В этой статье я постараюсь раскрыть вопрос причин роста количества разводов в Иране не с точки зрения простого обывателя, а основываясь преимущественно на научных данных. При этом я буду опираться на работы иранских ученых – представителей различных областей наук, которые занимаются анализом этого процесса, поиском причин и путей выхода из сложившейся ситуации.
Какова статистика разводов в Иране?
Проблема увеличения количества разводов коснулась не только западных стран, но и не стала исключением для Ирана. По данным за 2016–2020 годы каждый третий брак в Иране заканчивается разводом.
В статье, опубликованной на сайте иранского Института демографических исследований приводятся слова его директора – Мохаммада Джавада Махмуди. Он говорит, что соотношение браков и разводов не может адекватно отражать ситуацию, происходящую в стране. В процессе анализа было выявлено, что каждый седьмой брак, заключенный между 2013–2014 гг. и декабрем 2022 года, завершился разводом, хотя, согласно статистике того же года, за 2022–2023 гг. на один развод приходилось менее пяти браков. Поэтому М. Дж. Махмуди предложил рассматривать чистый коэффициент разводов, который мог бы более точно отражать состояние института семьи в Иране. Коэффициент рассчитывается путем деления количества разводов за год на количество находящихся на момент подсчета в браке женщин. Выяснилось, что, и согласно этим данным, количество разводов только растет: коэффициент за период с 1966 г. по 2023 г. увеличился с 0.96 до 2.51 (1).
В среднем иранцы стали разводиться позже: средний возраст первого развода мужчин и женщин увеличился на 3,9 и 4 года соответственно. Возникла тенденция «старения» возраста разводов. При этом разводятся зачастую не молодожены, а как раз люди, прожившие в браке 10–15 лет (1).
Важно отметить, что и сокращение количества заключаемых браков тоже повлияло на статистику разводов (2).
Что становится причиной такого роста разводов в Иране?
Однозначного ответа, думаю, ожидать не стоит: этот вопрос изучается специалистами из различных областей, и каждый из них приводит свои заключения и предположения. Вот основные причины, которые они выделяют.
- Экономические причины:
- рост безработицы среди мужчин;
- усиление неравенства в обществе (рост коэффициента Джини[1] до 0,397) (6);
- рост затрат на коммунальные услуги, транспортные расходы, аренду или покупку жилья (2);
- увеличение занятости женщин на рынке труда (2).
- Социальные причины:
- повышение уровня образованности женщин по сравнению с мужчинами (2);
- эволюция семейного права в Исламской Республике Иран в сторону упрощения процедуры развода для женщин (3);
- рост популярности разводов по согласию сторон в Иране;
- формирование положительного образа развода в кинематографе. Иранские фильмы не подходят к теме развода нейтрально или беспристрастно. Развод, который с религиозной точки зрения считается негативным явлением, в фильмах 2000-х годов он представлен как обыденное явление, а в некоторых случаях (например, в фильмах «Вынужденный успех», «Развод Надера и Симин») – даже как благо и освобождение (4);
- смена моделей выбора супруга (под влиянием зарубежных СМИ и социальных сетей, из-за ослабления роли старших в семье при выборе супруга и в целом ослабление контроля семьи) (5);
- увеличение доступа и потребления эротического контента. В статье «Социальный конструкт развода по согласию сторон в Иране» приводятся такие данные: «В Иране число пользователей интернета превышает 60%. Среднее время пребывания иранцев в социальных сетях и виртуальном пространстве составляет от 5 до 9 часов в день. Доступ к эротическому контенту сегодня легко можно получить с помощью простого VPN-сервиса. Поведение иранцев в виртуальном пространстве также носит ярко выраженный сексуальный оттенок. Например, если обратиться к разделу трендов Google — самой популярной поисковой системы в интернете, то на основе статистики, предоставленной этим сайтом, активность иранских пользователей в этой поисковой системе с 2004 по 2017 год выглядит следующим образом. В разделе «Топовые поисковые тренды по изображениям» популярны такие запросы: «фото», «девушка», «женщина», «одежда», «скачать», «фильм», “hot”, «красивая», “girl”, «Иран». Топовые поисковые тренды в разделе видео среди иранских пользователей распределены так: «иранка», “video”, “love”, “girl”, “hot”, «фильм», “sexy”, “music”, «танец». Рост влечения к новым сексуальным объектам в индивидуальной и социальной жизни людей естественным образом приводит к снижению привлекательности семьи и супружеских отношений, отодвигая их на второй план;
- эволюция структуры семейной власти (более равномерное распределение власти, в том числе из-за экономической самостоятельности женщины) (5);
- потребительство, сравнение с другими («эффект соседа»), ослабление приверженности традиционным и религиозным ценностям, пренебрежение простотой жизни и умеренностью, терпением и снисходительностью (2).
