«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

«Не жили духовно – нечего и начинать»: о потере надежды на Аллаха

Близится третья предполагаемая ночь аль-Кадр, в связи с чем мне хотелось бы поделиться очень важным напоминанием.

Милость Аллаха, Его любовь, поддержка, прощение и близость не являются чем-то эксклюзивным и доступным только для «примерных верующих». Аллах – не Дед Мороз, и Его дары – не только для мальчиков и девочек, которые вели себя хорошо весь год, а потом встали на табуретку и прочитали стихотворение без запинки. Одна из самых опасных и распространенных ловушек, в которую может попасть человек, – это идея о том, что он не достоин близости и внимания Бога, а его молитвы смешны, косноязычны и бесполезны. «Не жили духовно – нечего и начинать» – такое убеждение заражает и затягивает человека, как воронка, и в результате он может навсегда потерять верное направление своего жизненного пути.

А между тем Имам Али (а) в широко известной молитве «Кумейл» предлагает совсем другой путь для человека, у которого не просто тяжело на сердце ввиду отдаления от Бога, а который в буквальном смысле достиг дна: он совершил столько зла и так исказил свою сущность, что оказался среди худших из худших, в аду:

Именем твоего непоколебимого превосходства, Господь мой и Защитник, воистину клянусь: если Ты не лишишь меня дара речи, то в окружении обитателей ада я буду слезно молить Тебя мольбой, полной надежды; я буду звать Тебя криком того, кто нуждается в помощи; я буду плакать о Тебе, как плачущий о потере близкого; я буду взывать к Тебе: «О Покровитель верующих!..»

Следует понимать, что точно так же, как с физически травмированного или покалеченного не спрашивают многого в плане работы, так и Аллах Всемилостивый не ждет от человека с разбитой душой больше того, на что он способен в текущем своем состоянии. Зато Иблис, поклявшийся унизить человека и отвратить его от Бога, ждет того, чтобы раненые и уставшие души остановились, потеряли надежду и свернули на своем пути в сторону отдаления от Бога и к саморазрушению. Поэтому любой шаг в сторону Бога, будь то маленькая молитва своими словами, несколько салаватов, выражение уверенности в защите и поддержке Бога или даже намаз, в котором человек сбивается и теряет концентрацию в первом же ракате, из-за чего перечитывает намаз уже который раз, – все это победа Света над Тьмой и пощечина Иблису.

Потеря надежды на Милость Аллаха – один из самых тяжких грехов. Даже у вора, убийцы, прелюбодея или алкоголика нет другого пути, кроме как в сторону Бога, какой бы глубокой ни была пропасть, в которую он упал. Хромая, ползком, наощупь, в грязи, в пыли, но нужно двигаться к Богу в любых обстоятельствах, просто потому что и у Вселенной нет другого направления. А Аллах, в свою очередь, «бежит к тому, кто идет к Нему», и судит людей по приложенным ими усилиям, учитывая их состояние, по уровню устремленности и веры в Его Милость при любых обстоятельствах.

Так что, если кто-то чувствует, что не готов к священной ночи аль-Кадр, что он потерян, поражен апатией, «слишком далек от Бога», «слишком ничтожен», если он отдалился от других верующих, от привычного поклонения, от поиска знаний, то эта ночь идеально подходит для того, чтобы вернуться к прямому пути, сделав свои маленькие шаги в сторону Бога и выразив твердую приверженность Ему в любых состояниях.

Не всем подходят пятичасовые сидения за молитвой и традиционные ритуалы. Тогда путь тех, кто ранен, болен душой, – это сделать два маленьких шага: поговорить с Богом, наладить с Ним отношения и вспомнить, что даже к фараону Аллах отправлял пророка (а) и даже для него оставлял все двери открытыми до последнего момента.

Хочу также отметить, что такое видение традиционно не только для ислама, но и для христианской мысли. В качестве подтверждения можно привести известную цитату из романа «Идиот» Ф.М. Достоевского:

Через час, возвращаясь в гостиницу, наткнулся на бабу с грудным ребенком. Баба еще молодая, ребенку недель шесть будет. Ребенок ей и улыбнулся, по наблюдению ее, в первый раз от своего рождения. Смотрю, она так набожно, набожно вдруг перекрестилась. “Что ты, говорю, молодка?” (Я ведь тогда всё расспрашивал.) «А вот, говорит, точно так, как бывает материна радость, когда она первую от своего младенца улыбку заприметит, такая же точно бывает и у бога радость, всякий раз, когда он с неба завидит, что грешник пред ним от всего своего сердца на молитву становится».

Автор: Анна Олейник

Фотограф: Ashkan Forouzani, фотосток Unsplash