«Обязал Аллах людей к молитве для избавления от гордыни» (Фатима аз-Захра, мир ей)
 

Сбор и передача хадисов при Имаме Хасане (а), Имаме Хусейне (а) и Имаме Саджаде (а)

Имам Хасан (а) и Имам Хусейн (а)

В период имамата сыновей Али ибн Абу Талиба (а), Имама Хасана (а) и Имама Хусейна (а), люди жили в рамках особых политических условий того времени, из-за чего вопросы по фикху они адресовали всем, кроме Ахль аль-бейт (а). Предумышленная пропаганда Муавии, заговор клана бану Умайя и отсутствие широкой поддержки среди народа Имама Хасана (а) привели к тому, что хадисы, дошедшие от этих двух Имамов (а), кажутся немногочисленными. Общее количество хадисов, относящихся к Имаму Хусейну (а) до начала событий Ашуры и при этом сохранившихся в исторических, литературных источниках, сборниках хадисов и дуа, тафсирах и в книгах, основанных на консенсусе религиозных авторитетов («иджма»), составляет менее 250. [1] Однако уже с 60-го года хиджры, после смерти Муавии, когда начинается восстание Имама Хусейна (а) и спустя шесть месяцев после его (а) мученической кончины, в хадисоведческих и исторических источниках появляется значительное множество риваятов и повествований. Стоит отметить, что количество хадисов, оставленных Имамом Хасаном (а), по сути, практически не отличается от числа преданий, переданных Имамом Хусейном (а).

Способы распространения хадисов во временя Имамов Хасана (а) и Хусейна (а)

1. Наставление. По разным причинам Имамы (а) вели уединенный образ жизни, предпочитая оставаться дома, поэтому нередко обращения людей к ним (а) происходили в частном порядке.

2. Возражение («ихтиджадж»). От обоих Имамов (а) зафиксировано множество возражений и протестных высказываний. Обычно эти протесты были направлены против Муавии и его сторонников, которые, одержимые гордостью за свою победу и узурпацию власти, стремились осмеять Имама (а) и его (а) семью. Однако Имам (а) как представитель великого рода бани Хашим в ходе дискуссий и споров неизменно сокрушал их контраргументы, отвечая решительными и убедительными доводами.

Наследие Имама Хасана (а)

Хотя в исторических источниках и сборниках хадисов зафиксированы разнообразные предания от Имама Хасана (а), стоит отметить, что хадисы, касающиеся фикха и основ веры, переданные от него (а), крайне редки. В его (а) хадисах основное внимание уделяется восхвалению добродетелей семьи Пророка (с) и теме нравственности.

Наследие Имама Хусейна (а)

1. Молитвы («дуа»). Молитвы, помимо глубокого духовного удовлетворения и приближения к Богу, служили также средством передачи религиозного учения, особенно в те времена, когда Имамы (а) в меньшей степени получали общественное признание и лишь немногие стремились получать знания у них (а). Дуа «Арафа» — прекраснейшее дуа, прочтенное в пустынной местности Арафат, известный пример обращения Имама (а) к Аллаху.

2. Героические хадисы. Это хадисы, относящиеся ко периоду от начала восстания Имама Хусейна (а) и до его (а) мученической смерти. Имам (а) на пути от Мекки в Кербелу в своих (а) пламенных речах говорил о необходимости восстания мусульман против деспотического режима Язида.

Имам Саджад (а)

Период руководства Имама Саджада (а), который длился с 38 по 94 (95) годы хиджры, можно считать тяжелейшим временем в жизни 14 непорочных (а). Этот период начался с мученической смерти Имама Хусейна (а) и пленения Ахль аль-бейт (а) и прошел в сложнейшее время господства династии Омейядов. При этом, несмотря на этот факт, число хадисов, оставленное Имамом Саджадом (а), превосходит число хадисов, переданных Имамом Хасаном (а) и Хусейном (а), что можно связать с несколькими факторами.

1. Длительность имамата Имама Саджада (а). Имам Саджад (а) исполнял обязанности Имама около 34 лет, и этот сравнительно продолжительный период стал основополагающим для передачи хадисов.

2. Влияние событий Ашуры. Имам Саджад (а) использовал всеобщее признание Имама Хусейна (а) угнетенным, а его (а) убийц жестокими в благих целях. Он описал страдания, святость и благочестие Имама Хусейна (а), чтобы привлечь внимание людей и пробудить их сердца.

