Согласно законам финансовой грамотности и экономики, равно как и исламским принципам, деньги как очень важный социально-экономический феномен важно пускать в оборот. Экономисты считают, что общество стагнирует, если деньги лежат мертвым грузом: они должны инвестироваться. Этим объясняется и обязательная в исламе выплата хумса – одной пятой части от годового дохода. [1]
В одном из исламских преданий говорится:
Душа того, кто убежден в загробной жизни, проявляет щедрость в расходовании. [2]
В другом хадисе передается:
Есть три руки: просящая, расходующая и удерживающая. И расходующая – лучшая из рук. [3]
Многие понимают, что деньги должны являться не целью, а ценным ресурсом для достижения каких-то задач и удовлетворения потребностей. Римский поэт Гораций сказал: «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». И каждый сам выбирает: сделать их целью или средством к цели. Те, кто видит в деньгах цель, во имя прибыли противодействует всяким принципам ислама и гуманизма, готов идти по головам и тем самым прокладывать себе дорогу в весьма сомнительное будущее. Когда же финансы служат человеку, а не господствуют над ним, они тем самым служат инструментом для достижения цели. Инструмент будет приносить пользу, если научиться им правильно пользоваться.
В сборнике хадисов «Аль-Кафи» приводятся два предания от пречистых (а), в которых говорится о положении мусульманина, стремящегося обрести достаток с целью создания благополучных условий для семьи:
«Кто ищет из милостей Великого и Всемогущего Аллаха то, что обеспечит его семью, награда того будет величественней награды воина (араб. «муджахид») на пути Великого и Всемогущего Аллаха»[4];
«Когда мужчина, оказавшийся в трудном положении, будет трудиться настолько, что сможет прокормить себя и свою семью, не желая при этом запрещенного, он подобен воину (араб. «муджахид») на пути Аллаха»[5].
Хотя в этих повествованиях прямо не упоминается о равенстве награды для ищущих законного пропитания с мучениками, однако все же на основании сравнения их с теми, кто борется на пути Аллаха (в некоторых повествованиях награда таких людей считается даже выше награды муджахидов), можно сделать вывод: тот, кто скончался, покинув дом в поисках законного заработка, подобен муджахиду, который отправился на поле боя в поход и принял мученическую смерть.
Тема денег до сих пор является довольно триггерной и неоднозначной для общества, несмотря на присутствие в исламе явных указаний, призывающих вести полноценную жизнь в благополучии и достатке (при этом не забывая о гуманизме и помощи ближним). Среди мусульман по-прежнему имеются те, кто считает, что наличие денег и финансовых амбиций их обладателей автоматически вносит в списки «меркантильных стяжателей», лишает их имана и права на благополучие в загробной жизни. Однако это не так. И свидетельством тому является дошедшее до нас письменное наследие от непорочных (а).
Однажды к Имаму ас-Садику (а) пришел его (а) сподвижник и взволнованно сказал: «Клянусь Аллахом, мы увлеклись мирскими заботами и завистливо заразились желанием завладеть этим миром». Имам (а) спросил его: «Почему же ты возжелал блага этого мира, для каких целей ты хочешь использовать их?» Тот человек ответил: «Хотел бы потратить часть денег на себя и свою семью, часть потратить на родственников, часть раздать как милостыню, а часть использовать для паломничества в хадж и умру». Имам (а) сказал: «Это не влюбленность в этот мир, это любовь к загробной жизни». [6]
Пророк Мухаммад (с) сказал:
Достаток – лучшая помощь богобоязненности. [7]
Имам ас-Садик (а) сказал:
Достаток, удерживающий тебя от несправедливости, лучше бедности, побуждающей тебя к греху. [8]
Имам Риза (а) рассказал, что Имам Саджад (а) надевал летом два одеяния, которые он (а) купил за пятьсот дирхамов. [9]
А Имам Муса аль-Казим (а) так наставлял верующих:
Дайте возможность своим страстям осуществить дозволенные желания воспользоваться этим миром при условии соблюдения справедливости и недопущения расточительства. Используйте этот путь для исполнения религиозных обязанностей. Потому что повествуется, что человек, отрекшийся ради веры от мира и отрекшийся ради мира от веры, не из нашей уммы. [10]
Рассматривая финансовые средства как инструмент, человек более рационально подходит к вопросу расходов и не боится тратить их на осуществление своих целей. Специалисты рекомендуют пересмотреть свои рациональные и эмоциональные установки или стереотипы в отношении капитала. Неудивительно, что путь к финансовому благополучию требует усилий и пересмотра привычек, изменений в мышлении и даже смены окружения.
Морган Хаусел, эксперт в области создания и управления частным капиталом и автор бестселлера «Психология денег», в своем интервью на канале Эндрю Хубермана поделился важными мыслями, которые могут помочь прийти к каким-то личным открытиям и обрести финансовую осознанность. [11]
- То, как человек тратит или копит деньги, имеет для него смысл именно в данный момент времени. За тем, как мы тратим, всегда что-то стоит: жажда внимания, компенсация чего-либо, характер и др. При этом не существует единственно верного способа распоряжаться деньгами, копить и тратить их. Нужно понять, что подходит именно вам.
- Все финансовые решения должны основываться на том, будете ли вы впоследствии сожалеть о них. Важно избегать двух крайностей: экономить больше, чем нужно, и тратить больше, чем можно. Более половины людей попадают в одну из этих категорий.
