Исламский брак (никах) принято представлять как жесткую патриархальную модель с абсолютной подчиненностью жены мужу. Жена не имеет права даже на выход из дома без согласия мужа, зато он ее полностью обеспечивает. Для кого-то это кошмар кошмарный, а для кого-то – мечта.
Если отталкиваться от сборников шариатских положений, то это один из краеугольных камней классического постоянного брака. Но шариат гибче и шире, а формат отношений в исламском браке может быть разным: от всецелой зависимости жены от мужа до партнерских отношений.
Многие мечтали бы вот так зависеть от сильного, состоятельного мужчины: он много зарабатывает, восседает на семейном троне, как султан, может вскинуть бровь и постучать кулаком по столу, но в целом заботится о жене и с легкостью отстегивает пятитысячные купюры; она же нянчится с детьми, устраивает посиделки с подругами и ходит в спа. Чем не дворец Топкапы?
Реальность, впрочем, часто далека от мечтаний о принцах с золотыми сундуками на розовых единорогах. Содержание мужа оказывается столь скудным, что не работающей женщине приходится ужиматься буквально во всем, питаясь гречкой с макаронами; мужья прокрастинируют с работой, зажимают копящиеся на собственном счету деньги, лезут в долги и берут кредиты (еще и оформляя их на жен), требуют мириться с нищетой; не будучи в состоянии содержать одну семью, заводят вторую и третью; вопреки шариату поднимают на жену руку; мужья запрещают не только учебу и работу, но и любую социальную активность, включая посещение религиозных маджлисов.
А что сестры? Одни терпят, другие подают заявления на развод в офисы муджтахидов, которые там залеживаются годами, потому что сотрудники этих офисов медлительны, а мужья наотрез отказываются давать развод, хотя, казалось бы, брак давно превратился в пытку для обоих, и сохранять его явно нет смысла.
Это не страшилки и не чернуха в стиле мрачного артхауса. Это не Звягинцев, не Балабанов и не Германика. Это наши реалии. Естественно, мрак не тотален: есть и хорошие, гармоничные шариатские семьи. Но описанное тоже встречается сплошь и рядом. В чем же проблема?
Очень легко свалить всю вину только на мужчин. Мол, мужчины скупердяи и показушники, жмоты и абьюзеры – короче, «ахищники». Но неудачный брак – это всегда если не вина, то ошибка обоих. И ошибка происходит уже на этапе совершения выбора. Вместо того чтобы искать близкого, любимого человека и параллельно иметь собственный доход, женщины ищут в браке одни лишь материальные бонусы. И попадают в капкан.
В Священном Коране сказано:
Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих (Коран, 30:21).
Тем самым, в идеале основа любого исламского брака – это любовь и милосердие (мавадда ва рахма), физическое и эмоциональное успокоение супругов, которое они находят друг в друге. Иными словами, это взаимное удовольствие от близости и искренняя сердечная привязанность друг к другу – то самое чувство любви, которое придает один из стержневых смыслов этой жизни.
Да, конечно, в Коране также говорится:
Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества (Коран, 4:34).
Здесь постулируется то, что мужчина главенствует, задает вектор семейной жизни. При этом его расходование может свестись как к махру во временном браке, так и к полному содержанию. В зависимости от вклада мужчины определяется степень свободы женщины. В постоянном браке муж полностью обеспечивает жену и имеет право ограничивать какие-то ее свободы. Во временном браке у женщины много свободы, но содержания нет.
И вот с этим сестры-мусульманки никак не согласны. Они же знают себе цену и не «лохушки» какие-то, чтобы так себя продешевить. Размер махра имеет значение, и ради него стоит ждать даже не годы, а десятилетия. К тому же, очень важно быть приличной и нормативной в глазах общества. В глубине души женщина может бояться постоянного брака и его условий, а также реалий чужих постоянных браков, которые она наблюдает, а потому она упорно не выходит замуж. Но временный брак настолько стигматизирован в обществе (не в религии!), что, наступая на горло своей бушующей физиологии, она сторонится его, как огня, лишь бы не прослыть «гулящей» в свои под сорок. Хотя термин «гулящая» можно применить разве что к вступающим в запрещенные шариатом связям (зина’), в число которых временный брак никак не входит, ведь он дозволен в аяте 24 суры «Женщины», а в хадисах от наших непорочных (а) временный брак оценивается как благое, поощряемое дело.
Но общество считает иначе. Впрочем, дело не только в осуждении с его стороны: многим сестрам смысл временного брака абсолютно не понятен. Временный брак скорее близок современным парам, которые строят партнерские отношения. Согласно шариату, муж в нем не обязан содержать жену, они не наследуют друг от друга, но при этом (что логично) контролировать ее выход из дома и запрещать ей работать он не может.
«В чем тогда смысл такого брака?» – спросят многие сестры. Как в чем? Все в том же – в любви и взаимном милосердии (мавадда ва рахма). В партнерстве. В дозволенной сексуальной близости. В познании другого человека. В общении и взаимном развитии. Все это – самоценно. Но в этих отношениях сама женщина должна что-то собой представлять. Это и ум, и образованность, и кругозор, и тонкость, и ухоженность, и умение вести себя с мужчиной, делать его счастливым. Женщина должна быть личностью, а не телом с набором функций, которое стоит задрапированное и продается за определенную цену.
Часто и сама женщина ищет в мужчине не личность, а прибор со все тем же перечнем нужных параметров. Мужчины и женщины выбирают друг друга, как фрукты в магазине. Если вдруг попадается маленькая червоточинка, «бракованный» фрукт отсортировывается и выбрасывается. Так они и ходят до седин, а идеальный кандидат без изъянов все так и не находится. Все – не те: этот слишком молодой, а этот слишком старый, а этот женатый, а этот депрессивный, а эта не первой молодости, а эта замужем была, а у этой экзема и астма. И где же та самая юная девственница с внешностью фотомодели, из богатой и порядочной семьи с квартирой в центре Москвы, при этом скромная, соблюдающая и в хиджабе?
Когда личность ищет личность, люди воспринимают друг друга в целостности, а не по набору отдельных параметров. Имеет значение и интуитивное влечение друг к другу. И это вовсе не легкомысленная вещь: испытывая тягу, влюбленность, человек подсознательно считывает генетически подходящего партнеру по запаху, феромонам и прочим параметрам, которые неуловимы для сознания и сухого рацио.
Я вовсе не хочу стигматизировать постоянный брак из-за тех неприглядных реалий, которые сопутствуют ему сегодня. Все же это базовая форма брака в исламе, и такой брак лучше подходит для прокреации и воспитания детей. Идеально, когда муж (в соответствии со своими шариатскими обязанностями!) обеспечивает для семьи базис – это еда, жилье, базовый гардероб, лекарства, образование. Но и жена не превращается в квочку – она учится, развивается, над чем-то работает, имеет свой отдельный заработок. Сегодня это можно делать даже онлайн, что подойдет для мам с несколькими детьми. Право работать женщина может обговорить с женихом «на берегу», еще до заключения брака – это предусмотрено шариатом. Когда же муж забирает жену с последнего курса в университете или когда женщина по своему желанию садится на полное обеспечение мужа и сутками смотрит сериалы, под брак закладывается огромная бомба. Рано или поздно мужчине станет скучно с такой женщиной, и она мало что сможет дать детям в плане воспитания.
Автор: Анастасия (Фатима) Ежова
Фотограф: Patrick Boucher, фотосток Unsplash