В ветке комментариев к одной из статей увидела дискуссию на тему: требуется ли психологу, который работает с мусульманами, знания в области исламской религии?
Как человек, который долгое время работал с тематикой шариатских наук и сейчас продолжает образование в области клинической психологии, скажу, что это вопрос очень тонкий.
Глобально психология делится на две больших сферы – клиническая психология и психологическое консультирование условно здоровых людей. Также есть конкретные направления в психологии: психоанализ, экзистенциальная психотерапия, транзактный анализ, гештальт, когнитивно-поведенческая терапия (это зонтичное понятие, объединяющее собственно КПТ, а также РЭПТ, ACT, DBT, RO–DBT, CFT) и другие подходы. Некоторые из этих школ психотерапии работают как в сфере клинической, так и в области обычной психологии; другие – в основном только с расстройствами.
Психотерапия – понятие преимущественно медицинское. Условно здоровому психически человеку не очень корректно говорить, что он «в терапии». Скорее, работая с психологом, он исследует себя и пытается выстроить гармоничные отношения с Всевышним, с окружающими и с самим собой. Психотерапевтом может стать как врач-психиатр, так и клинический психолог, получившие образование в области тех или иных подходов. Точнее, дело обстоит таким образом во многих странах мира, однако в России юридически психотерапевтом имеет право называть себя только врач.
Клиническая (медицинская) психология плотно примыкает к психиатрии. Но если врач-психиатр лечит при помощи препаратов, то клинический психолог помогает поставить ему диагноз при помощи специальной патопсихологической диагностики. Это может происходить на базе стационара, а может амбулаторно в ПНД или частной клинике.
Если клинический психолог получил образование в конкретном психотерапевтическом подходе, он может лечить посредством разговорной терапии. Часто платный психиатр и частнопрактикующий клинический психолог работают в тандеме с одними и теми же пациентами, либо же врач соединяет в себе обе ипостаси – психиатра и психолога. В таком случае он позиционирует себя как врача-психотерапевта.
Как и психиатры, клинические психологи работают с ментальными расстройствами – преимущественно невротическими, аффективными и расстройствами личности. Что касается шизоспектра и органики, то клинические психологи имеют квалификацию, чтобы диагностировать это при помощи патопсихологического исследования. Но это скорее происходит в больнице, а не в уютном кабинете психолога.
Невротические расстройства (рубрика F4 МКБ-10) – это агорафобия, социальное тревожное расстройство, паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, смешанное тревожное и депрессивное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, ПТСР, расстройство адаптации, конверсионное расстройство, соматоформное расстройство, ипохондрия, неврастения, изолированный синдром дереализации-деперсонализации.
Аффективные расстройства (рубрика F3 МКБ-10) – это дистимия, депрессия, в том числе рекуррентная, биполярное аффективное расстройство – БАР 1 типа (развернутые мании, полноценные депрессии, гипомании и смешанные эпизоды), БАР 2 типа (гипомании, глубокие длительные депрессии и, по некоторым мнениям, возможны также смешанные эпизоды), циклотимия, которая в МКБ-11 также квалифицируется как вид БАР.
Перечисленные расстройства лечатся комплексной терапией – психофармакологией и психотерапией, хотя, к примеру, при БАР психотерапия второстепенна, а преимущество за медикаментами.
Есть также расстройства личности – это патологическое развитие характера (выражаясь проще, пресловутый «трудный характер»). Это пограничное расстройство личности (ПРЛ), гистрионное (ранее истероидное) РЛ, нарциссическое РЛ, параноидное РЛ, шизоидное РЛ, избегающее РЛ, зависимое РЛ, обсессивно-компульсивное РЛ (не путать с ОКР!), а в американской классификации – еще и шизотипическое РЛ (в европейской и российской традиции оно считается «недошизофренией» или совокупностью мягких форм шизофрении).
Считается, что это «не лечится», однако расстройства личности могут быть скомпенсированы с возрастом и в результате работы с психологом. Лекарства при расстройствах личности всегда вторичны и назначаются симптоматически: при тревоге, импульсивном и суицидальном поведении, конверсионных симптомах. Первостепенна именно психотерапия, и есть расстройства личности, для которых изобрели целые виды психотерапии: DBT – для пограничного РЛ, RO DBT (радикально открытое DBT) – для нарциссического и гистрионного расстройства.
Как много сложных и туманных терминов, не так ли? Многим из вас, вероятно, сложно соотнести их с самими собой и со своими проблемами. Наверняка я утомила вас. Я сделала это намеренно, чтобы вы поняли: основная мишень «проработок», терапии и т.п. – это ментальные расстройства. Тем самым это имеет прямое отношение к медицине.
