

Имам (а) сказал: «О, Мухаммад ибн Али Нишапури! Эта пожилая женщина, прядильщица, прислала мне 4 дирхама. Ты слышал, что говорится в Коране в аяте 106 суры 6:

Следуй тому, что дано тебе откровением от Господа твоего: “Нет Бога, кроме Него”. И не водись с многобожниками.

Один дирхам даешь – в 10 раз больше получаешь. Она дала мне 4 дирхама. Я хочу вернуть ей 40 дирхамов. Передай их госпоже Шатите. Из-за того, что она дала небольшой отрез ткани, я хочу вернуть ей свой саван. Также скажи ей, что она проживет не более 19-ти дней с того дня, как ты вернешься в Нишапур. Попроси ее, чтобы она потратила 16 дирхамов на себя, а 24 дирхама пусть потратят на ее похороны».

Мухаммад принял послание и спросил: «Есть ли еще пожелания?» Имам (а) сказал: «Госпоже Шатите передай, что, когда она умрет, пусть ее омоют и завернут в саван, но джаназа-намаз не читают». Мухаммад удивленно поинтересовался: «Но почему?» Имам сказал: «Я сам хочу прийти из Медины, прочесть над ней джаназа-намаз и похоронить».

Еще одна мудрость этой истории: какое уважение к этой женщине проявлено самим Имамом (а) по причине ее искренности! Поэтому будь спокоен, совершай дела искренне, и Имам твоего времени (а) сделает и для тебя такое дело.

Имам (а) добавил: «Мухаммад, когда ты меня увидишь на похоронах, сделай вид, что ты меня не знаешь».

Мухаммад принял просьбы Имама (а) и вернулся в Нишапур. Он вернул имущество своим владельцам, объяснив, что Имам (а) не принял их хумс. Мухаммад увидел, что к нему направляется пожилая женщина – это была прядильщица Шатите. Мухаммад сказал ей: «Поздравляю тебя!» Женщина спросила: «С чем?» Мухаммад ответил: «Из всех этих людей Имам (а) принял только твой хумс». Женщина была очень удивлена: «Ты что, правду говоришь?» Мухаммад ответил: «И даже больше! Имам (а) просил передать тебе 40 дирхамов и сказать, что ты умрешь через 19 дней. Велел тебе потратить 16 дирхамов на себя и сохранить 24 дирхама на похороны. Еще передал для тебя свой саван взамен того небольшого куска ткани, что ты передала ему. Тебе следует знать о ценности этого савана!» Женщина сказала: «Конечно, этот саван же дал мне сам Имам (а)!» Но Мухаммад возразил: «Нет! Имам (а) сказал: “Нити этого савана изготовлены из хлопка, произрастающего в саду нашей матери Фатимы Захры (а) – в Фадаке. Моя сестра Умм Хамиде сделала собственноручно из хлопка нити для этой ткани, чтобы изготовить для меня саван”. После твоей смерти тебя омоют, завернут в саван, но джаназа-намаз читать не будут». Шатите испуганно спросила: «Почему? Разве я что-то сделала не так?» Мухаммад ее успокоил, сказав: «Нет, все хорошо, Имам (а) просил передать, что приедет из Медины специально на твои похороны и сам прочтет джаназа».

Оставаться чистым и искренним – это стоит того, чтобы заслужить такую награду!

Шатите умерла, ее омыли и завернули в саван. Хотели прочесть намаз, но Мухаммад Нишапури сказал: «Пока не читайте, отнесите ее на кладбище к месту погребения». Вдали стало видно приближающегося человека на коне. Это был Имам Казим (а), но никто об этом не знал. Имам (а), достигнув собравшихся, спросил: «Кто этот умерший?» Ему сказали, что это Шатите, и что над ней пока не читали джаназа-намаза. Имам (а) спросил: «Хотите ли вы, чтобы я прочел намаз?» Люди согласились, Имам (а) спешился, прочел намаз, после чего тело покойной поместили в могилу.

Господин Мукаддас Ардабили в книге «Хидикат-уль-шие» пишет о продолжении истории:

После того, как тело покойной поместили в могилу, Имам Казим (а) сказал: “Пока подождите, не кладите камень”. Он достал кое-что из кармана и попросил Мухаммада Нишапури положить это к ее савану. Мухаммад поинтересовался, что это было. Имам (а) ответил: “Это земля Кербелы”.

Ахмад бин Мухаммад Ардабили Наджафи, известный как Мукаддас Ардабили, был ученым и факихом иранского происхождения, жившим в Х веке по хиджре. Он родился в районе Наяр города Ардабиля и был одним из учеников Джалалуддина Девани.

У пожилой прядильщицы Шатите в Нишапуре есть мавзолей. Множество людей приходят к нему, чтобы посетить госпожу Шатите и вспомнить ее историю…

Источник: аудиозапись истории «Биби Шатите», рассказанной шейхом Ахмадом Кафи

Перевод с персидского: Фатима Пурхоссейн

Ссылка на фотографии мавзолея госпожи Шатите в Нишапуре