Исследование системы жизненных смыслов — не роскошь умствования, а дисциплина, без которой вера теряет форму, а практика — направление.
В исламской традиции порядок смыслов начинается с признания первенства разума: «Когда Аллах сотворил Разум, Он заставил его говорить… “Клянусь Моей славой, не создал Я творения более любимого Мне, чем ты; тобой повелеваю, от тебя удерживаю, тебя награждаю и тебя наказываю”»[1]. Это — исходная аксиома: смысловое упорядочение жизни возможно лишь там, где разуму позволено вынести суждение и придать поступкам внутреннюю меру. В хадисах не раз подчеркивается, что познание себя ведет к познанию Господа[2].
Но как устроить саму систему жизненных смыслов — так, чтобы высокие слова Пречистых из семейства Пророка (С) становились приоритетными в списке дел? Ключ — в методе: регулярное «муракаба» и «мухасаба», то есть наблюдение за собой и прицельный самоанализ. «Победил тот, кто взыщет с себя отчет»[3]. Ежедневная проверка мотивов и последствий, сверка намерений с обязанностями перед Аллахом и людьми — это не психологический перфекционизм, а способ не позволить привычкам подменить цель.
Что же считать критерием зрелости такой системы? «Ценность всякого человека — в том, что он делает лучшим образом»[4].
Наконец, размышление о смыслах — это форма поклонения. «Час размышления лучше семидесяти лет поклонения», — передают ученые, следующие за Имамами (а)[5]. Размышление здесь подразумевает работу совести и ума, которые, прослеживая причины и цели, снимают с поступков пелену случайности. В таком режиме вера не противопоставляется исследованию — напротив, она требует его: чтобы каждое «почему» становилось мостом к «зачем», а каждое «зачем» — к «ради Кого».
Существуют разные психологические техники по определению своих жизненных ценностей. Ниже представлена одна из техник[6], которая поможет исследовать свою позицию в вопросе поиска жизненных смыслов и приоритетов с помощью списка из 24 утверждений, на которые могут ориентироваться люди в своей жизни.
Смысл моей жизни состоит в том:
- … чтобы помогать другим людям
- … чтобы быть свободным
- … чтобы получать удовольствие
- … чтобы совершенствоваться
- … чтобы добиваться успеха
- … чтобы быть с близким человеком
- … чтобы передать все лучшее своим детям
- … чтобы понять себя самого
- … чтобы делать добро
- … чтобы жить
- … чтобы испытывать счастье
- … чтобы осуществить себя
- … чтобы сделать хорошую карьеру
- … чтобы чувствовать, что кому-то нужен
- … чтобы жить ради своей семьи
- … чтобы познавать Бога
- … чтобы улучшать мир
- … чтобы любить
- … чтобы получать как можно больше ощущений и переживаний
- … чтобы реализовать все свои возможности
- … чтобы занимать достойное положение в обществе
- … чтобы радоваться общению с другими
- … чтобы помогать своим родным и близким
- … чтобы понять жизнь
Для выполнения техники необходимо сделать мягкую рейтинговую оценку представленного перечня. Для этого выберите из списка 3 утверждения, которые занимают 1-е место в системе ваших личных жизненных смыслов, затем 3 утверждения, которые вы могли бы поставить на 2-е, на 3- е и т.д. до 8-го места. Запишите порядковые номера этих утверждений в таблицу 1.
Таблица 1. Рейтинг представленности жизненных смыслов
Ранг утверждения | Порядковые номера утверждений |
1 место | |
2 место | |
3 место | |
4 место | |
5 место | |
6 место | |
7 место | |
8 место |
Чтобы подсчитать свой результат, воспользуйтесь таблицей 2 (ниже), где представлены основные категории жизненных смыслов (альтруистические, экзистенциальные, гедонистические и т.д.). Вам необходимо выяснить, какой вес (сумма ранговых значений) имеет каждая из этих категорий в Вашей личной системе жизненных смыслов.
Для этого напротив каждого порядкового номера утверждения Вам нужно указать ранг (место), который Вы присвоили этому утверждению в таблице 1. Например, первому утверждению Вы присвоили 4-е место. Напротив порядкового номера 1 ставите 4 (ранг этого утверждения) и т. д. по всем порядковым номерам.
Когда вся таблица 2 будет заполнена (кроме столбца «Сумма ранговых значений»), Вы можете подсчитать результат по каждой из восьми категорий жизненных смыслов. Для этого достаточно сложить ранговые значения напротив каждой из категорий и записать результат в столбце «Сумма ранговых значений». Например: чтобы подсчитать сумму ранговых значений категории «Альтруистические», вы должны сложить ранговые значения утверждений под номерами 1, 9, 17. Запишите полученный результат в последний столбик «Сумма ранговых значений». И так по всем восьми категориям.
Таблица 2. Рейтинг категорий жизненных смыслов
Категории жизненных смыслов | Порядковые номера и соответствующие им ранги (места) утверждений | Сумма ранговых значений | ||
Альтруистические | 1. | 9. | 17. | |
Экзистенциальные | 2. | 10. | 18. | |
Гедонистические | 3. | 11. | 19. | |
Самореализации | 4. | 12. | 20. | |
Статусные | 5. | 13. | 21. | |
Коммуникативные | 6. | 14. | 22. | |
Семейные | 7. | 15. | 23. | |
Когнитивные | 8 | 16. | 24. |
Интерпретация данных
Сравнивая полученные результаты, необходимо помнить, что чем меньше сумма ранговых значений, тем больший вес имеет эта категория в системе ваших жизненных смыслов, и наоборот. В зависимости от полученной суммы ранговых значений по каждой из категорий, вы можете оценить представленность каждой из категорий в вашей личной системе жизненных смыслов:
18 – 24 балла – смыслы этой категории представлены слабо в вашей системе жизненных смыслов
10 – 17 баллов – смыслы этой категории представлены достаточно в вашей системе жизненных смыслов
3 – 9 баллов – смыслы этой категории доминируют в вашей системе жизненных смыслов
Теперь на основании полученных данных вы можете построить профили представленности жизненных смыслов. На горизонтальной оси обозначаются категории жизненных смыслов, на вертикальной – полученные баллы по каждой из категорий. В результате полученных данных можно составит профиль жизненных смыслов, обозначив на оси Х 8 жизненных смыслов, а по оси Y количественные показатели смыслов.
Надеемся, что предложенная техника поможет вам познать себя и расставить личные приоритеты в порядке их желаемой значимости.
Автор: Захра Керимова
Дизайн обложки: Екатерина Здорова
[1] Аль-Кулайни. Аль-Кафи. Кн. «Разум и невежество», х. 1, стр. 34.
[2] Гурар аль-хикам, №153, стр. 1050
[3] Нахдж аль-балага, мудрость 208, стр. 892.
[4] Нахдж аль-балага, мудрость 81, стр. 870.
[5] Ат-Туси. Аусаф аль-ашраф, стр. 26.
[6] Техника опубликована в сборнике «Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 410 с.