Внешний облик человека играет важную роль как в его личной, так и социальной жизни. Он влияет как на самооценку человека, так и на впечатление людей о нем. При этом создание приятного внешнего облика связано не сколько со следованием модным тенденциям, сколько с ухоженностью и опрятностью. Сам Пророк Мухаммад (с) был известен тем, что внимательно относился к уходу за своей внешностью и в целом гигиене.
Наряду с Кораном, исламские сборники преданий, в которых излагаются изречения Пророка (с) и его потомков (а), указывают на большую важность не только внутренней, но и внешней физической красоты в исламе. В хадисе от Имама Али (а) говорится о важности внешней красоты:
Бог красив и любит красоту, а также Он любит видеть, как Его благословения используются Его творениями. [1]
Красивая внешность была важна в образе жизни Пророка Мухаммада (с). Однажды, когда Пророк (с) выходил из дома, он (а) начал расчесывать волосы и бороду, используя миску с водой как зеркало. Аиша спросила: «Ты – лучший сын Адама и Пророк Аллаха! Ты расчесываешь волосы и бороду?» Пророк (с) ответил:
Богу нравится, когда верующий готовится и украшается, когда он хочет встретиться с другими верующими. [2]
Пророк (с) также сказал:
Когда вы хотите появиться в собрании верующих, выбирайте красивую и опрятную одежду, чтобы выделяться среди людей, как родинка на лице, потому что Аллах не любит непривлекательность и отталкивающий вид. [3]
Имеются дошедшие до нас письменные свидетельства, говорящие о том, что сумма денег, которую Пророк (с) тратил на свои духи, была больше, чем на еду. [4]
Парфюмами не пренебрегали и Имамы (а). Что касается Имама ас-Садика (а), есть предания, в которых говорится, что люди могли легко найти его в мечети по аромату его духов. [5]
Имам Али (а) наставлял, что красивая внешность является частью этикета верующего и советовал мусульманам:
Вам следует украшать себя для своих братьев так же, как вы делаете это для незнакомцев, чтобы они видели вас в лучшем свете. [6]
Он также описал истинных верующих как тех, кто выглядит опрятным и красивым, даже когда они бедны. [7]
Некоторые видят противоречие в том, чтобы быть религиозным и красивым, и поэтому они возражают, если видят религиозных лидеров в красивой одежде. Это факт имеет долгую историю, уходящую корнями во времена Имамов (а). Например, один из сподвижников Имама ас-Садика (а), Ибн Кадда, рассказал, что однажды Имам (а) был одет в высококачественную одежду, когда он (а) встретил суфия Аббада ибн Касира. Аббад сказал: «Ты – из семьи Пророка (с), и твой великий отец Имам Али (а) всегда носил мешковину! Что это за хорошая одежда у тебя?» Имам (а) ответил:
О Аббад, будь внимателен! Почему ты так протестуешь? Кто сделал благословения Аллаха недоступными? Аллах, Всевышний, любит видеть, как Его благословения используются. [8]
Верующий может избегать всех факторов, которые отвлекают его внимание от Аллаха и загробной жизни, и все же заботиться о своей внешности и украшать ее таким образом, чтобы его опрятность и аккуратный вид привлекали других к религии.
Нет ничего плохого в том, что набожные люди имеют хорошие дома, едят вкусную еду, наслаждаются лучшими напитками и носят лучшую одежду. Они могут получать удовольствие от этого мира и при этом иметь лучшую загробную жизнь. Это благословения, предоставленные Богом каждому. [9] Комфорт, удовольствия этой жизни не исключают их в загробной.
Имам Али (а) сказал:
Одежда раскрывает красоту. [10]
К сожалению, некоторые люди не заботятся об опрятном внешнем виде и, что еще хуже, считают, что забота о внешнем виде противоречит их духовному пути. Это убеждение противоречит учению ислама.
Имам Хасан (а) всегда надевал свою лучшую одежду для молитв, и, когда его спросили об этом, он (а) сказал:
Бог красив и любит красоту, поэтому я украшаю себя для моего Господа. Он повелевает нам использовать наши украшения для молитв. И посему я люблю надевать свою лучшую одежду. [11]
Когда Пророк (с) увидел человека, носящего грязную неопрятную одежду, он сказал ему:
Это акт веры – использовать и раскрывать Божье благословение. [12]
Когда Имамы (а) носили красивую одежду и в результате сталкивались с некоторыми жалобами, они подкрепляли свою позицию, объясняя, как другие пророки, такие как Соломон (а) и Давид (а), делали то же самое. Один из слуг Имама ар-Ризы (а), Убайд, сказал:
Некоторые люди из Хорасана пришли к нему и сказали, что им не нравится, когда он носит красивую изящную одежду. Имам (а) ответил, что Иосиф (а) был пророком и сыном пророков (а), и все же он носил изящную одежду и участвовал в собраниях фараона, но это не понизило его духовный уровень. Покупка изящной одежды неправильна, если имеются неудовлетворенные потребности. [13]
В другом хадисе передается, как однажды человек увидел Имама ас-Садика (а) в яркой цветной рубашке. Он удивился, так как думал, что яркие цвета носят только молодые люди. Имам (а) заметил его реакцию и сказал:
Кто запретил украшения, которые Бог дозволяет людям? Я недавно женился, и ожидаемо, что я буду носить красивую одежду. [14]
В исламе презентабельный вид настолько важен, что человек не считается расточителем, когда он или она покупает разные виды одежды. Имама ас-Садика (а) спросили, может ли верующий иметь два комплекта одежды, на что он ответил: «Да». Человек продолжал расспрашивать, пока не дошел до двадцати комплектов, и Имам (а) в конце ответил:
Нет, это не считается несдержанностью, если только вы не носите праздничную одежду на работу. [15]
Речь о том, что важно, чтобы одежда соответствовала мероприятию, которое человек посещает.
