«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Снявшие хиджаб: корни опасного тренда

После того, как 3 года назад один из либеральных телеканалов выпустил скандальный документальный фильм про снявших хиджаб, по соцсетям прошла волна «каминг-аутов» мусульманок, отказавшихся от платка, а иногда – и от самого ислама.

Я бы никогда не стала затрагивать эту тему, если бы не наблюдала подобный тренд среди бывших коллег и знакомых: как будто «поиграв в ислам», они предпочли не идти против потока, а для своей же безопасности слиться с общей массой людей.

У этого есть свои культурологические корни, обусловленные сменой эпох и парадигм. Кто шел в ислам в «нулевых»? Как правило, нонконформисты. Тогда вообще был бум молодежных политических движений, культ протеста. Риск, драйв, отчаяние, смертельная опасность, поиск смысла и собственной «стаи» – такими были ценности. Молодые люди были готовы идти не то что против потока, а в тюрьму, психушку и на смерть. Умение идти против потока, а не за ним – это и есть свобода.

Теперь эти люди аккумулировались в особую среду, откуда добровольцы ехали раньше на Донбасс, а теперь на СВО. А в ленивой, размякшей от комфорта, засевшей в лофтах с кофейком молодежной «тусовочке» восторжествовали иные тренды: экологичность, безопасность, забота о себе. Уже одно то, как эти люди драпанули за бугор с началом СВО, показательно. Либеральная «тусовочка» бесконечно умасливает ЛГБТ, чье движение не так давно было признано в России экстремистским, но проявлять такую же умилительную толерантность к хиджабу она вовсе не намерена. Напротив, именно она запустила в медийное пространство тренд на снятие хиджаба.

Удивительно, что этот тренд рекламируют некоторые вполне благодушные мусульманские блогеры, называющие это «позитивной динамикой». Ее усилиями перед нашими глазами предстают так называемые «лидеры мнений» в умме: бывший дизайнер исламской одежды, спортсменка, новоиспеченная писательница. В их растрепанных волосах теперь гуляет ветер, а из-под юбок светятся острые коленки. Вот оно – счастье. Вот она – свобода.

«У меня от ношения хиджаба развилась депрессия», – говорит одна из них.

Уже здесь хочется возразить: тут перепутана причина и следствие. Депрессия – процесс, как правило, в большей степени эндогенный. Иногда в ее развитии можно проследить и психогенные механизмы, но часто она развивается «из ниоткуда» в силу нарушений в биохимии мозга, снижения активности серотониновой, норадреналиновой и дофаминовой нейромедиаторных систем.

Вследствие этого у человека искажается мышление и картина мира. Все кажется слякотно-серым и невыносимо вязким, одолевает бессонница или, наоборот, человек спит сутками. Ни на что нет сил, все кажется бессмысленным, человека мучает запредельная душевная боль и «загрудинная тоска», мир превращается в огромную черную ледяную воронку, в которой нет просвета. Человек начинает ощущать себя никчемным, бездарным, ничтожным, не имеющим перспектив в будущем.

Это – болезнь, и мышление в ней – больное. Человека посещают мысли о самоубийстве, которые могут привести к суицидальным попыткам и даже к завершенному суициду. Его жизнь может видеться ему в черных красках, он может бросить работу, разорвать связи с друзьями, разочароваться в религии, отчаяться в милости Аллаха.

Признавать валидным снятие хиджаба в таком состоянии, еще и напрямую объясняемое депрессией – либо ошибка, либо сознательная манипуляция.

Впрочем, у депрессии есть и свой психосоциальный компонент, в том числе когнитивные искажения, некорректные представления о хиджабе и его смысле. От отсутствия смысла и пропадает желание идти против социального потока, ведь всегда проще под него подстроиться.

Хиджаб vs сексуальность

Упомянутая блогерша (намеренно не пишу «ка», чтобы не уподобляться феминисткам, хотя феминитивы есть в Священном Коране) поспорила со своей визави – новомодной писательницей, снявшей хиджаб. Для блогера хиджаб – знак того, что она больше, чем сексуальный объект. Для писательницы – напротив, символ того, что она является сексуальным объектом, который нужно прятать, потому что она предназначена кому-то конкретному, кто ее будет «пользовать».