И тут возникает вопрос: должен ли врач-кардиолог, невролог, гастроэнтеролог и т.п. обязательно быть мусульманином, чтобы лечить мусульман? Казалось бы, очевидный ответ на этот вопрос может быть экстраполирован и на психотерапевтов и клинических психологов. Но здесь все менее однозначно: да, психотерапевтические техники универсальны, однако человек – не машина, которую можно починить, нажимая на кнопочки и рычаги. И хороший психотерапевт всегда внимателен к ценностям и мировоззрению клиента, особенно когда они могут стать ценным ресурсом для выздоровления. А ислам, безусловно, им является. Поэтому работающему с мусульманами психотерапевту неплохо бы было разбираться в нашей традиции, не говоря уже о том, чтобы относиться к ней с уважением. Вместе с тем исламские знания не обязательны для психиатра (так же, как они не обязательны для кардиолога) для того, чтобы вылечить мусульманина: это врач, который работает с симптомами, используя для этого лекарства.
Однако есть же и люди без расстройств, которые также приходят к психологам, чтобы решить проблемы в личной, профессиональной жизни, повысить самооценку, справиться с прокрастинацией. И вот тут мусульманам надо быть крайне осторожными.
Во-первых, легко попасть к откровенным шарлатанам, которые будут грузить языческо-шизотипической мутью про чакры, связь с космосом, карты Таро, дурные энергии, вселенский эгрегор, с которого «целитель» якобы умеет считывать информацию, проникая тем самым в мысли обсуждаемых людей и предсказывая будущее. Помимо того, что все это категорически запрещено исламом, и к научной психологии это не имеет даже отдаленного отношения. Но в России сфера психологической помощи пока плохо урегулирована законодательно, а потому такие «специалисты» заканчивают двухмесячные шарашки и после гордо именуют себя психологами.
Однако даже настоящий психолог, получивший качественное образование, может подвести клиента-мусульманина к чуждым исламу идеям. Причем он сделает это мастерски и виртуозно – так, что клиент даже не поймет, в какую яму он провалился. К примеру, один известный в России психолог не устает внушать ученикам и клиентам, что самый ужасный вариант для женщины – в юности выйти замуж за сильного мужчину, который потом оберегает ее и обеспечивает. Он утверждает, что это якобы превращает ее в «социального инвалида». Ислам, как вы понимаете, смотрит на этот вопрос по-другому.
Или же психолог учит «плевать на всех», «всегда выбирать себя», легко бросать жен, не нести ответственности за детей, максимально дистанцироваться от родителей, избегать слишком сильной эмоциональной привязанности к людям, не искать справедливости и считать несправедливость нормой, приспосабливаться, а не крепко держаться своих ценностей. Вариаций, как именно можно увести человека от исламских ценностей, в арсенале современной психологии много.
Я скажу больше: нередко эта братия также серьезно мешает психиатрам и клиническим психологам. Панические атаки у них «от застрявшей в теле обиды на отца», биполярная депрессия – «от непроработанной злобы на начальника», «голоса» при шизофрении – «звучащие в голове непрожитые воспоминания детства». В итоге они морочат клиенту голову, клиент теряет драгоценное время и доходит до специалиста слишком поздно, когда расстройство уже приобрело тяжелую форму. А то и выходит в окно.
Если честно, в связи с житейскими проблемами к психологам-немусульманам лучше не ходить – чаще всего мировоззренческая разница слишком велика, и, как минимум, крепкий психотерапевтический альянс не сложится. Хотя, конечно, есть позитивные исключения. Но в целом по этим вопросам лучше обращаться к Корану и Сунне, а чтобы их понять – к грамотным и праведным представителям муджтахидов. Также можно и нужно работать с психологами-мусульманами при условии, что у них есть качественные исламские знания и серьезное психологическое образование.
Наоборот же, брать в работу клиентов-немусульман психологам-мусульманам можно, нужно и похвально.
Сказано в Священном Коране:
Не запрещает вам Аллах [в отношении] тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из жилищ ваших, чтобы проявляли вы доброту к ним и были справедливыми к ним. Поистине, Аллах любит справедливых! Воистину, запрещает вам Аллах водить дружбу с теми, которые сражались с вами из-за религии, и изгнали вас из жилищ ваших, и поддерживали изгнание ваше. И кто будет водить дружбу с ними, эти — они [и есть] несправедливые (Коран, 60:8–9).
Имам Али (а) в письме Малику Аштару написал:
И пропитай сердце свое милостью ко вверенным на твое попечение, и любовью к ним, и обходительностью в обращении с ними, и не будь с ними подобно жадному хищному зверю, что считает хорошим сожрать их, ведь они – двух видов: либо братья твои по вере, либо подобные тебе в творении (Нахдж ал-балага, письмо 53).
А вот с расстройствами к немусульманским психиатрам и клиническим психологам обращаться не только можно, но и категорически нужно! Есть много хороших, ответственных специалистов. И, если появились любые симптомы, не теряйте время. И не смотрите на конфессиональную принадлежность врача.
Автор: Анастасия (Фатима) Ежова
Фотограф: john crozier, фотосток Unsplash