Многим известны вечные библейские и коранические сюжеты про Содом и Гоморру – города, погибшие от обрушившегося на них по воле Господа «огня с неба», а также про уничтоженных по велению Бога адитов, самудян, мадьянитов, племена айка и хиджр. Различными способами Бог после долгих увещеваний посланников и пророков (а) наказывал различные народы за вольный, распутный, грешный образ жизни и нравственное разложение. В Коране так говорится об уничтожении народа пророка Лота, погрязшем в греховном изобилии и разврате:
Счёл ложью народ Лота предостерегающие [их знамения]. Поистине, Мы наслали на них ураган, [несущий камни и уничтоживший всех]… [1]
Человеческая сущность такова, что когда земных благ становится слишком много, вещи, которые раньше доставляли радость, приедаются. Безусловно, далеко не всегда именно материальный достаток становится причиной грехопадения, однако порой этот фактор может добавлять риски. Порой при крайне высоком уровне финансовой обеспеченности получать яркие эмоции человеческой психике становится сложнее, и тогда пробуждаются самые низменные инстинкты.
Так, социальный психолог Пол Пифф и преподаватель университета Беркли провел на эту тему ряд исследований и пришел к неутешительным результатам. Один из своих тестов он проводил на оживленной автодороге. Участники опыта следили за проезжающими машинами и записывали марки тех, чьи водители вели себя агрессивно. Оказалось, люди на очень дорогих авто нарушали правила дорожного движения в 4 раза чаще и в 3 раза реже пропускали пешеходов.
В другом исследовании психолог пригласил 200 незнакомых друг с другом людей, разделил их на пары и усадил играть в «Монополию». Условия для участников были неравными: бросая монету, в каждой паре назначили «богатого» и «бедного» игрока. «Богатым» на старте вручили в 2 раза больше игровой валюты и давали возможность делать 2 хода подряд. «Бедным» же никаких привилегий не досталось. Уже через 15 минут «богатые» стали громче разговаривать, сильнее стучать фишками по полю, занимать больше места на столе, грубить и высмеивать оппонентов. Когда в конце эксперимента их спросили, почему они победили, большинство рассказывали про свой опыт и продуманную стратегию, а про привилегии не упомянули. Почти все люди, в жизни которых денег и власти больше, чем у других, считают, что им разрешено больше, чем остальным.
Результаты исследований говорят о влиянии богатства на поведение человека, а не о чертах конкретных людей. Безусловно, есть люди, которые спустя падения перерастают «звездную болезнь», а другие – нет. Богатство и доступ к ресурсам, как и многое в жизни, являются испытаниями на прочность, причем как для тех, кто лишен изобилия в благосостоянии, так и для тех, кто живет в нем и умеет наращивать.
Имам Али (а) в этой связи сказал:
Поистине, этот мир (дунья) – это место отбытия и обитель огорчений. Его обитатель отправится в путь, его житель [будет вынужден] покинуть его. Сиянье его [чарующе] обманчиво, речи лживы, владения разрушены, драгоценности украдены. Будь бдителен, этот мир манит, а затем отвергает, он неуправляем и упрям, он обманывает и предает. [2]
Этот мир, согласно исламской концепции, представляет собой временное пристанище и мост на пути к миру горнему – вечному. Дольний мир наполнен трудностями, невзгодами, всем тем, что давало бы человеку ощущение дискомфорта и служило бы напоминанием о том, что его истинная обитель находится в будущей жизни. Привлекательность и удовольствия этого мира временны и мимолетны. Они могут показаться заманчивыми, но не приносят длительного удовлетворения. В Коране говорится:
Знайте, что жизнь ближайшая — [всего] лишь игра, и забава, и украшение, и хвастовство между вами, и [стремление] умножить имущество и детей. Подобна [она] дождю, растение, [вырастающее] от которого, удивляет земледельцев, затем увядает оно, и видишь ты его пожелтевшим, затем становится оно соломой. И в [жизни] Последней [неверующих ожидает] наказание сильное, а [верующих] — прощение от Аллаха, и довольство [Его], и не [является ничем иным] жизнь ближайшая, кроме как наслаждением обольстительным. [3]
В упомянутом выше предании богатства и ценности этого мира Имам (а) называет «махруба» (разрушенными) и «маслуба» (разграбленными), что говорит о преходящем характере материальных благ и о том, что человек является лишь временным их хозяином. Привязанность к мирским богатствам и владениям должна умеряться пониманием того, что они не являются вечными и по-настоящему нашими.
Содом и Гоморра и другие города, жители которых ослушались наставлений посланных им пророков (а), в итоге были уничтожены. Стремиться к комфорту и благосостоянию в этом мире поощряемо в исламе, однако у этих стремлений должны быть пределы, должно быть основание большее, нежели простое стяжательство. Обладающему даже ограниченными богатствами этого мира стоить помнить о временности этого имущества и уметь вырабатывать в себе навык делиться этими средствами на благо развития человечества. Не все в состоянии пройти это испытание успешно, поскольку богатство может привести многих неподготовленных к моральной деградации, от коей нас предохраняет Аллах назидательными примерами о погубленных народах прошлого.
Автор: Захра Керимова
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
[1] Коран, 54:33–34.
[2] Гурар аль-хикам, хадис 3630.
[3] Коран, 57:20.