В эпоху повышенного спроса на способность работать в режиме многозадачности особенно сильно возрастает роль тайм-менеджмента – умения эффективно использовать свое время так, чтобы достигать поставленных целей и задач. Этот навык включает в себя не только планирование трудового дня, но и организацию работы, выстраивание приоритетов, контроль времени, а также умение быстро переключаться между задачами. Чтобы умело управлять своим временем, важно поддерживать свою работоспособность – обеспечивать своему организму возможность работать на оптимальном уровне для повышения эффективности выполнения той или иной задачи.
Имам Али (с) сказал:
Воистину, вашей ночи и дня недостаточно для удовлетворения всех ваших потребностей, посему разделите их между работой и отдыхом[1].
Слова величайшего последователя Пророка ислама (а) подчеркивают важность владения навыками тайм-менеджмента. Так как сутках недостаточно времени для удовлетворения всех наших потребностей, мы должны стремиться к разумному балансу между работой и отдыхом.
В Коране не раз подчёркивается факт ограниченности людей во времени:
Неужели считали вы, что сотворили Мы вас напрасно и что вы к Нам не будете возвращены?[2].
В священном Писании звучат увещевания о том, что люди рождены не для забавы и бесцельно:
Клянусь предвечерним временем! Поистине, [пребывает] человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, и совершали [деяния] праведные, и заповедали друг другу истину, и заповедали друг другу терпение![3]
Однажды родившись, человек постепенно приближается к смерти. Имам Али (а) говорил:
Каждый вздох человека — шаг к смерти[4].
Опираясь на этот факт, мы должны стремиться к тому, чтобы расходовать время своей жизни внимательно и осознанно. Важно поддерживать свою работоспособность, избегать выгорания и находить время для своей духовности, семьи и личностного роста.
Имам Али ибн Абу Талиб (а) призывал людей ценить своё время, личные ресурсы, обращать внимание на свои чувства и планировать свой день. Так, например, он (а) говорил:
Направь свои усилия на то, что тебе необходимо, и не занимайся тем, что тебя не касается[5].
Он (а) также говорил:
Малое постоянное лучше обильного утомительного[6].
В хадисе подразумевается, что небольшое количество работы, которая выполняется с постоянством, лучше, чем большое количество работы, которая изматывает.
Совершенно очевидно, что люди не пребывают в одном и том же состоянии перманентно, а переживают разные чувства и состояния по отношению к какой-то задаче или работе. О них полезно иметь представление. Специалисты в области психологии выделяют следующие состояния человека.
- Предрабочее состояние – фаза мобилизации. Находящимся в этой фазе людям (в особенности по утрам) нужно время, чтобы прийти в готовность.
- Врабатывание – фаза гиперкомпенсации, которая характеризуется невысокой интенсивностью и активностью. Здесь требуются дополнительные волевые усилия, происходит простраивание нервных связей, координация психических функций и их соединение с рабочими задачами.
- Устойчивая работоспособность – фаза компенсации, характеризующаяся наивысшими показателями деятельности. В этой стадии люди быстро реагируют на условия, способны длительно (в течение нескольких часов) удерживать концентрацию.
- Утомление – фаза декомпенсации, во время которой количественные показатели активности снижаются.
- Далее наступает возрастание продуктивности в ответ на утомление. Человек начинает противостоять усталости за счет эмоционально-волевого напряжения, которое приводит к повышению эффективности.
- Однако впоследствии это приводит к снижению работоспособности, которая прогрессирует в конечное утомление.
- Наступает конечная стадия утомления, во время которой человек настроен на то, чтобы отдохнуть.
Важно помнить, что если сразу с первой фазы человек будет устремляться в работу, то это может увеличивать нервную нагрузку и стресс, что затем потребует более длительного восстановления. Сильное утомление может приводить даже к бессоннице. Если цель человека состоит в том, чтобы обеспечить себе устойчивую работоспособность, то не стоит форсировать психологические стадии рабочего процесса. Имам Али ибн Абу Талиб (а) завещал:
Работа, работа, затем завершение, завершение и упорство, упорство, затем терпение и терпение, набожность и набожность. Воистину, должно вам доводить до завершения, так доводите дело до его завершения[7].
Что рекомендуется делать в этой связи?
- Подготовить рабочее место (помогает избежать больших скачков внимания).
- Соблюдать последовательность совершения задач.
- Попытаться отнестись к работе не с позиции принуждения, а с мыслями типа «что нового я получу?»
- Обеспечить сознательный контроль внимания (выключить телефон и телевизор).
- Стимулировать деятельность за счет представления о том, как человек в результате отдохнёт, как себя наградит.
Специалисты также рекомендуют отслеживать психическое состояние монотонии, которое возникает как реакция скуки на род деятельности из-за его неинтересности, однообразия, продолжительности и низкой интенсивности (уровень ниже среднего из того, что привыкли делать).
Важно делить дело на задачи и периодически отвлекаться, переключать внимание, при этом так, чтобы это не мешало трудовой деятельности. Рекомендуется попытаться увеличить темп или усложнить род деятельности, усилить мотивацию, установить промежуточные цели, раздробив на ряд подзадач, и чередовать режимы труда и отдыха.
Человека также может постигнуть состояние психического пресыщения – эмоционального взрыва с возмущением: «Надоело!» Очевидно, что в этот момент следует прекратить деятельность и переключиться на релаксацию и восстановление: чтение книги, просмотр фильма, спокойные формы физической активности.
Если в процессе работы человек сталкивается со стрессом и фрустрацией (невозможностью удовлетворения своих потребностей), то рекомендуется развивать в себе навык принятия реальности и того, что потребность сейчас невозможно удовлетворить, а затем приступить к решению задачи через волевое усилие.
Всегда для человека было актуальным и остается уметь распознавать и понимать свои психические состояния, ведь подобные навыки повышают эффективность собственной деятельности, уровень внутреннего благополучия и удовлетворенности своей жизнью. И существенным вкладом в это состояние будет освоение навыков понимания себя, своих лимитов, возможностей, а также забота о себе.
Автор: Захра Керимова
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
[1] Гурар аль-хикам, 3241.
[2] Коран, 23:115.
[3] Коран, 103:1-3.
[4] Нахдж аль-балага, 74.
[5] Тасниф гурар аль-хикам ва дурар аль-калам, с. 477.
[6] Нахдж аль-балага, с. 525.
[7] Нахдж аль-балага, с. 252.