Амина выходила замуж за Эмира, этнического мусульманина, пусть и не слишком далекого от религии, но точно не практикующего и не религиозного. Понятия о единобожии, пророческой миссии Божьих посланников, мироздании, человеческой морали и порядочном образе жизни ценностно сближали ее с любимым женихом. Год за годом в ежедневной супружеской текучке и притирке они находили друг у друга все больше точек соприкосновения, равно как и бытовых микростолкновений, требовавших некоторых совместных обсуждений и анализа. Все, как у многих в отношениях: взлеты и падения, кризисы и гладкие периоды спокойствия и сбалансированности, пока вдруг супруг не стал меняться у Амины на глазах. Постепенно из дома исчезли спиртные напитки, знатно поредел круг приятелей и товарищей и сменился на новый, доселе ей не знакомый… Эмир начал совершать намаз, поститься и стал буквально неузнаваем в речах. Квартиру, в которой они жили, стали наполнять нескончаемые потоки премудрствований, критики, нравоучений и «потыканий», из-за которых Амине казалось, что места для нее самой остается все меньше и меньше.
Эмиру тем временем казалось, что он действует как любящий и небезразличный муж, что он достиг определенного уровня сознания и стремится «притянуть к себе» любимую жену, побуждает молиться, надеть хиджаб и стать богобоязненной. Амину же эти настойчивые призывы пугали. «Где тот Эмир, за которого я выходила замуж? – думала она. – Он перестал меня слышать». Родители то и дело выражали свое беспокойство по поводу поведения зятя. «Как бы увлечения твоего мужа не довели его до бездумного фанатизма, – трезвонили они. – Как он смеет не садиться с нами во время застолья? Когда это яйца курицу учить стали?!» Тревога Амины, находящейся меж двух огней, казалось, накалялась до предела, все чаще и чаще возникали конфликты и ссоры.
Если ребенку вполне возможно навязать какую-то информацию и насильно заставить что-либо принять на веру, то со взрослым человеком будет посложнее. Тем более если речь идет о таких фундаментальных вещах, как вероубеждение и религиозная практика. К тому же вряд ли кому бы то ни было хотелось, чтобы партнер приступил к совершению намазов или ношению хиджаба без искренней и личной на то воли. «Нет принуждения в религии… [1]» – говорится в Коране. В многочисленных исламских преданиях сказано о том, что дела людей оцениваются по намерению (ният), что Всевышний Аллах принимает только те деяния, которые совершены с искренностью и ради Его Лика, и не принимает те деяния, в которых имеется любой другой интерес, кроме Его довольства. Более того, некоторые виды богослужения, такие как намаз и пост, не только не засчитываются, но и считаются грехом (!), если они совершаются не ради Аллаха, а, скажем, ради мужа, ради каких-то других людей, отсутствия конфликтов в семье и т.д. В Коране говорится:
Скажи: «Неужели препираетесь вы с нами об Аллахе, в то время как Он — Господь наш и Господь ваш. И нам [придется отвечать за] деяния наши, а вам — за деяния ваши, и мы лишь пред Ним искренне очищающие [веру свою]» [2].
Чувства растерянной девушки, безусловно, заслуживают понимания. Отчаянные попытки Эмина донести до любимой благое – все то, что религиозные проповедники скандируют из мечети и экранов гаджетов, тоже вполне очевидны. «Нужно как можно скорее донести все это до жены!» – беспокоится Эмин, небезразличный к судьбе жены. Возможно, ему даже ведомо, что в Коране говорится:
О те, которые уверовали! Оберегайте себя и семьи свои от огня [адского], растопкой которого [будут] люди и камни!» [3]
В мусульманских преданиях сообщается, что после ниспослания этого айата некий сподвижник Пророка Мухаммада (с) спросил его: «Как мне уберечь от адского пламени членов моей семьи?» На что Посланник Аллаха (с) ответил:
Посредством призыва к одобряемому и удерживания от неодобряемого. Если они будут слушаться тебя и поступать так, как ты им подсказываешь, то тогда им обеспечено спасение, и ты убережешь их от геенны огненной. Но даже если они тебя не послушаются, ты будешь чист, так как исполнил то, что обязан был исполнить [4].
В другом хадисе передается, как Пророк Мухаммад (с) сказал:
Знай, что все вы — опекуны, отвечающие за судьбу своих подопечных. Лидер мусульманской общины — опекун, отвечающий за своих людей. Мужчины обязаны печься о своих семьях и нести за них ответственность. Женщины также являются опекунами своих мужей и детей и должны будут ответить за них. Знайте, что все вы — опекуны, отвечающие за своих подопечных [5].