Правда в том, что здоровая женщина мечтает, чтобы ее «пользовал» тот, кому она сама добровольно себя отдала. Особенно, если к нему есть сильные чувства. Это доставляет ей самой радость и удовольствие.

Из Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих (Коран, 30:21).

Коранический аят описывает любовь и близость между супругами как умиротворение и гармонию. Если в супружеской жизни все идет правильно, женщина получает от физической стороны любви удовольствие не меньшее, чем мужчина. Ее чувственность расцветает. Но это не значит, что она готова отдавать себя всем и каждому. Это против ее природы.

В мужчине заложен биологический механизм, в силу которого он стремится максимально распространить свое семя и свои гены через разных партнерш. Отсюда и шариатское разрешение на многоженство – это соответствует мужской природе и позволяет большему числу женщин обрести счастье замужества. У женщин все иначе. Биологически женщина стремится закрепиться рядом с одним партнером, который обеспечивал бы защиту ей и их детям. Чтобы у самца была достаточная мотивация делать это, он должен быть уверен, что дети от него.

Хиджаб помогает поддерживать здоровое, естественное влечение полов друг к другу. Чтобы оно не исчезало, между полами должна быть разница и дистанция. В обществах, где женщины оголяются, у мужчин вырабатывается хабитуация (привыкание) к открытому женскому телу, и оно перестает возбуждать. Негативные последствия бесчисленны: импотенция, снижение мужской фертильности, асексуальность, гомосексуальность.

Достоинство и защита женщины

Всевышний Аллах говорит в Коране:

О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будет легче узнавать, и их не подвергнут оскорблениям (Коран, 33:59).

Тем самым, смысл хиджаба в подчеркивании достоинства, а не в унижении, угнетении и объективации. Женщину в хиджабе побоятся подвергнуть оскорблениям, поскольку знают, что за ней стоит ее мужчина и целая мужская часть уммы, которая не даст ее в обиду. А это не просто люди с достоинством, это физически сильные и способные защищать свою страну и веру люди.

Конечно, здесь речь идет о настоящих му’минах и о том, как оно должно быть. В реальности же многие мусульмане, даже считающие себя соблюдающими, руководствуются не шариатом и его логикой, а своими измышлениями, пристрастиями и неверными интерпретациями религии.

Неслучайно основные «спикеры» от снявших хиджаб в прошлом имели салафитский бэкграунд со всеми присущими той среде излишествами и фанатизмом: вся музыка тотально харам, женщине нельзя работать или вообще выходить из дома, настоящий хиджаб – это только никаб или, на худой конец, химар.

Что такое шариатский хиджаб

В Священном Коране вопрос хиджаба разъяснен:

Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе – быть может, вы преуспеете (Коран, 24:31).

В хадисах и фетвах к этому аяту даются пояснения. Так, хиджаб – это любая достаточно свободная и не прозрачная одежда, которая скрывает все тело, кроме лица и кистей рук. Да, есть указания, что лучшим хиджабом на территории исламского правления является чадра. Но мы не живем на этой территории – у нас другие реалии. Здесь хиджабом может быть и платье с химаром, и цветной платок с брюками и манто, и худи с капором. Можно носить правильный хиджаб, который будет модным и актуальным, и не вдаваться в крайности.

Да, в светском обществе в хиджабе сложнее устроиться на работу – не все понимают такой выбор. Да, придется отказаться от каких-то карьерных предложений, от принципа максимальной финансовой выгоды (за счет сужения клиентской базы, например). Зато милость Аллаха, который ведет поклонившегося Ему человека особыми путями, давая ему нечто лучшее и никогда не оставляя его в беспомощном состоянии, превыше всех выгод этой дунии.

А ветер в волосах? Пожалуйте на женские пляжи Турции и Ирана, кому это так необходимо…

Автор: Анастасия (Фатима) Ежова

Фотограф: Levi Meir Clancy, фотосток Unsplash