3. Особенность периода жизни табиинов. [2] Жизнь Имама Саджада (а) проходила в такой период, когда основное количество последователей Пророка (с) покинуло этот мир, а среди табиинов не было подобного Имаму (а).«Чтецы Корана не покидали Медину [для совершения паломничества], не отправлялись в Мекку до тех пор, пока из Медины не выходил Али ибн аль-Хусейн (а). И тогда мы, чтецы, [в количестве] тысячи всадников выезжали [из города] вместе с этим Господином». [3]

4. Возникновение поколения, проявившего интерес к образованию и культуре. Последователи Пророка (с) были обычными людьми и не имели укоренившейся культуры образования, но впоследствии шаг за шагом стала образовываться группа, ставшая на путь получения знаний и проявившая усердие на этом пути.

Способы распространения хадисов в период Имама Саджада (а)

  1. Чтение проповедей. Речи имама (а) в Куфе, Шаме и на пути в эти города, несмотря на свою немногочисленность, указывали на великий духовный статус Имама (а) и стали способом распространения хадисов.
  2. Молитвы и духовные воззвания. Эти способы сыграли ключевую роль в передаче духовных знаний Имама (а) людям, поскольку социальный и культурный уровень в обществе не способствовал восприятию исключительно научных знаний. Кроме того, первоначальное отношение людей к Имаму Саджаду (а) не располагало к обучению у него (а). Примером этого может служить следующее событие: «Однажды Имам Саджад (а) присутствовал в мечети Пророка (с), когда услышал, как некая группа людей безосновательно сравнивала Бога с Его творениями. Этот господин (а) был крайне опечален, подавлен и раздражен, поэтому он (а) поднялся и в их присутствии рядом с могилой Пророка (с) поднял руки в молитве и в своих (а) задушевных беседах с Богом таким образом дал им ответ: “О Господи, Твоя рука — это Твоя мощь, восхваление Тебя далеко от того, как они Тебя описали. Я, о мой Господь, не причастен к тем, кто ищет Тебя через уподобление (чему-либо). Нет ничего подобного Тебе, о Господь, и никто не может постичь Тебя. А проявления Твоих благ к ним было бы для них лишь доказательством Тебя, если бы они познали Тебя». [4]
  3. Письма. Хотя этот способ распространения хадисов использовался реже по сравнению с двумя другими, его невозможно оставить без внимания. Одним из наиболее значимых письменных наследий, дошедших до нас, является «Трактат о правах» («Рисалат аль-хукук»).

Наследие Имама Саджада (а)

1. «Рисалат аль-Хукук». В этом трактате перечислены 50 обязанностей, которые нам следует соблюдать: право Аллаха; права частей тела; обязанности, связанные с поклонением; права руководителей и подчиненных; права родственников; а также другие права и обязанности. Одним из примеров может служить следующий хадис: «Право твоей жены заключается в том, чтобы ты знал: Всевышний Господь сделал ее источником твоего спокойствия, благополучия и близости, и это благо, которое Аллах даровал тебе. Поэтому цени ее, будь к ней добр и обращайся с ней по-дружески». [5]

2. Молитвы, переданные от Имама (а). Поклонение, молитвенные воззвания и задушевные беседы с Господом имели особенное положение в жизни Имама Саджада (а). Например, как «Сахар», известное под названием «Дуа Абу Хамза Сумали», и «Мунаджат Хамса Ашрата».

3. «Сахифа Саджадия». Это одна из немногочисленных книг, написанных в первом веке лунной хиджры. Этот сборник содержал 75 молитв, которые были продиктованы Имаму Бакиру (а) и его (а) брату, Зейду ибн Али, и записаны в двух экземплярах. В современном же сборнике, который есть и в переводе на русский язык [6], присутствует только 54 дуа.

Составитель и переводчик с персидского: Елена (Захра) Лисовина

Дизайн обложки: Екатерина Здорова

[1] Маусу’а калимат аль-Имам аль-Хусейн ‘алайхи ас-салям, пажухешкаде Бакир аль-Улюм. Дар аль-Мааруф, Кум, 1415 г.х.

[2] Табиины — это мусульмане, которые встречались, общались или жили в одно время с одним или несколькими сподвижниками Пророка Мухаммада (с), но сами Пророка (с) не видели.

[3] Аль-Маджлиси М. Бихар аль-анвар. — Бейрут, Издательство «Дар Ахья аль-Турас», 1412 г. х. — Т. 46, с. 149, хадис 7.

[4] Шейх Муфид. Аль-Иршад фи ма’рифат худжаджи-ллах ‘аля аль-‘ибад. Исследование Фонда Ахль аль-бейт (а). — Кум, 1413 г. х., Т. 2, с. 152.

[5] Шейх Садук. Ман ла яхдуруху аль-факих. Исследование Али Акбара Гаффари. — Кум: Фонд исламской публикации, Т. 2, с. 621.

[6] Молитвы имама Саджада / пер. с перс. Т. Черниенко. – М., 2020. – 192 с.