- Управлять деньгами так, чтобы они делали вас счастливее, гораздо сложнее, чем зарабатывать их.
- Говорят, что деньги не делают нас счастливее. У Хаусела другое мнение. Он считает, что за деньги можно купить счастье, но это происходит опосредованно. Например, сделает ли нас счастливее большой дом? Да, но не сам по себе, а потому что мы сможем принимать в нем друзей. Сделает ли нас счастливее дорогой отпуск? Да, потому что позволит провести время с детьми и дать им новые эмоции.
- Формула хорошей жизни: глобальная цель (больше, чем мы сами) плюс независимость (дает уверенность, что мы можем действовать на своих условиях). Деньги не входят в эту формулу, но помогают достичь этих параметров.
- Если деньги становятся частью нашей личности, это может быть опасным. В этот момент деньги контролируют нас, и желание получить больше растет, что приводит к зависимости.
- За деньги можно купить лучшее медицинское обслуживание, но нельзя купить больше лет жизни. Все равно придется заниматься спортом, высыпаться и избегать вредных привычек. 50 лет назад более состоятельные люди занимались физическим трудом меньше. Теперь же самые богатые занимаются физическим трудом больше, чтобы прожить дольше. Здоровье — возможно, последняя вещь, которую нельзя купить.
- Слава ограничивает свободу, а не увеличивает ее. Люди хотят быть богатыми и сохранять анонимность, а не бедными и знаменитыми.
- Победитель лотереи, который получает дофамин без усилий, не чувствует себя так же хорошо, как человек, заработавший эти деньги. При этом время, проведенное с детьми, может показаться не требующим усилий, но оно приносит пользу и обогащает. Важен не пункт назначения, а путешествие и опыт общения с другими людьми.
- Свобода не равна возможности ничего не делать, это возможность делать все на своих условиях. Деньги дают возможность выбирать работать там, где вы хотите, жить там, где вы хотите, выйти на пенсию, когда вы хотите. Независимость — главный инструмент, который можно купить.
- В психологии правило пика и конца означает, что люди запоминают переживания в основном по тому, как они закончились. Уход на пенсию на своих условиях приводит к позитивному восприятию, даже если карьера не была идеальной. Вынужденный уход оставляет негативное впечатление, даже если сама карьера была отличной.
- Деньги легко измерить, поэтому люди прилагают больше усилий, чтобы их заработать, даже в ущерб отношениям и здоровью. Например, выяснить, как увеличить свой доход на 10%, гораздо легче, чем понять, как измерить, что ваши дети начали любить вас на 10% больше. Поэтому мы больше сосредотачиваемся на первом — материальном.
- Трата денег — это искусство, а не наука, оно субъективно, индивидуально и часто противоречиво.
Деньги, безусловно, не должны становиться самоцелью, иначе их зарабатывание теряет всякий смысл. В этой связи вспоминаются слова Далай-ламы: «Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая, сожалеет о том, что не жил».
ربنا آتنا في الدنيا حسنة وفي الآخرة حسنة
رضوان الله والجنة في الآخرة والمعاش وحسن الخلق في الدنيا
Господь наш! Дай нам в [жизни] ближайшей [удел] прекрасный и в Последней [жизни даруй нам воздаяние] прекрасное и убереги нас от наказания огнем [адским]. [12]
[Даруй] довольство Аллаха и рай в загробном мире. Средства жизни и добрый нрав в ближнем мире! [13]
Автор: Захра Керимова
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
[1] В фетвах аятоллы А. Систани говорится: «Одно из обстоятельств, с которыми люди сталкиваются чаще всего, – это получение прибыли (т.е. превышение годового дохода человека и его семьи над их расходами)» (Систани А. Практические заповеди ислама. 1999. С. 49). Очевидно, что для человека важно удовлетворять собственные материальные и духовные потребности, что происходит за счет той прибыли, которую он имеет в течение года. И если в течение года он не имел прибыли, то уплата хумса для него необязательна. Однако если после расходов на собственные и семейные нужды в той мере, в какой он в этом нуждается, при этом не расточительствуя и не ущемляя себя, в конце года окажется прибыль, то одну пятую часть он должен выплатить, а четыре пятых оставить себе. На вопрос Ибн Абу Насра: «Когда выплачивается хумс: до необходимых для жизни расходов или после?» Имам Джавад (а) ответил: «После необходимых для жизни расходов» (Кулейни А., Аль-Кафи. 2003. С. 77, хадис 391).
[2] Аль-Кафи. Т. 4, стр. 43
[3] Аль-Кафи. Т. 4, стр. 43
[4] Аль-Кафи. Т. 5, стр. 88
[5] Аль-Кафи. Т. 5, стр. 88
[6] Аль-Кафи, Т. 5, стр. 72
[7] Аль-Кафи.Т. 5, стр. 71
[8] Аль-Кафи. Т. 5, стр. 72
[9] Аль-Кафи. Т. 6, стр. 441
[10] Маджлиси А. Бихар аль-анвар, 1025, хадис 321
[11] Ссылка на интервью: https://youtu.be/z5W74QC3v2I?si=2MMpjxiIVXVR1EK5
[12] Коран, 2:201
[13] Из толкования аята Имамом ас-Садиком (а). Аль-Кафи. Т. 5, стр. 71