Наверное, почти у каждого из нас возникал вопрос, как же сохранились рассказы о деяниях пророков (а) и Имамов (а) до наших дней, ведь прошло ни много ни мало 14 веков. При этом важно учесть, что раньше не было привычных для нас письменных принадлежностей. Писали на каменных пластинах (лихаф), на широкой части стеблей пальмовых листьев (‘усуб), на кусочках кожи, листьев или бумаги (рика’а), на специально подготовленной для письма коже (адим) — на всем, что было в распоряжении. Более того, в самом начале пророческой миссии Мухаммада (а) в Мекке насчитывалось всего 17 человек, умеющих писать. [1]
Так как же собирались и передавались (и в итоге сохранялись) хадисы при жизни 14 непорочных (а)?
Наследие Пророка Мухаммада (с)
Наш небольшой экскурс в мир хадисов мы начнем с Пророка Мухаммада (с). Самым распространенным способом передачи хадисов при жизни которого был изустный способ. По этой причине важнее было передать смысл хадиса, а не пересказать его слово в слово (хотя это тоже было популярным, потому как арабы того времени славились хорошей памятью, запоминая и читая наизусть сложные и длинные поэтические произведения). Однако сам Пророк (с) призывал последователей к письменной фиксации хадисов [2], давал наказы Имаму Али (а) записывать сказанное им (с) для сохранения этого наследия потомкам. [3] Помимо Имама Али (а), такие последователи Пророка (с), как Салман Фарси, Абу Зарр аль-Гифари, Абдуллах бин Аббас, Джабир бин Абдулла Ансари, Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас и др., тоже записывали изречения за Пророком (с). В свою очередь Пророк (с) произносил речь всегда к месту и в нужное время, избегал многословия, но в то же время некоторые особо важные моменты повторял трижды. [4]
Как и где собирались и передавались хадисы во времена Пророка (с):
1) на собраниях в мечети;
2) во время обучения последователей (как мужчин, так и женщин) основам веры, религиозным предписаниям;
3) во время проповедей, приуроченных к определенным событиям, при большом скоплении народа;
4) при подготовке миссионеров;
5) во время призыва к передаче хадисов;
6) во время встреч с делегациями (вуфуд) из глав и посланцев различных племен Арабского полуострова;
7) хадисы записывались под диктовку Пророка (с).
Наследие госпожи Фатимы Захры (а)
Госпожа Фатима Захра (а) была воспитана в пророческом (с) доме, а в дальнейшем стала супругой Имама Али (а). Она имела всеобъемлющий запас знаний и точное понимание религии. Но так рано прервавшаяся жизнь стала причиной того, что до нас дошло малое количество хадисов от ее светлости (а). В свое время дочь Пророка (с) при необходимости выступала с речью (самая знаменитая из них – речь «Фадакие»), а также читала дуа – таким способом она (а) передавала знания.
Необыкновенным наследием Фатимы (а) является «Мусхаф госпожи Фатимы (а)». После смерти Пророка (с) и отстранения основного числа последователей от законного халифата Имама Али (а), Господь в знак поддержки отправляет ей ангела, который повествует госпоже (а) о будущих событиях, включающих в себя сокрытые знания о ее семье и потомках до Судного дня. Важно упомянуть, что в этом сборнике нет ничего из Корана или положений религии. [5] Так как эта книга осталась у потомков Пророка (с), о ней мы можем судить лишь со слов Имамов (а). Так, например, Имам Садик (а) говорил, что объем сборника был примерно в три раза больше объема Корана. [6] Во времена, когда Аббасиды боролись с Омейядами за власть, Мухаммед ибн Абдулла бин аль-Хасан был назван «Имамом Махди», но Имам Садик (а) воспротивился их словам и сообщил людям, видившим в этом основу для правления Ахль аль-Бейт (а): «Я смотрел в книге Фатимы, мир ей. И нет иного правителя, который будет править, если только его имя и имя его отца не записано в мусхафе. Но я не видел там имен детей Имама Хасана, мир ему, которые бы достигли власти». [7]
Составитель и переводчик с персидского: Елена (Захра) Лисовина
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
[1] «Футух аль-булдан» Ахмада ибн Яхья ибн Джабир (известного как аль-Баладжури). Мактбат аль-Нахда аль-Мисрийя, Каир, 1379 г.х., т. 3, с. 580.
[2] Бихар аль-Анвар аль-Джамиа ли-Дурр Ахбар аль-Имма аль-Атхар. Мухаммад Бакир аль-Маджлиси. Тахкик Дар Ихйа’ ат-Турас, 1412, Бейрут, т. 58, с. 124.
[3] Канз аль-Уммаль фи сунан аль-Акваль ва аль-Афваль. Аль Муттаки аль-Хинди, под редакцией Сафват ас-Сакка, Бейрут, Мактабат ат-Турас аль-Ислами, 1397, т. 10, с. 262.
[4] Ас-Сунан аль-Кубра. Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али аль-Бейхаки, работа по подготовке текста Мухаммада Абд аль-Кадира Атта, Бейрут, Дар аль-Кутуб аль-Ильмия, первое издание, 1414, т. 3, с. 207; Сахих аль-Бухари. Работа по подготовке текста Мустафа Диб аль-Бага, Бейрут, Дар Ибн Кисир, 1410, издание четвертое, т. 1, с. 25.
[5] Кафи, т. 1, с. 240, хадис 2; Басаир аль-Дараджат, с. 157, хадис 18; Ахль аль-Бейт (а.с.) в Коране и хадисах, т. 1, с. 322.
[6] Кулейни, работа по подготовке текста Али Акбар Гаффари. Тегеран, Дар аль-Кутуб аль-Ислямия, 1389, второе издание, с. 239, хадис 1.
[7] Кулейни, работа по подготовке текста Али Акбар Гаффари. Тегеран, Дар аль-Кутуб аль-Ислямия, 1389, второе издание. с. 458.