«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Об эмоциональном интеллекте в исламе

Владей своими страстями — или они овладеют тобою.

Эпиктет

Сегодня в эпоху активного развития искусственного интеллекта мы очень часто слышим о понятии «эмоциональный интеллект» (EQ). Специалисты в области социологии и психологии склонны считать, что этот навык в ближайшем будущем будет цениться намного выше, чем когнитивный интеллект, который исконно обозначают как IQ. В практическом смысле эмоциональный интеллект представляет собой совокупность навыков, благодаря которым человек понимает, что его эмоции могут управлять его поведением и влиять на его жизнь и окружающих, причем не только позитивно, но и негативно.

В эмоциональной сфере человеку необходимо владение одновременно двумя умениями: умением быть всегда в нужном состоянии и умением отделять себя от своих состояний и настроений. «Моя эмоция — это одно, а я — это другое». В рациональной сфере — аналогично. Мысли, размышления, позиция, мнение — все они принадлежат человеку, а не человек им. Более того, многое человеку навязывается на протяжении жизни и «попадает» в него случайно.  Поэтому по факту каждый при необходимости может это изменить, дополнить или вовсе от этого отказаться. Это вырабатывает иммунитет против закостеневания, ригидности мышления, догматизма, фанатизма и прочих «измов».

Эмоциональный интеллект относится к гибким навыкам (soft skills), которые необходимо развивать для эффективного взаимодействия с миром и людьми. Этот навык позволяет быстро осознавать суть проблемы, использовать подходящие управленческие приемы и получать желанные результаты. Есть множество тестов на выявление уровня эмоционального интеллекта. Один из самых быстрых — Бостонский опросник, имеющий пять групп вопросов:

1) самопознание — про умение замечать эмоцию и называть ее;

2) управление эмоциями — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные;

3) самомотивация — про умение сосредотачиваться на важных целях;

4) управление отношениями — про умение взаимодействовать с другими людьми;

5) помощь другим в решении эмоциональных проблем — про умение проявлять эмпатию и поддерживать других людей.

В исламе издавна говорится о неотъемлемой важности большого джихада, выражающегося в глубинной работе над собой, своими страстями, чувствами. Имам Риза (а) в одном из хадисов сказал:

Верующий не откладывает в сторону то, что верно, когда пребывает в злости, не уходит в заблуждение, когда испытывает счастье, и не берет больше, чем заслуживает, имея власть. [1]

По-настоящему верующий человек внимателен к себе и к другим, он сосредоточен на том, чтобы воздерживаться от совершения злодеяний. Имам Али ибн Абу Талиб (а) в этой связи сказал:

Воздержание от совершения злых поступков лучше, чем совершение добрых. [2]

Повелитель правоверных (а) также говорил:

Существует два типа поминания: поминание Аллаха во время бедствий и более превосходящее — поминание Аллаха тогда, когда ты собираешься совершить то, что Аллах запретил. Этот вид поминания позволит отказаться от запретных действий. [3]

По всей вероятности, то, о чем говорит безгрешный (а) очень коррелирует с понятиями осознанности и включенности в настоящий момент. Речь о психологическом состоянии, при котором человек направляет свое внимание на текущий момент, на «здесь и сейчас». Человек, имеющий подобную концентрацию и навык, в моменте анализирует свои мотивы и, исходя из глубинных приоритетов, делает осознанный выбор в пользу того, что предпочитает для своих творений Аллах. Помощью в трудный момент выбора может стать поминание Всевышнего. Таким образом человек с помощью усердия сонастраивается с чувством религиозного долга и собственного предназначения. Это как некий ориентир или компас, который помогает найти верный путь в минуты смятения.

В одном из хадисов передается, как Имам Садик (а) сказал:

Вы — для рая, и рай — для вас. Вы названы праведными и благочестивыми. Вы — народ довольства Аллаха, ибо Он доволен вами. Ангелы будут вашими братьями в раю, если вы проявите усердие. [4]

В другом предании рассказывается о том, как однажды некий мужчина пришел к Имаму Хусейну (а) и сказал: «Я — грешный человек, и у меня не получается избегать грехов. Пожалуйста, дай мне совет». Имам (а) ответил: «Если ты сможешь делать эти пять действий, то совершай грехи столько, сколько захочешь. Прежде всего, не потребляй пропитание Аллаха и тогда греши столько, сколько захочешь. Во-вторых, выйди за пределы сферы Божьей власти и тогда греши столько, сколько захочешь. В-третьих, найди такое место, где Бог не сможет наблюдать за тобой, и тогда греши столько, сколько захочешь. В-четвертых, если ангел смерти придет к тебе, чтобы забрать твою душу, изгони его от себя, и тогда греши столько, сколько захочешь. В-пятых, если ангел ада захочет бросить тебя в адское пламя, останови его, и тогда совершай грехи столько, сколько захочешь». [5]

Эмоциональная и когнитивная сосредоточенность на том, что за любым поступком последует вознаграждение или возмездие, тоже может действовать как самомотивация и помочь совершить правильный выбор. Повелитель мучеников рая (а) говорил:

Действуйте, как человек, который верит в то, что за любым грехом последует наказание, а за любым благодеянием — награда. [6]

Имам Хусейн (а) также советовал:

Избегайте делать то, что заставляет вас извиняться за это. Истинно верующие никогда не делают чего-либо, за что им придется извиняться. Фальшивые верующие, напротив, продолжают поступать неправильно и впоследствии извиняются. [7]

Американский психолог и соавтор одной из концепций эмоционального интеллекта Д. Карузо считает, что эмоциональный интеллект — не противоположность умственному:  «Это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих». Интересно наблюдать за тем, как улучшение этих черт вносит неотъемлемый вклад в самосовершенствование верующего человека и в его джихад со своим нафсом.

Автор: Захра Керимова

Дизайн обложки: Екатерина Здорова

[1] Бихар аль-анвар, т. 76, стр. 355.

[2] Гурар аль-хикам, хадис 1522.

[3] Мишкат аль-анвар. Вера, ислам и связанном с ними. Глава 15 о поминании, хадис 262.

[4] ас-Садук. Фадаиль аш-шиа, хадис 33.

[5] Бихар аль-анвар, т. 78, стр. 126.

[6] Бихар аль-анвар, т. 78, стр. 127.

[7] Тухаф аль-укуль, стр. 248.