Есть похожий хадис от Имама аль-Казима (а), в котором его спросили о десяти комплектах одежды, и он (а) ответил:
Это не несдержанность. Это может даже помочь вашей одежде прослужить дольше. Несдержанность — это носить торжественную одежду в нечистой среде. [16]
Согласно этим хадисами, иметь разные комплекты одежды одобряемо как с целью презентабельного вида, так и в целях более длительной сохранности одежды, что еще и экономично.
Аккуратность и опрятность также важны в исламе. Существуют наставления о самых незначительных действиях, таких как уход за волосами [17], подпиливание ногтей [18] и стрижка волос в носу [19]. Есть даже наставления о том, как украшать скатерть. [20]
Учитывая то, что в исламе важно выглядеть презентабельно в обществе, существует большое разнообразие в том, что человек носит в своей личной жизни. Например, можно носить старую или грубую одежду дома и тонкую и мягкую одежду в обществе.
В одном рассказе, когда Суфьян увидел Имама ас-Садика (а) в красивой одежде, он сказал Имаму (а), что ни один из отцов Имама (а) никогда не носил такую. Имам (а) ответил: «Святой Пророк (с) жил во времена бедности, и поэтому он (а) жил, как другие люди, но потом наступили времена изобилия. Лучшие люди, которые могут использовать Божьи благословения, — это верующие». И далее он (а) прочитал этот аят:
Скажи: «Кто запретил [всякое] украшение Аллаха, которое вывел (сотворил) Он для рабов Своих, и чистые яства?» Скажи: «Они — для тех, которые уверовали, в жизни ближайшей, [и будут они в] чистом [виде для верующих] в день Воскрешения». Так распределяем Мы знамения для людей, [которые] знают! (Коран, 7:32).
И затем добавил: «Мы — лучшие, чтобы использовать благословения Бога. Кроме того, то, что вы видите из моей одежды, это то, что я носил для встречи с людьми». Затем он (а) указал на грубую одежду его собеседника и сказал:
Ты носишь грубую одежду сверху, показывая людям, что ты ведешь аскетичную жизнь, но под ней, скрытой от людей, ты носишь мягкую одежду, которая удобна для тебя. [21]
Источник: https://www.al-islam.org/printpdf/book/export/html/44018
(отрывок из статьи А. Р. Мактабдара «Внешняя и внутренняя красота в исламе: введение»)
Перевод с английского: Захра Керимова
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
[1] Маджлиси М.Б. Бихар аль-анвар. Исламиййа. Т. 10, стр. 92.
[2] Ат-Табарси. Макарим аль-ахлак. Шариф Ради. С. 96–97.
[3] Амули Дж. Мафатих аль-хайат. Исра. С. 161.
[4] Ат-Табарси. Макарим аль-ахлак. Шариф Ради. С. 43.
[5] Ат-Табарси. Макарим аль-ахлак. Шариф Ради. С. 42.
[6] Маджлиси М.Б. Бихар аль-анвар. Исламиййа. Т.10, стр. 91.
[7] Ар-Ради. Нахдж аль-балага. Хиджра. С. 305.
[8] Маджлиси М.Б. Бихар аль-анвар. Исламиййа. Т. 47, стр. 361.
[9] Аль-Амали. М. Конгерейе шейх Муфид. С. 263.
[10] Ат-Табарси. Макарим аль-ахлак. Шариф Ради. С. 96.
[11] Аййаши. Кита бат-тафсир. Эльмиййе. Тегеран. Т. 2, стр. 14.
[12] Аль-Хайат. Т. 6, стр. 217.
[13] Ат-Табарси. Макарим аль-ахлак. Шариф Ради. С. 98.
[14] Ат-Табарси. Макарим аль-ахлак. Шариф Ради. С. 105.
[15] Ат-Табарси. Макарим аль-ахлак. Шариф Ради. С. 98.
[16] Ат-Табарси. Макарим аль-ахлак. Шариф Ради. С. 98.
[17] Маджлиси М.Б. Бихар аль-анвар. Исламиййа. Т. 73, стр. 116.
[18] Маджлиси М.Б. Бихар аль-анвар. Исламиййа. Т. 47, стр. 123.
[19] Маджлиси М.Б. Бихар аль-анвар. Исламиййа. Т. 47, стр. 109.
[20] Маджлиси М.Б. Бихар аль-анвар. Исламиййа. Т. 59, стр. 300.
[21] Маджлиси М.Б. Бихар аль-анвар. Исламиййа. Т. 47, стр. 360.