Неудивительно, что любящий и «новообращенный» Эмин берется за задачу наставления жены будучи преисполненным горящим энтузиазмом. Однако есть существенная и упущенная Эмином деталь – методология, которую он избрал для наставления близкого человека. Если в ответ на нравоучения кэшбэком на личный счет он получает отторжение и фрустрацию, то стоит пересмотреть свои инструменты влияния. В Коране сказано:
Призывай к пути Господа твоего мудростью и наставлением прекрасным и препирайся с ними тем, что лучше! [6]
Справляться с кризисами или со сложными вопросами при взаимодействии с максимально бережными людьми или владеющими навыками ведения переговоров в разы комфортнее, но такое встречается крайне редко, поэтому очень многие встречаются с необходимостью развивать в себе способности эффективной коммуникации. Как в такой ситуации поступать Амине?
В 1960-х гг. американским психологом Маршаллом Розенбергом был впервые введен термин «ненасильственное общение» (ННО). Эта модель общения основана на честности, эмпатии к собеседнику и самому себе. Принцип общения заключается в том, что собеседники могут описать ситуацию в форме «я-высказывания», выразить свои чувства, описать свои потребности и осознать потребности оппонента. Форма ненасильственного общения универсальна. В своей книге Розенберг приводит примеры использования ННО в общении с детьми, партнерами, друзьями и даже грабителем, который приставил нож к горлу. Во всех случаях ННО помогает понять собеседника и без пассивной агрессии попросить о важном.
Первый шаг ННО — наблюдение. Амине, чувствующей на себе давление, стоит попробовать объяснить мужу, что происходит, и назвать конкретные факты без оценки, ярлыков и осуждения. Например: «Ты ежедневно уделяешь много внимания разговорам на тему ислама».
Далее нужно описать, какую эмоцию она чувствует. Например: «Я чувствую, что то, о чем ты говоришь, очень важно и ценно для нас обоих, но я испытываю тревогу и давление, которые мне трудно переносить».
Следующий компонент ННО — сформулировать потребность без оценки, суждений и мнений. Потребность объясняет, на чем основаны чувства, и почему дальнейшая просьба важна. Например: «Я очень нуждаюсь в твоей поддержке и терпении. Мне хочется прийти к такому важному решению не ради галочки и даже не ради тебя, а ради Бога, осмысленно и с глубоким внутренним убеждением и готовностью».
Четвертый компонент ННО — просьба. Здесь рекомендуется очень конкретно и четко пояснить, как удовлетворить личную потребность, чтобы улучшить ситуацию и вывести ее из тупика. Например: «Мне бы хотелось, чтобы ты дал мне больше времени на осмысление и дозревание»; «Прошу тебя знакомить меня с покрытыми мусульманками (женами твоих приятелей), которые бы были мне интересны и смогли бы развеять мою неуверенность»; «Прошу рекомендовать мне соответствующие книги, сайты и материалы»; «Мне было бы интересно и ценно поехать вместе с тобой в места паломничества и возможно ощутить там что-то новое» и т.д.
Плоды даже одного и того же дерева дозревают в разное время. Это не значит, что какой-то из них хуже, лучше или слаще другого. Это сотворенное Богом явление аллегорически демонстрирует то, что у всех и вся свой путь и время. К сожалению или счастью, не во власти идущего даже при всем желании изменить формат и длину этого пути не то что для других, но и для самого себя. Внутри нас действует множество процессов, которые невозможно запускать или катализировать щелчком пальца. Душа и дух, равно как и древесный плод, дозревают в определенное и нужное для этого время. Так уж заведено, что и гусеница не способна сломать временной континуум и пережидает определенное время в коконе, прежде чем в результате удивительнейшей метаморфозы переродиться бабочкой. Порой много факторов должны сойтись в непобедимом комбо, чтобы осуществился желанный результат.
Если возвращаться к нашему примеру, то Эмиру стоит принять во внимание (не на словах, а очень осмысленно) не просто вопрос времени и терпения, но и такие факты, как светское воспитание жены, ее взаимоотношение с родителями и родственниками, среда, образование, интеллектуальный и душевный потенциал, скепсис, склад характера, прагматичный нрав и т.д. Здесь важно понять, что это очень трудоемкий и длительный процесс (как и в вопросе морально-нравственного воспитания детей, например), где ставку стоит делать на качестве, а не на скорости и даже результате. При этом обязательно параллельно заниматься самосовершенствованием и духовной «самополировкой» для того, чтобы демонстрировать собой пример человека, который точно так же все еще находится не в конце пути (так он будет говорить с женой не сверху вниз, а как с равной себе), а проходит и хочет проходить этот путь рука об руку с любимой.
Автор: Захра Керимова
Ссылка на изображение
[1] Коран, 2:256.
[2] Коран, 2:139.
[3] Коран, 66:6.
[4] Ал-Хувайзи, Нур ас-сакалайн, т. 5, с. 372.
[5] Варрам, Маджму‘а, т. 1, с. 6.
[6] Коран, 16:125.