Учёные давно доказали, что человек представляет собой психобиосоциальное существо, которому необходимо сотрудничество и взаимодействие с другими людьми для удовлетворения различных потребностей. Каждый человек является частью той или иной общности или коллектива, будь то в семье, на учёбе или на работе.
И многие из нас сталкивались с таким ощущением родства с кем-то и ментальной связи, которое невозможно объяснить рационально. Об этом чувственном и интуитивном уровне восприятия другого говорится и в исламе. Члены одной общины (уммы) могут ощущать то, что испытывает другой. Священный Коран рассматривает эту подлинную и нерушимую связь как связь братства и говорит:
Воистину, верующие [являются] братьями. [1]
Вслед за этой связью и отношениями возникает взаимная привязанность.
Пророк Мухаммад (с) в одном из преданий говорил:
Верующие подобны телу в своей привязанности и чувствах друг к другу так, что, когда один член чувствует беспокойство, остальные члены сочувствуют ему, испытывают недомогание и бессонницу. [2]
Имам Бакир (а) также использовал данный эпитет в своём разъяснении:
Верующие в доброжелательности, милосердии и сочувствии друг к другу подобны одному телу. Если какая-либо часть его заболеет, то все остальное будет охвачено лихорадкой и бессонницей. [3]
А всемирно известный персидский поэт и мыслитель Саади выражает ту же идею в своей поэме следующим образом: «Люди — части одного тела, которые принадлежат к одной сущности в творении; когда мир причиняет боль одному члену, не остается спокойствия для других».
Основная специфика родственных отношений состоит в том, что они могут существовать в трех формах: биологической (кровное родство), социальной (институционально закрепленные родственные отношения в результате заключения брака, усыновления/удочерения) и духовной. К последнему виду родства (к коему и относится чувство мусульманского братства и уммы) могут быть отнесены очень глубокие дружеские связи, побратимство, образование союзов единомышленников и последователей, обрядовое родство, нареченное родство и др. Подобные отношения через невербальный инструмент могут передавать социально значимые образцы поведения и ценности. Исследователи считают, что предпосылками к их формированию является общность происхождения, общность представлений и отношения к жизни. Терминологически эта общность фиксируется в понятиях «жизненный уклад», «жизненный идеал» и «ценностные ориентации».
Родственные отношения могут быть основой семьи, а могут реализовываться и во внесемейном контексте (например, в случае близких духовно, но не по крови людей). Примечательно, что при квалификации духовного родства зачастую переносятся термины родства («ты мне как брат», «ты мне как сын/дочь», «я его воспринимаю как отца» и т.п.). Это более фундаментальные, нежели просто семейные, связи. С другой стороны, бывает и так, что члены одной семьи необязательно ощущают родство между собой и, напротив, подчеркивают различия.
Любопытно, что в физике есть понятие квантовой запутанности, суть которой в том, что две однажды связанные друг с другом элементарные частицы, даже если они находятся далеко друг от друга, могут обмениваться информацией без всякого видимого глазу способа. За доказательство этого явления была выдана Нобелевская премия.
В мире есть более 400 разновидностей элементарных частиц. Все они представляют из себя крошечные кусочки «материи», которые невозможно расщепить. Что самое интересное, если две такие частицы, имеющие одно происхождение, «запутываются», то все в них — от их скорости и до того, как они вращаются, — идеально связывается. Иначе говоря, они начинают работать как единый объект. Получается, если вы знаете состояние одной частицы, то, соответственно, знаете и состояние другой. Это правило работает, даже если частицы находятся за сотню километров друг от друга.
По такому же принципу происходит и бессознательное общение двух людей. Раньше ученые не могли объяснить, как понимают друг друга на расстоянии близнецы, как мать «ощущает сердцем», что происходит с ее ребенком, как мы вдруг «узнаем», что что-то случилось с близким нам человеком.
До учёных-естественнонаучников об этом задумывались и психоаналитики. Одним из первых был Зигмунд Фрейд, далее его мысль развивала Мелани Кляйн, а затем — Леон Гринберг. И лишь в 1994 году Томас Огден на основе предшествующих опытов выдвинул концепцию аналитического третьего. Он описал её простым примером: если взять воду, разложить её на составляющие (атомы водорода и кислорода) и изучить их свойства по отдельности, то свойства воды мы никогда не получим. Так же ведут себя и квантовые частицы. Сначала они запутываются, а потом ведут себя как единое целое: если изменяются признаки одной из них, изменяются признаки и другой. Причем неважно, на каком расстоянии они находятся друг от друга. Получается, это работает и в отношении разума: один может фактически получать и передавать содержание другому без слов.
Поэтому становится неудивительным и то, что психологическое состояние одного члена уммы может отражаться на состоянии другого. Отношения между родственными душами внутри какого-то единения основаны на эмоциональной фиксации (аттачменте), чувстве необъяснимой взаимозависимости, устремленности на другую личность, человеческой общности и принадлежности друг другу. И эта духовная наследственность имеет свойство передаваться по цепочке другим. Чувство родства — это эмоциональная связь. Вовсе не обязательно, что оно сопровождается взаимопониманием и принятием друг друга на интеллектуальном уровне. Но это и не только эмоциональная связь. Родственная связь подразумевает, что каждый участник отношений признает свое место и место другого в семье.
В одном из преданий рассказывается, как некто в сопровождении своего товарища вошел к Имаму ас-Садику (а) и сказал:
Да стану я жертвой за тебя, о сын Посланника Аллаха! Я опечален и огорчен, не зная причины этому». На что Имам (а) ответил ему: «Печаль и радость доходят до вас от нас, ибо если нас постигнет печаль или счастье, то это постигнет и вас, ибо мы и вы — от света Бога Всемогущего. [4]
Автор: Захра Керимова
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
[1] Коран, 49:10.
[2] Мизан аль-хикма. Т. 4, стр. 2837.
[3] Бихар аль-анвар. Т. 71, стр. 234.
[4] Илал аш-шараи’. Т. 2, стр. 93.