В статье «Экономические факторы разводов в Иране» говорится, что такие стремительные перемены приведут к дисбалансу между скоростью культурных изменений и темпом социально-экономических преобразований. Поколения, оказавшиеся в эпицентре этих трансформаций, не смогут выработать общепринятые критерии для выполнения семейных ролей и поддержания традиционных ценностей. Как следствие, внутрисемейные конфликты обострятся, что значительно повысит вероятность разводов.
Некоторые пути решения, предложенные иранскими учеными
Что касается образа семьи и брака в кинематографе, авторы статьи «Репрезентация развода в иранском кинематографе 2000-х годов» предлагают:
- прекратить изображать развод как рутинное или даже позитивное явление;
- отказаться от ненаучных, обывательских объяснений причин развода;
- привлекать экспертов по семейным проблемам для выработки удачных моделей семьи;
- придерживаться научного подхода, отказавшись от идеологических клише в пользу доказательных моделей (4);
- поддерживать женскую занятость в социуме, адаптируя ее виды под культуру (2);
- учитывая усиление социального неравенства в обществе, ученые предлагают урегулировать это через реформу налоговой системы, внедрение программы социального лифтинга, субсидирование государством покупки жилья или его аренды (2);
- внедрять социопсихологические программы, поддерживать институт семейного консультирования.
Семья — это основа, ячейка общества, но зачастую именно она страдает больше всего от различного рода перемен. Ведь для выработки ответов на изменения требуется время, а зачастую и осмысленный и осознанный подход. Чтобы перестроиться в связи с переменами в мире и по-новому выстроить отношения внутри членов семьи, нужно, чтобы отношения «легли» на чистую и здоровую исламскую основу, на полезные культурные традиции и в то же время были способны ответить вызовам современного мира. Вероятно, семьи, которые смогут адаптироваться к новым экономическим реалиям и при этом сохранить культурные и религиозные основы семьи, будут иметь большую устойчивость к кризисам. Время покажет… Но в любом случае, прочность семьи — всегда показатель зрелости общества.
[1] Мера неравенства доходов, где: 0 = полное равенство (все получают одинаковый доход); 1 = абсолютное неравенство (один человек получает весь доход).
Источники:
- Рост разводов в старших возрастных группах | Большое заблуждение относительно статистики разводов в Иране. URL: https://nipr.ac.ir/%D8%A7%D9%81%D8%B2%D8%A7%DB%8C%D8%B4-%D8%B7%D9%84%D8%A7%D9%82-%D8%AF%D8%B1-%D8%B3%D9%86%DB%8C%D9%86-%D8%A8%D8%A7%D9%84%D8%A7%D8%AA%D8%B1-%DB%8C%DA%A9-%D8%B3%D9%88%D8%A1%D8%AA%D9%81%D8%A7/
- Делири Х. Экономические факторы разводов в Иране.Женские исследования. 2019, 11(2), стр. 22–93. URL: www.sid.ir/paper/66209/fa#pointx
- Сертипзаде Р., Гаффари М. Исследование упрощения процедуры развода в иранском семейном праве. URL: https://www.sid.ir/paper/898230/fa#pointx
- Гярдфарамарзи Солтани М., Пакзад А. Репрезентация развода в иранском кинематографе 2000-х годов // Культурно-коммуникационные исследования. 2016. Т. 17, № 43, стр. 79–107. URL: https://www.sid.ir/paper/213399/fa
- Горчи Беги М., Икбали А. (1399). Социальный конструкт развода по согласию сторон в Иране // Семейные исследования, 16 (61), стр. 97–114. URL: https://www.sid.ir/paper/400183/fa#pointx
- https://amar.org.ir/
Составитель и переводчик с персидского: Елена (Захра) Лисовина
Дизайн обложки: Екатерина Здорова