«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Тренд на умеренность и «новый люкс»

В одном из исламских преданий говорится:

Воздержанность в ближнем мире – это уменьшение желаний, благодарность за каждую милость и страх перед всем, на что Великий и Всемогущий Аллах наложил запрет. [1]

Воздержание, как всякая другая добродетель, имеет абсолютно утверждающий характер. Она позволяет человеку стать хозяином самому себе и упорядочивает эмоции, привязанности, предпочтения и самые сокровенные склонности своего «я». Эта черта обеспечивает уравновешенность в потреблении материальных ценностей и помогает сосредоточить свое внимание на высшем благе, на том, что представляет для человека наибольшую ценность, которой и отдается предпочтение.

Умение говорить осознанное и взвешенное «нет» демонстрирует скорее не ограничения, а свободу и независимость человека. Умение говорить «нет» часто приводит к внутренней победе. Это означает отказ себе в том, что отделяет нас от Бога: от амбиций своего эго; от различных пристрастий, которые, если посмотреть глубинно, на самом деле не столь важны, а скорее навязаны средой. Безотказный человек относится к внешнему миру безучастно. Когда такой убежденный человек говорит чему-то «нет», он на самом деле говорит «да» чему-то более приоритетному, незыблемому, вечному и фундаментальному.

В новое время философы рассматривали умеренность как необходимое условие счастья, которое стало пониматься как благополучие. Спиноза не только проповедовал умеренность, но и сам являлся образцом воздержанности в обиходе. Он говорил, что «противно здравому смыслу облекать в дорогую оболочку ничтожную и бренную вещь», и сам одевался как можно проще. По Канту, умеренность является обязанностью человека по отношению к самому себе как живому существу для сбережения физической и моральной природы человека.

Сегодня многие богатейшие и влиятельнейшие в мире люди гордятся отсутствием привязанности к обладанию. Это «новый люкс» – зарабатывать, но не иметь ничего, что можно потрогать руками. Быть выше мещанских ценностей. При этом речь идет не о бессеребренниках. Эти люди не экономят на путешествиях, одежде, комфортно летают, лечатся в хороших клиниках, потребляют качественные продукты.  Главный социальный тренд нашего времени – стремиться к прогрессивному мышлению, которое нашло свое отражение в новом отношении умеренных центристов к благам этого мира и в целом к потреблению.

В эпоху цифровой революции, глобализации и экономических потрясений владеть – значит быть обремененным. Это то, что можно отнять. А еще это надо содержать, охранять, быть зависимым от этого. В случае катаклизмов и войн дома исчезают, машины угоняют, одежда может в результате неосторожности порваться и т.д. Обладание не защищает нас ни от чего.

Имам ас-Садик (а) сказал:

Воздержанность в ближнем мире – не значит уничтожение имущества и запрещение дозволенного. Воздержанность в ближнем мире – это когда ты не полагаешься на то, что в твоих руках, больше, чем на то, что находится у Великого и Всемогущего Аллаха. [2]

Имам Казим (а) так объяснял, что такое расходование, которым доволен Аллах:

Расходование [расположено] между двумя крайностями – расточительством и чрезмерной экономностью. [3]

Человек, зависимый от внешних стимуляторов, ищет счастье в фальшивых и мимолетных удовольствиях, не приносящих глубинного удовлетворения.

Неумеренный человек не может найти покоя. Он мечется от одного удовольствия к другому и оказывается в плену бесконечного поиска, что является настоящим бегством от самого себя. Он всегда ненасытен до эмоций, живет без способности принять ситуацию в поисках новых ощущений и обнаруживает себя обремененным ответственностью за обладание всем тем, что он бездумно стяжал.

Однако мало кто психологически может свыкнуться с философской мыслью, что ничто из того, что у нас есть, по-настоящему нам не принадлежит. Самое дорогое, что есть у человека, – это его жизнь. Наши тела являются аманатом от Аллаха, вверенным нам на временное хранение. Человек, по сути, берет даже его напрокат – на 30, 50 или, дай Бог, на 90 лет, и не может обладать вечно даже им.

Чтобы создать иллюзию обладания, мы платим двойную цену за гарантию, что этот дом только наш прямо сейчас, этот автомобиль всегда будет для нас доступен, а это платье никто, кроме нас, на надевал. Нам так спокойнее. Тогда как по-настоящему независимые люди научились не нуждаться в материальном подтверждении обладания достатком.

В Средневековье благосостояния без материального подтверждения фактически не было. Сейчас же самыми продвинутыми оказываются те, кто считает, что привязываться к иллюзии обладания – значит жить в Средневековье.

Автор: Захра Керимова

Дизайн обложки: Екатерина Здорова

[1] Аль-Кафи. Т. 5, стр. 71

[2] Аль-Кафи. Т. 5, стр. 70

[3] Аль-Кафи. Т. 4, стр. 55